Главные вкладки

    Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в поликультурном пространстве
    статья

    Поликультурное образование рассматривается как особый способ формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, что позволяет осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.

    Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним.

    Задача современного образования – подготовить детей к интеркультурной коммуникации, развивать этнокультурную компетентность, терпимость и  такт.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

    Мареш Светлана Владимировна,

    Педагог-психолог МБУ д/с № 43 «Гнёздышко»

    Поликультурное образование рассматривается как особый способ формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, что позволяет осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.

    Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним.

    Толерантность – это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям.

    Для формирования толерантности должна быть поликультурная среда, среда, владеющая не только отечественными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству.

    Кроме того, это особый подуровень существования педагогической деятельности, на котором образовательное учреждение предстает как часть конкретной общественной структуры города, обеспечивающая педагогическую поддержку адаптации ребенка в поликультурной среде.

    Понимание и признание культуры другого народа – важнейший шаг по развитию у подрастающего поколения политолерантного сознания, что является показателем восприятия и принятия многообразия мира.

    Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе.

    Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи, детского сада, школы и т.д. Соответственно, необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

    Г. Олпорт впервые проанализировал личность в континууме толерантность-интолерантность. В своей книге «Природа предубеждения» он описал толерантную личность по ряду параметров. Так, для толерантного человека характерно:

    1) знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках, и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

     2) защищенность (ощущение безопасности и  убежденность, что с угрозой можно справиться);

    3) ответственность (развитое чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других);

    4) меньшая потребность в определенности (толерантный человек не делит мир на черное и белое, а признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и  чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

    5) отсутствие склонности обвинять во всех бедах окружающих;

    6) способность к эмпатии (социально чувствителен и способен давать более адекватные суждения о людях);

    7) чувство юмора (способен посмеяться не только над другими, но и над собой).

    Задача современного образования – подготовить детей к интеркультурной коммуникации, развивать этнокультурную компетентность, терпимость и  такт.

    Выстраивая работу по психолого-педагогическому сопровождению развития детей в поликультурном пространстве, в нашем дошкольном учреждении были выбраны следующие направления:

    • Разработка системы социопсихологического мониторинга по данному направлению. В мониторинг входят диагностические методики, направленные на диагностику уровня  осведомленности о нормах и ценностях, принятых в обществе; изучение общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; изучение уровня социальной адаптации детей различных культур в социуме детского сада; методики диагностики уровня сформированности толерантности (для взрослых: педагоги, родители).
    • Разработка рекомендаций педагога-психолога для воспитателей дошкольного учреждения, направленные на учет индивидуальных особенностей, выявленных в ходе диагностических исследований.
    • Анкетирование родителей и педагогов с целью определения уровня этнической толерантности.
    • Разработка и реализация тренинга для родителей и педагогов «Мир один для всех». Основной целью которого является: формирование этнической толерантности,  повышение уровня эмпатии и принятия.
    • Включение детей, нуждающихся в психологической поддержке в групповую работу по программе по арт-терапии «Мой красочный мир». Цель программы: формирование эмоционального благополучия ребенка, как важной составляющей  психологического здоровья, через использование арт-терапевтических техник.

    Таким образом, целостная система по психолого-педагогическому сопровождению процесса социализации детей в поликультурном пространстве позволяет не только более успешно формировать представление о региональных особенностях и  культурных различиях, но и  сформировать такие личностные качества как: толерантность, эмпатия, умение безоценочно взаимодействовать с представителями других культур.

    Литература:

    1. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д: РГПУ, 2003. 510 с.
    2. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире: учеб. пособие для вузов / А. Н. Джуринский. – М.: Владос, 2010. – 240 с.
    3. Комарова И.А, Прокофьева О.О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. Вектор науки ТГУ, 2011.
    4. Толерантность в межкультурном диалоге/ под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко.-М.: Изд-во РУДН, 2002. – 447 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

    В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

    Модель взаимодействия педагогов в психолого-педагогическим сопровождении развития ребенка с ОВЗ

    В материале описаны этапы психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Взаимодействие специалистов на каждом этапе по сопровождению ребенка....

    Психолого-педагогические средства физического развития ребенка

    Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. В этом возрасте интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок продолжает прибавля...

    Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"

    Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"...

    «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

    СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

    Пример карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

    Пример карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка...

    Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

    Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...