Консультация для родителей «Роль природы в развитие речи детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Полунина Елена Анатольевна

Консультация для родителей «Роль природы в развитие речи детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_konsultatsiya_dlya_roditeley_2019.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль природы в развитие речи детей дошкольного возраста»

Полунина Елена Анатольевна

МАДОУ «Детский сад №414 комбинированного вида Ново-Савиновского района г. Казань.»

Воспитатель


    Быстрый рост городов привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться
с природными объектами.

Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» электронных зверушек вместо кошек и собак. Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако все хорошее в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Именно такое восприятие эффективно. При просмотре же видеофильма мы только пассивно смотрим. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.

В дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей.

      Именно поэтому я думаю, что, такого великого учителя, как –природа, нужно как можно раньше вовлечь в важнейший процесс –воспитание маленького человека.  Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой.

Из опыта работы в детском саду я пришла к убеждению, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Непосредственное наблюдение за окружающим миром, способствует активному развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи. Развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания, окружающего во всём его многообразии, способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

При ознакомлении ребенка с природой обогащается чувственный опыт, ребенок старается быть внимательным к тому, что их окружает. Ребенок учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление я, как педагог широко использую в своей работе:

- наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

- практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательская, поисковая деятельность.

- словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета. Для обогащения и активизации словарного запаса я использую речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может больше подобрать признаки к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус» и др.

Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения. При построении образовательного процесса я использую дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?", "Оденем Таню на прогулку", которые помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.

Так же активно способствуют развитию речи хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации. В процессе игры вопросы, задаваемые ребёнку, побуждают его к фантазии и творчеству, самостоятельному открытию окружающего мира и его закономерностей.

Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов.

Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а, чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

Важную роль для развития познавательно-речевой сферы дошкольников имеет правильно организованная развивающая среда.

Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями (окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т. д.). А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

Во время прогулок на участке детского сада я организую ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, поэтому наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатель и родители действуют согласованно.

    Участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

    Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Не смотря на занятость и усталость, родителям просто необходимо как можно больше общаться с ребенком. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей. Например, «Игры на кухне» «Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок).

    Ребёнку нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Гуляя на улице, он расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Впитывая образы, предлагаемые улицей: разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи - ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.

     Родители должны поощрять поисковую активность детей, знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным для малыша.

     В заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры!». Поэтому родитель и педагог всегда должны помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь – результат общения взрослого с ребенком!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Федорова Р.П., воспитатель ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района Санкт-ПетербургКонсультация для родителей«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Игра невозможна б...

Консультация для родителей«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обу...

Консультация для родителей "Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Для ребенка- дошкольника ,как известно,игра является основным  видом деятельности...

Консультация для воспитателей "Роль пересказа в развитиии речи детей дошкольного возраста"

В консультации говориться о том, что метод пересказывания развивает речь детей, память, воображение и влияет на становление нравственных качеств дошкольника...

Консультация для педагогов "Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста"

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления....

Консультация для родителей. "Роль скороговорок в развитии речи детей дошкольного возраста".

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью....