Статья: "Изобразительная деятельность в развитии творчества и воображения у детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)

Сикорова Валентина Александровна

Статья о развитии творческих способностей у детей через изобразительную деятельность, а также о важности рисования у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: “Изобразительная деятельность в развитии у детей дошкольного возраста”

Детское рисование уже много лет вызывает интерес у многих исследователей. Учёные различных наук, изучая детские рисунки, рассматривают их с разных сторон. Проникнуть в своеобразный внутренний мир через детское рисование ищут возможность психологи. Заглянуть в истоки творчества стремятся искусствоведы. Способствуют всестороннему развитию ребенка и педагоги, они ищут оптимальные пути обучения детей.

“Изобразительная деятельность” или рисование – что же это такое?

Во-первых, это наиболее доступное средство самовыражения ребенка. Дети живут в рисунке, они рисуют то, что привлекает их внимание, то, о чём они думают. Рисование это творческий путь и забава. Когда ребёнок рисует, у него включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы. Своеобразие многих сторон детской психики проявляется в изобразительной деятельности. Рисование даёт возможность лучше узнать ребёнка, раскрыть особенности его мышления, воображения, эмоционально-волевую сферу.

Большую пользу приносит занятие рисованием: оно развивает память, внимание, речь и мелкую моторику. Ребёнок приучается в процессе рисование думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

С раннего детства ребёнок, подражая действиям взрослых, начинает чирикать карандашами по бумаге, создавая каракули. Но постепенно от бездумных чириканий на бумаге ребёнок уходит, он начинает понимать функцию карандашей и движения его становятся более точными и разнообразными. Рисунок же появляется тогда, когда ребёнок связывает свои каракули с предметами и специально создаёт воображаемые объекты.

Началом изобразительной деятельности является словесное формулирование намеренья того, что он изобразил или хочет изобразить. В начале изображения ребёнок стремится связать с воспоминанием знакомого ему графического образа. Ребёнок “видит” дядю, тётю и.т. д, изображая их кругообразными кривыми, но постепенно такое изображение его не удовлетворяет, и он начинает искать другие графические образы. Появляются “головоноги”. Значительное развитие в изобразительной деятельности происходит в дошкольном возрасте. Появляются в рисунках изображения деревьев, цветов, домов, машин. Ребёнок начинает рисовать то, что ему интересно, что способен вообразить, представить в своей фантазии. Он начинает рисовать героев сказок, мультфильмов, рисует волшебников, фей, принцесс, колдунов; его интересует и фантастический мир. Ребёнок также рисует то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисуя, он играет и это помогает ему освоить социальное окружение, мир, в котором он живет.

При условии систематического влияния со стороны взрослых у ребёнка возникают такие качества воображения как широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность. Такое влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представление детей об окружающем мире. Ребёнку нужно помогать знакомится с действительностью, чтобы её изображать,  развивать способность оперировать образами, создавать новые на их основе.

Очень важно формировать у детей познавательные интересы. Если же с детьми не проводить такую работу, то воображение значительно будет отставать в развитии к началу школьного обучения, ребёнок может оказаться не готовым к изучению нового материала, для которого требуется достаточно сформированного уровня воображения.

К школьному возрасту у детей должны появиться такие психические образования как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и новый вид воображения – произвольной воображение. У детей к школьному возрасту возрастает устойчивость замыслов, целенаправленность, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. Развивая с раннего детства воображение, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребёнка.

Список литературы:

  1. Кравцова Е.Е “Развитие воображения”. Дошкольное воспитание, 2005, №12
  2. Кравцова Е.Е. “Развитие воображения” (текст)/ Е.Е Кравцова/ Дошкольное воспитание – 2005, №12, с.17
  3. Кравцова Е.Е. “Психологические проблемы готовность детей к обучению в школе” (текст) /Е.Е Кравцова/, М.: Просвещение, 2001, с.66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цикл музыкальных занятий на развитие творчества и воображения у детей дошкльного возраста"

Воображение (фантазия) - это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Через воображение ребенок осваивает и познает окружающий мир, моделирует ситуации, которые пока еще ему не дос...

Развитие творчества у педагога и детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой с использованием элементов спортивной аэробики

Значение вида спорта "спортивная аэробика"Примеры использования элементов спортивной аэробики на занятиях физической культурой для развития творчества упедагога и детей...

Развитие творчества, творческого воображения у детей среднего возраста.

Развитие творчества, творческого воображения у детей среднего возраста....

Развитие внимания и воображения у детей дошкольного возраста

Внимание и воображение детей дошкольного возраста - это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Кто бы тогда делал ...

Развитие внимания и воображения у детей дошкольного возраста

Внимание и воображение детей дошкольного возраста - это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Кто бы тогда делал ...