Конспект открытого просмотра Мастер-класс по теме: «Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Клейменова Марина Викторовна

Конспект открытого просмотра

Мастер-класс по теме:

«Пальчиковые и жестовые игры с детьми

среднего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого просмотра 

Мастер-класс по теме:

«Пальчиковые и жестовые игры с детьми

среднего дошкольного возраста»

Воспитатель Клейменова М.В.

Уважаемые коллеги!

Сегодня вашему вниманию я представляю мастер- класс по теме «Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста».

Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

В рифмованных пальчиковый и жестовых играх содержание стихотворного текста отображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.

Пальчиковой игрой вы можете предварить занятие по лепке, рисованию, конструированию, аппликации. Она может разогреть ручки малыша перед работой и ввести его в игровую ситуацию.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребенка навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т.д.)

Основная цель использования пальчиковых игр: развитие координации движений, мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно-образовательные задачи.

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
  3. Развитие тактильной чувствительности рук.
  4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
  5. Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
  6. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
  7. Совершенствование двигательной памяти.
  8. Развитие речемыслительной деятельности.
  9. Развитие мимической мускулатуры.
  10. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
  2. Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечения детей сказочным сюжетом.
  3. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  4. Формирование дружеских взаимоотношений.
  5. Воспитание внимания к обращенной речи.
  6. Развитие чувства уверенности в себе.
  7. Формирование положительной мотивации на занятии.
  8. Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
  9. Формирование умения радоваться, достигая цели.
  10. Формирование коммуникативных навыков.

Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр

  1. Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
  2. Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.
  3. Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач ( к примеру, показывать движения и произносить стихотворение) – сложная задача может стразу отбить интерес к игре.
  4. Длительность игр с двухлетними малышами – 5 10 минут; занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.
  5. Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.
  6. Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

ПАМЯТКА

Виды нестандартного оборудования

  1. Массажные мячики
  2. Платочки
  3. Коврики
  4. Крупные бигуди
  5. Прищепки
  6. Счетные палочки
  7. Эспандеры
  8. Длинные бигуди
  9. Решетки
  10. Зубные щетки
  11. Бусы
  12. Резинки для волос
  13. Щетки
  14. Шестигранные карандаши

Воспитатель (обращается к педагогам): Сейчас мы с детьми покажем, как мы играем с массажным мячиком.

Воспитатель (обращается к детям): Дети, приготовьте свои руки к выполнению пальчиковой гимнастики. (Воспитатель раздает массажные мячики).

Ручки, ручки, просыпайтесь.        Дети катают мячик в руках, делая

        движения вперед- назад, вправо-влево

        между ладонями.

Пальчики, пальчики,                     Катают мячик по каждому

просыпайтесь,           пальцу правой и левой рук.

Головка, головка, просыпайся.      Катают мячик круговыми

        движениями по голове.

Животик, животик, просыпайся.   Катают мячик круговыми

        движениями по животу.

Ножки, ножки, просыпайтесь.       Катают мячик по правой,

О. Крупенчук                             затем по левой ноге.

Воспитатель (обращается к педагогам): В работе с дошкольниками при проведении пальчиковых игр можно использовать различное оборудование.

Воспитатель (обращается к детям): Сейчас мы поиграем с платочками.

  1. Игра с платочками

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Мама вечером стирала,            Берут платочек в обе руки и

А я рядышком стояла,              имитируют стирку белья.

Не стирала — охала —            Покачивают   головой   вправо, влево.

Ох, ох, ох!..                             Голосовое включение.

Да глазами хлопала —            Дети разводят в разные стороны пальцы

         обеих рук, подносят их к лицу и

        имитируют «моргание глазами».

Хлоп, хлоп, хлоп!..                  Голосовое включение.

 ногами топала —                       Дети топают ногами.

Топ, топ, топ!..                         Голосовое включение.

Лучше б было не стоять,         Дети берут платочек в обе руки

А взять и маме помогать!         и имитируют стирку белья.

