Театрализованные игры с детьми среднего дошкольного возраста в летний период на прогулке
методическая разработка (средняя группа)

Большакова Наталья Юрьевна

В данном выступлении представлен опыт работы по театрализованной деятельности в летний период, проводимой на прогулке. Определены условия всестороннего развития дошкольников 4-5 лет посредством этого вида деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза  Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области,

 СП «Детский сад №56»

Выступление на летней методической неделе на тему: «Театрализованные игры с детьми среднего дошкольного возраста в летний период на прогулке»

        Подготовил:

                                          воспитатель Большакова Н. Ю.,

                                                                                методист ДОО  Илюхина Ирина Валерьевна

Сызрань 2016 г.

Одним из главных принципов основы ФГОС является: «…реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная игра. Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Лето - благоприятный период для развития и воспитания ребенка. Это время, которое приносит радость детям, время творчества. Всем этим целям служат театрализованные игры. Я работаю в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, алалия, дизартрия и т. д.) Нашим ребятам очень полюбились театрализованные игры, т. к. они сближают детей, способствуют развитию их общения, раскрытию творческих способностей.  Мы с воспитанниками организуем и проводим такие игры  в основном наутренней и вечерней прогулках (длительность от 10 до 20 минут, если дети увлекаются, можно увеличить деятельность на некоторое время). Участок нашей возрастной группы оборудован для театрализованной деятельности: домик из дерева, ширмы, различные виды театров (пальчиковый, настольный, бибабо и т. д.), маски и костюмы для игр-драматизаций с пением.С пальчиковым театром мы познакомили детей еще в младшей группе. Пальчиковые игры предоставляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком и помогают малышу лучше управлять движениями  собственных пальцев. Пальчиковый театр доступен и легко применяется нами в детском саду и дома. Фигурки персонажей одеваются на пальчики.Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди, развивая воображение ребенка.

Театр кукол на столе доступен и увлекателен для детей нашей возрастной группы. Игрушки для него мы изготавливали из бумаги, картона, ткани  из кусочковмеха, кожи, поролона.При изготовлении нами учитывалось соотношение игрушек по размеру и фактура.Подготовка к театрализованной деятельности в нашей группе заключается в следующем:  в выразительном чтении произведения, беседе о прочитанном, просмотре иллюстраций в детских книгах, обучении детей передачи настроения и характера героев мимикой и  движениями, проговаривании  отдельных фрагментов, разыгрывании произведения целиком.

В средней группе мы перешли к более   сложному театру- бибабо, познакомили детей с театральной  ширмой и верховыми куклами. Но прежде, чем дети начали работать за ширмой мы им дали возможность поиграть  с игрушкой, помогалиим освоить приемы кукловождения.Перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. В нашей группе мы используем систему работы с куклами:  знакомство с куклой; подготовка к кукловождению (упражнения для пальчиков, рук и на разные виды мышц, умение владеть своим телом); работа над выразительностью речи; координация речи с движением (игры – импровизации с куклами и без них, этюды, диалоги), выступление.

В пошиве кукол, изготовлении атрибутов, костюмов, декораций, организации предметно-развивающей среды активное участие принимали родители, дети и воспитатели нашей группы.Кроме того, проводится предшествующая и последующая работа по театрализованным играм: рисунки детей, выполнение лепки, аппликации по сказкам.

Значение театрализованных игр для развития и воспитания детей в нашей возрастной группы велико:  в речевом развитии (закрепляем у детей коммуникативные навыки, связную речь, ЗКР, грамстрой, словарь); в физическом развитие (движения, мелкая моторика, пространственная ориентировка);в социально-коммуникативном развитии (показываем детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости, учим уступать, договариватьсяформируем привычку к выразительной публичной речи  путём привлечения ребят к выступлениям перед аудиторией, помогаем преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость); в художественно-эстетическом развитие (яркие куклы, костюмы, декорации, музыка, изобразительная деятельность); в познавательном развитии (знакомство с разными жанрами произведений литературы, развитие памяти, воображения, мышления). Для  театрализованной деятельности нами были взятысказки: «Теремок», «Колобок», «Красная шапочка», «Репка».

В «В основной общеобразовательной программе СП», в разделах нашей группы обозначены цели и задачи развития у детей театрализованной творческой игры: область  «Художественно-эстетическое развитие» (воспринимать содержание произведения,  сопереживать его героям, инсценировать совместно со взрослыми песни, хороводы); «Речевое развитие» (пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослых и со зрительной опорой);  «Социально-коммуникативное» (проявлять творческие способности в играх (придумывать варианты игр, комбинировать движения, уметь разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест); «Физическое развитие» (уметь творчески использовать двигательный опыт в самостоятельной деятельности, проявлять самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр). Все эти цели и задачи мы закрепляем в летний период  с детьми на прогулке.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, всестороннее развитие детей среднего дошкольного возраста в летний период на прогулке средствами театрализованной игры будет эффективно при условии:

- систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Список литературы:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.

4. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М., 1991.

6. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1983.

7. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

8. Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду».

9. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».

10. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

11. Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в летний период. Технологические карты для педагога. Ширма для выставки в методическом кабинете.

Ширма для тематической выставки в методическом кабинете. Технологические карты проведения предметно-поиковой деятельности  в летний период с детьми старшего дошкольного возраста. Думаю, что этот ...

Консультация для родителей "Игры с детьми младшего дошкольного возраста в летний период"

Прогулки на свежем воздухе закаливают ребенка, укрепляют и сохраняют его здоровье и нервную систему, развивают двигательную активность малыша, воспитывают интерес к внешнему миру, ребенок приобретает ...

"Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста в летний период"

В данном материале представлена информация о беседах с детьми в летний период, которую можноиспользоваться педагогам при составлении ежедневного планирования летней оздоровительной работы в детском са...

Планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста на летний период

Планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста на летний период...

Проект Театрализованные игры с детьми среднего дошкольного возраста

Развитие речи является центральной задачей воспитания детей. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к ее усвоени...

"В поисках игрушек" Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста в летний период на улице

Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста в летний период на улице нацелена на развитие у детей навыков командной работы через разные виды детской деятельности. В ходе групповой работы проис...


 

Комментарии

Мартынова Анна Михайловна

Здравствуйте.
Содержание данной статьи очень понравилось. Буду использовать театрализованные игры с дочкой дома. Большое спасибо!!!