Мастер-класс для родителей в рамках Родительской гостиной. Тема: «Развитие фантазии и воображения у детей дошкольного возраста»
консультация
Мастер-класс на тему "Развитие фантазии и воображения у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit._fantaziya_i_voobrazhenie.docx | 168.14 КБ |
razvinie_fantazii_i_voobrazh.pdf | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 50
Мастер-класс для родителей в рамках
родительской гостиной на
тему: «Развитие фантазии и воображения у детей дошкольного возраста»
подготовила и провела:
педагог-психолог
Банникова Е.Н.
Г.о. Химки 22.04.2022 г.
Цель: расширить знания родителей о фантазии и воображении, и его значении в жизни ребенка.
Задачи:
1. Показать родителям значение развития воображения в жизни ребенка.
2. Предложить родителям конкретные задания и упражнения по развитию воображения.
3. Подчеркнуть важность фантазии воображения, в общем, и эстетическом развитии ребенка.
4. Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители, я рада видеть вас в нашей родительской гостиной.
Тема сегодняшней нашей встречи «Развитие фантазии и воображения у детей дошкольного возраста».
Давайте подумаем, и ответим на вопрос: что такое воображение и фантазия?
- Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря,
Воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.
Фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов. Например, крылатый конь Пегас, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.
Различают несколько видов воображения:
1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например, при чтении книг, стихов. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.
3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Вопрос к родителям:
Как разбудить маленького волшебника?
Практика показала, что развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных творческих игр, этюдов, игр – путешествий, игр – импровизаций, психогимнастик. У детей вызывает неизменный интерес.
Развивается диалогическая речь, монологическая речь, обогащается словарный запас, звуковая культура языка, фонематический слух.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Способы развития фантазии и воображения
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень полезно лично ребенку. Нужна игра и яркие эмоции.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Уметь выслушать и восхититься выдумкой ребенка.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, тем более вы авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать небылицы, сказки, фантастические рассказы. Научите детей восхищаться хорошей фантазией! Сочиняйте сказки вместе с ребенком.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например, «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.
Приемы развития фантазии и воображения
Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка — горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.
Рассмотрим некоторые из приемов фантазирования:
Прием «Увеличение – уменьшение» - этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты.
Приведем игры-беседы для освоения приема «увеличение — уменьшение».
Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?»
Например, что будет, если у нас удлинится на время нос?
- Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;
- Это хорошо, а что в этом плохого?
- Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.
Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо?
Свободное фантазирование.
Детям предлагают пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.
Придумайте фантастическое растение.
— На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.
— На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель,
— Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек — леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.
— Цветок сделан из шоколада и никогда не заканчивается, сколько его не ешь.
Также хочу предложить вам отличные упражнения для развития воображения, например, «На что похожи облака», «Волшебная палочка», «Невиданные животные» и т.д.
В заключении, я хочу провести для вас тест на воображение.
Даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины. Предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Изобразительная деятельность в развитии творчества и воображения у детей дошкольного возраста"
Статья о развитии творческих способностей у детей через изобразительную деятельность, а также о важности рисования у детей...
Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".
Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....
Мастер-класс по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...
Развитие внимания и воображения у детей дошкольного возраста
Внимание и воображение детей дошкольного возраста - это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Кто бы тогда делал ...
Развитие внимания и воображения у детей дошкольного возраста
Внимание и воображение детей дошкольного возраста - это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Кто бы тогда делал ...
Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение ...