Статья для воспитателей "Экологическое воспитание"
статья на тему

Колесова Екатерина Анатольевна

 О воспитании гуманного отношения к природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Консультация для воспитателей

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношения – конечным его продуктом. Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:

  1. связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
  2. многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
  3. человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
  4. использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми.

В процессе экологического воспитания дошкольников должны иметь место следующие виды деятельности:

  1. сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  2. практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
  3. детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей;
  4. общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
  5. экспериментирование: познавательная практическая деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
  6. речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
  7. наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность),обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  8. просмотр книг, картин, фильмов природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится развитие экологического ( гуманного, природоохранного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.

Чрезвычайно важное значение имеет позиция воспитателя – главной фигуры экологического воспитания детей. Воспитатель должен реализовать себя как личность: широко и разнообразно использующей свои умения, способности, интерес к той или иной области, окрашивая ими процесс экологического воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Статья адресована  родителям. В ней говорится о важности нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте....

статья по физическому воспитанию: "Фитбол-гимнастика как средство развития ловкости.

Статья "Фитбол-гимнастика как средство развитие ловкости". Пустовалова А.Г руководитель по физическому воспитанию МДОУ д.с.№15 "Ёлочка"г. Петрозаводск...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радост...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Статья "Духовно-нравственное воспитание в условиях центра содействия семейному воспитанию"

Центр содействия семейному воспитанию в современном мире не только учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и центр нравственного и духовного воспитания....