Л. Дьякова

Воспитатель (обращается к детям):Очень нравится нам игра с ковриками.

2. Игра с ковриками

Звериные следы (народная потешка)     

Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.

Шла корова по дорожке —      Сжимают обе руки в кулаки

ТОП-ТОП,                               «шагают по дорожке» (как

ТОП-ТОП!                              корова), тяжело ступая по неровной

поверхности коврика.

А за ней бежала кошка —        Ставят указательные и сред-

Топ-топ-топ,                            ние пальцы обеих рук на коврик

Топ-топ-топ.                            и «идут» легко и грациозно как

        кошка) по коврику.

3.Игра с прищепками

Гусь крикливый (Е. Янушко)

Гусь крикливый,                      Бельевой прищепкой дети

С длинным носом,                   прищепляют ногтевые фаланги

Шея словно знак вопроса.              пальцев правой, а затем левой

Гусь идет гулять в луга           руки на каждый ударный

И гогочет:                                      слог -  от большого пальца

«Га-га-га!»                              мизинцу.

4. Игра с крупными бигуди

Загудел паровозик (Т. Волгина)

Загудел паровоз                      Дети катают  бигуди между

И вагончики повез:                  ладонями   вперед-назад,

«Чу-чу-чу-чу-чу!                     руки держат перед собой.

Далеко я укачу!»

        5. Игра со счетными палочками

Цапля (О. Крупенчук )

Очень длинный клюв у цапли, Дети ставят счетную палочку на большой

палец правой руки и держат

указательным пальцем правой руки.

Вы длинней найдете вряд ли.    Ставят счетную палочку на большой

палец правой руки и держат

средним пальцем правой руки.

Клювом мериться пришли   Ставят счетную палочку на большой

палец правой руки и держат безымянным

пальцем правой руки.

Аисты и журавли.               Ставят счетную палочку на

                                           большой   палец   правой руки

и  держат мизинцем  правой

руки. Затем проделывают те

        же действия левой рукой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Расскажите, для чего мы проводим пальчиковые игры?

Дети: Для того, чтобы укрепить свое здоровье. Наши пальчики будут ловкими, и мы научимся красиво и аккуратно рисовать, лепить, писать буквы!

Воспитатель: (обращаясь к педагогам): Такие пальчиковые игры мы используем в работе с дошкольниками с младшего возраста. Я приготовила методические рекомендации, которые помогут вам в проведении пальчиковых игр. (Воспитатель раздает педагогам методически рекомендации и памятку).


ЛИТЕРАТУРА

  1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — Автор-сост. О. А. Зажигина. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2012. — 96 с.
  2. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.:  000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 64 с. (Кабинет логопеда.)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

  1. Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
  2. Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.
  3. Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач ( к примеру, показывать движения и произносить стихотворение) – сложная задача может стразу отбить интерес к игре.
  4. Длительность игр с двухлетними малышами – 5 10 минут; занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.
  5. Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.
  6. Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

ПАМЯТКА

Виды нестандартного оборудования

  1. Массажные мячики
  2. Платочки
  3. Коврики
  4. Крупные бигуди
  5. Прищепки
  6. Счетные палочки
  7. Эспандеры
  8. Длинные бигуди
  9. Решетки
  10. Зубные щетки
  11. Бусы
  12. Резинки для волос
  13. Щетки
  14. Шестигранные карандаши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...

Консультация для родителей на тему :"Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на ег...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».

Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце...

Конспект открытого показа игровой образовательной ситуации по развитию цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста по теме: «Божья коровка Мила отмечает день рождения»

Конспект будет полезен для воспитателей средних групп в работе по развитию у детей цветовоспрития и в НОД по изобразительной деятельности при работе с красками...

Конспект открытого интегрированного занятия на тему: «Мир вокруг нас» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект открытого интегрированного занятияна тему: «Мир вокруг нас»Цель. Формирование и обобщение знаний о понятие «Окружающий мир»....