Активные методы обучения дошкольников
методическая разработка

Галеева Ольга Андреевна

На современном этапе развития России происходят изменения в системе образования на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_doklad_amo.docx20.8 КБ
Файл aktivnye_metody_obucheniya_doshkolnikov.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками

1.слайд На современном этапе развития России происходят изменения в системе образования на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения.

2 слайд Эпиграфом нашей сегодняшней работы будут служить слова китайского мудреца Конфуция

« Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать, и я пойму»

3 слайд Эдгар Дейл  - профессор государственного университета штата Огайо (США), в 1969году выявил способность обучаемых воспроизводить полученную информацию.

Результаты его исследований ориентированы на природные способности восприятия человеческого мозга оформлены в виде «конуса Дейла»

Запоминаем 20% того что слышим;

30% того что видим;

50% того, что видим и слышим;

70% того, что говорим

90%того, что говорим и делаем

4 слайд  По определению Российской энциклопедии активные методы обучения (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

 Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, и других

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей

5 слайд Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают знаниями умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность

6 слайд Таким образом, активные методы обучения – это обучение в деятельности. Львом Семёновичем Выгодским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.

7слайд Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. 

Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

8 слайд Игровые методы дают поиск решений в динамических условиях,

эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность,

а также педагогика сотрудничества (совместный поиск лучших решений) все это позволяет вовлечь детей в образовательный процесс без принуждений и перейти от  слайд   господства пассивного лозунга 2СИС» - сиди и слушай» к активному слайд «ДИД – делай и думай»

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

• формирование положительной учебной мотивации;

• повышение познавательной активности детей;

• активное вовлечение детей в образовательный процесс;

• стимулирование самостоятельной деятельности;

• развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

• эффективное усвоение большого объема информации;

• развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

• развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка;

• раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка;

• развитие навыков самостоятельного умственного труда;

• развитие универсальных навыков.

Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность [1].

Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные методы обучения (АМО)

Слайд 2

« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я пойму.» Конфуций

Слайд 3

Пирамида запоминания

Слайд 4

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний .

Слайд 5

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков , состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе которых они самостоятельно овладевают з наниями, умениями и навыками. умения знания р еализация потенциала п остановка задач и пути решения о бмен опытом п рактический результат

Слайд 6

Виды деятельности (ФГОС) Игровая Двигательная Коммуникативная Познавательно -исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Трудовая Конструирование из различных материалов Изобразительная Музыкальная Активные методы обучения - это обучение деятельностью

Слайд 7

«Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры» ( стандарт)

Слайд 8

«СИС» – «сиди и слушай» «ДИД» – «думай и делай»

Слайд 9

У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это: Групповая форма организации работы участников образовательного процесса Использование деятельностного подхода к обучению Практическая направленность деятельности участников образовательного процесса Игровой и творческий характер обучения Интерактивность образовательного процесса Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога Использование знаний и опыта воспитанников Задействование в процессе обучения всех органов чувств, рефлексия.

Слайд 10

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: Формирование положительной учебной мотивации; Повышение познавательной активности детей; Активное вовлечение детей в образовательный процесс; Стимулирование самостоятельной деятельности; Развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; Эффективное усвоение большого объёма информации; Развитие творческих способностей и нестандартности мышления; Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребёнка; Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей ребёнка; Развитие навыков самостоятельного умственного труда; Развитие универсальных навыков;

Слайд 11

С помощью активных методов обучения можно развить

Слайд 12

Активные методы обучения Проблемные ситуации «Мозговой Штурм» Обучение через деятельность Обучение ч ерез игру Групповая и парная работа Метод проектов Методы: у дивления л юбования у веренности успеха Деловые игры Моделирование Имитационный тренинг «Круглый Стол» Дискуссия Метод эвристических вопросов Театрализация драматизация Р елаксация Исследо - вательский метод

Слайд 13

Метод проектов

Слайд 14

«Мозговой штурм»

Слайд 15

Метод э вристических вопросов

Слайд 16

Моделирование

Слайд 17

Методы: у дивления л юбования у веренности успеха

Слайд 18

Исследо - вательский метод

Слайд 19

Релаксация

Слайд 20

Помните! Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития . Не сдерживайте инициативы детей. Подходите к проведению работы творчески. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций . Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно . Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения дошкольников

Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, внедряющих активные методы обучения. В материале содержится описание методов, их характеристика, использование....

Активные методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС ДО. Понятие, классификация

У большинства дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэто...

Семинар для педагогов: «Активные методы обучения дошкольников»

                 Семинар для педагогов:«Активные методы обучения дошкольников»...

Проект "Активные методы обучения дошкольников"

Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности.Познавательная активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая предоставляе...

Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения

Использование активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения Консультация для воспитателей.В нашем городе увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статис...

Использование активных методов обучения дошкольников здоровьесбережению в старшем возрасте

Здоровье – одна из главных ценностей в  жизни.   Дошкольный возраст является решающим этапом  в формировании фундамента физического и психического здоровья детей, поэтому в р...

Опыт работы использования активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения

Опыт работы использования активных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения Консультация для воспитателей. В нашем городе увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: п...