Статья для воспитателей
статья

Тарасова Юлия Владимировна


Роль воспитателя на музыкальных занятиях, а также на праздниках, развлечениях в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для воспитателей 32.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

 Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, поэтому он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса. Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если всё музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя.
Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.


Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1.    Воспитатель сидит с безучастным видом;
2.    Воспитатель перебивает исполнение;
3.   Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);
4.   Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

3 фактора, от которых зависит активность воспитателя:

1.    От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2.    От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
3.     От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:
·     Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
·      При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя  тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).
·    Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
·    Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
·    Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
·   Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на носитель информации.
·   Знает  приемы кукловождения.
·    Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае  музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того  же, т.е. «топтание на месте».
 Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Советы воспитателям

Музыкальное занятие:
1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах чешки, девочки желательно в юбочках.
2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие
и сосредоточенность.
8.  В свободной деятельности закреплять материал,  полученный на занятии.

Праздники и развлечения:
1.  На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
2.  Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
3.  Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
4.  При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение.
5.  Во время разучивания с детьми стихов, ролей, контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
6.  Перед началом праздника проверить еще раз атрибуты, расставить стулья по количеству детей;
7.  На самом празднике обязательно присутствие обоих воспитателей.
8.  Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
9.  Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
10. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
11. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
12. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

Советы воспитателям при организации и проведении праздников.

Воспитатель –активный организатор и участник праздника!

·  Воспитатели групп не только знакомятся со сценарием праздника, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д.
·  Для каждого ребенка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но роль в сценарии: это может быть крохотная роль или стихотворение.  Стихи к празднику разучиваются заранее! Они должны звучать четко и выразительно.
·   Весь песенный и танцевальный материал закрепляется не только на музыкальных занятиях, но и в свободное время.
·  Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости. В уголке для родителей помещаются приглашения (могут быть выполнены с участием детей), поздравления, теплые пожелания, советы, как провести праздничный день с ребенком, какие книги ему читать на данную тематику, какие стихи выучить, какие подарки-самоделки приготовить вместе с детьми для родных и близких и т.д. Рядом можно разместить выставку детских работ: рисунки, поделки из природного материала и т.д.

  Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего.
Ведущий – это лицо, которое  руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.  От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.
Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике.
Будьте готовы к тому, что на вас будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников ваших воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников детского сада. Поэтому основной вашей задачей является тщательная подготовка. Для любого воспитателя –  роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова.
 Во время праздника, вас будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности её оформления. Не оставляйте без внимания и ваш внешний вид. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки».
В младшей группе ведущий постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях.
В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т.п.
Дети младшего дошкольного возраста во многом самостоятельны, у них уже есть некоторый опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого; пляски и игры проводятся по показу, песни они поют вместе с воспитателем.
 Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
Перед утренником вы должны  разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике держитесь свободно, естественно. Говорите достаточно громко, отчетливо и выразительно. Оживляйте речь уместной шуткой, вопросами к детям, гостям.
Будьте находчивой! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких  случаях – не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию.
Научитесь организованно заканчивать праздник!  Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником), попрощайтесь  с ними, предложите детям выйти из зала организованно.
Воспитатель, не выступающие в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Вы так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный вам участок работы.
Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям  сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки  на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр.
Во время проведения утренника внимательно следите, как воспринимают ребята  выступления, готовьте атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевайте детей, помогайте им, если это необходимо, при проведении игры.  Пойте и, по необходимости, танцуйте вместе с детьми.  Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми).  
 Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке.
Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника.

Родители – желанные гости на празднике. Музыкальный руководитель или выделенный ему в помощь воспитатель приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь.

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника  и  допущенные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Работа воспитателя по формированию психо-речевыз процессов у детей".

Статья рассказывает о работе воспитателя по развитию у детей психических процессов....

Статья "Подготовка воспитателя к выразительному чтению в средней группе детского сада"

Читать выразительно – это значит выражать в интонации свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия....

Статья для воспитателей "Экологическое воспитание"

О воспитании гуманного отношения к природе...

статья для воспитателей и родителей "Как избежать опасностей?"

В статье раскрыта актуальность вопроса безопасности дошкольников в современных условиях, представлена кратко информация о проекте «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольни...

Статья для воспитателей "Игра как основной метод развития личности дошкольника"

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их ...

статья для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя"

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя...

статья для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя"

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя...