Методический час для педагогов технология « Step bu Step»
консультация

Мартьянова Мария  Владимировна

Методический час педагогическая технология « Step bu Step» с  использованием формы "Разброс мнений", упражнения "Волшебная рука". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_chas1.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методический час

Форма - разброс мнений

Тема: «Педагогическая технология « Step bu Step»

Подготовил:

старший воспитатель

Мартьянова М.В.

2019 г.

Добрый день уважаемые коллеги, сегодня наш методический час посвящен знакомству  с новой педагогической технологией. Ознакомясь с технологией мы проведем «Обмен мнениями» по данной теме.  А  начать наш час  я предлагаю с упражнения «Волшебная рука»

Цель упражнения: помочь педагогам провести самооценку своих способностей, услышать оценку коллег и проанализировать результаты.

( проводиться упражнение)

Международная программа «Step by Step» создана в 1994 г. специалистами Джорджтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка
(Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Э.Эриксон и др.)
с использованием передовых педагогических технологий (М.Монтессори и др.).
В настоящее время программа реализуется более чем в 25 странах мира.
Страны-участницы международного проекта получили «матричную» или «рамочную» программу, ключевые стратегии. Дальнейшая задача каждой страны, детского сада и педагога состоит в наполнении программы содержанием (национальным, местным, соответствующим потребностям и интересам конкретных детей).
В России программа с 1998 года, знакома педагогам как технология программы «Сообщество» (Князева О.Л.).

«Step by Step», «Сообщество» – это не образовательная программа, а скорее подход к обучению, технология.

В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно актуальным и необходимым самому ребенку, ему дают возможность познавать окружающий мир целостно, а не предлагают каждый день отрывочную информацию разного рода.

Даже в самом раннем возрасте дети способны делать правильный выбор, понимать возможные последствия своих действий и с уважением относиться к существующим между ними различиям. Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в них желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить малышей к самостоятельному пополнению знаний, программа «Step by step» стремится заложить основы способностей: принимать и осуществлять перемены; критически мыслить; осуществлять выбор; ставить и решать проблемы; проявлять творчество, фантазию, изобретательность; заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.

Воспитатели выступают в роли помощников и «носителей культуры»:

организуют первоначальное пространство (затем оно будет наполняться продуктами детской деятельности);

организуют общение, совместное планирование (утренний сбор); 

оказывают непосредственную помощь и поддержку в случае затруднения (прямое и косвенное обучение, эмоциональная поддержка);

вовлекают в жизнь группы других взрослых (членов семей, представителей социального окружения).

 На этом фоне ребенок сам (вместе с другими детьми и взрослыми) инициирует и принимает решение о том, какая образовательная тема будет принята в группе, выбирает способы познания, виды деятельности

Утренний сбор – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе: рука в руке, глаза в глаза; рассказать, о чём думаешь, что чувствуешь; задать вопросы; высказать своё мнение.

Задачи:
1.
Установить комфортный социально – психологический климат в детском коллективе, через:

свободное общение со сверстниками;

возможность высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;

сопереживание друг другу;

выбор партнёра по своему желанию (с кем бы ты хотел сотрудничать в центре).

 2. Дать детям новую информацию посредством:

введения в тему с помощью загадки, пословицы, сюрпризного момента и т. д. ;

создания мотивации и обеспечения делового заинтересованного настроя;

презентации центров.

3. Организовать планирование деятельности: выбор детьми центра активности, в котором они будут работать, определение содержания работы.

4. Развивать самостоятельность, самоорганизацию.

Структурные элементы утреннего сбора:

  1. Позывные для утреннего сбора. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речевка.

2. Организация круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы или стоят, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе.

3. Приветствие. С целью установления эмоционального контакта утренний сбор мы начинаем с приветствия, в котором выражаем чувство радости от встречи с детьми или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обратив внимание на стенд “Моё настроение”, все вместе радуемся, что сегодня у всех хорошее настроение или придумываем, как поднять настроение тем, у кого его нет. Прежде чем начать приветствие, мы его моделируем, то есть показывает, как это делается. Есть много способов приветствия: оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты, ласковые слова. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

4. Новости. Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени выслушать всех детей. Для решения данной проблемы мы предлагаем детям вместе решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас.

5. Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал в рассказывании.

6. Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – дети чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

7. Совместно с детьми выбираем тему дня, используя для этого модель трёх вопросов:  «Что вы знаете? Что вы хотите узнать? Что надо сделать, чтобы узнать?».

Ответы фиксируем на листе бумаги, записывая под каждым  ответом имя ребёнка. Тема выбрана.

Далее вместе с детьми составляем план – “паутинку”, она является образовательной основой плана. Процесс планирования содержания деятельности в центрах активности начинается с вопроса к детям: “Что мы с вами можем сделать в наших центрах, чтобы более подробно узнать о …. ?”

Все идеи так же записываем, затем корректируем.

Наша задача заключается в том, чтобы дополнить идеи детей, помочь подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности.

8. Предоставление права выбора центра активности.

Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Мы проводим презентацию центров, сообщаем детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагаем подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.

Итак, дети сами приняли решение, в каком центре активности они сегодня будут заниматься, какие материалы им понадобятся для реализации своего замысла. Наша задача заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литературу во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребёнка.

Технология программы «Сообщество» предполагает активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План-дело-оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач: педагогического наблюдения и дифференцированной или индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Ребенок обучается не при постоянном повторе за взрослым, а при непосредственном вовлечении в процесс познания, при взаимодействии с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

 Это становится возможным благодаря предметно-развивающей среде, которая организована особым образом:

 Всё оборудование и материалы размещены в так называемых «центрах активности», основные из них – «Искусство», «Наука и природа», «Песок и вода», «Литература», «Драматизация», «Строительство», «Кулинария».

В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности, имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех.

Подведение итогов деятельности в центрах активности осуществляется на итоговом сборе, задачами которого являются:

1.демонстрация детьми результатов продуктивной деятельности,

2. инициирование педагогом процесса самооценки достижений детей,

3. выявление  трудностей, определение  перспективы.

По окончании работы над темой предлагается детям вспомнить и все занятия. Возвратиться к списку вопросов о том, что дети хотели узнать по данной теме, составленному в начале, и предложить всем ответить на них. Это даёт возможность понять, все ли дети поняли тему правильно, кто узнал что – то новое для себя, что особенно удивило, какое из занятий понравилось больше всего и почему?

Каждый центр активности – это маленькая творческая лаборатория, в которой подготовленные материалы стимулируют самостоятельное познание сложных явлений, закономерностей и просто веселых и полезных действий. Материалы в центрах всегда «избыточно достаточны», их столько и такого вида, что разные дети найдут себе дело по интересам и способностям без непосредственного присутствия взрослых.

Например, камешки в центре математики можно перебирать, раскладывать по порядку, взвешивать, считать, выкладывать узоры и т.п. Значительная часть материалов в центрах регулярно сменяется, так как они всегда отражают содержание темы, которой живет группа. Пример:  Во время темы «Море» в центре математики появятся бумажные, пластмассовые рыбки, кораблики, морские коньки, осьминоги всевозможных расцветок, видов и размеров, подобранные взрослыми, изготовленные детьми в центре искусства.

Центры активности – место работы детей, поэтому в них всегда много материалов, изготовленных или находящихся в стадии изготовления, демонстрирующих успехи и достижения воспитанников.

Задача взрослых – подготовить «стартовую» среду в центрах: материалы, рабочие места, а также умело рассказать, «презентовать» детям то, что их ждет в разных центрах. Особенность «презентации» – в правильном подборе слов. Нельзя дать прямые установки, указания, например, «сегодня в центре искусства вы будете рисовать птичку», необходимо заинтересовать детей, чтобы у них во время рассказа загорелись глаза и родились собственные планы. В работе центров не существует планомерного передвижения детей, так как нет необходимости прохождения каждого ребенка через каждый центр. Если воспитатели считают, что того или иного ребенка следует в чем-то продвинуть, они идут за ребенком в тот центр, который он выбрал. Это правило, но есть и исключения. Например, в логопедической группе логопед может во время презентации сказать: «Сережа, Рома, нам с вами очень важно поупражняться в... Я буду ждать вас в...».

Например:
Тема: «Осень». Цель: Закреплять знания об осенних явлениях, вызывать положительные эмоции, развивать творческую фантазию и воображение, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: Формировать представления об осенних признаках., закрепить счет до 10, цвет.  Развивать умение правильное обращаться с ножом. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение работать в команде.

Групповой сбор:  поговорить о погоде, спросить какое сегодня число, день недели, время года.

Модель трех вопросов:

1. Что вы знаете об осени?

2. Что вам хотелось бы узнать об осени?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать об этом?

Презентация деятельности в центрах:

Центр искусства. Презентация деятельности: В центре искусства вы видите принадлежности для рисования, На листе ватмана вы можете изобразить осень какие деревья осенью, какие дома, небо и т.д. Содержание деятельности: Дети выполняют коллективную работу на тему «Осень». Материалы: Карандаши цветные, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, ватман. Продукт деятельности: Дети закрепляют умение согласовывать свои действия с действиями друг друга, умение активно творчески применять ранее усвоенные способы изображения рисования. Коллективная работа «Осень»

Центр литературы. Презентация деятельности: В центре литературы вы видите книги, сюжетные картинки с изображениям осени, вы можете составить рассказ про осень. Содержание деятельности: Дети рассматривают сюжетные картинки, и составляют рассказ на тему «осень». Материалы: Сюжетные картинки на тему «осень». Продукт деятельности: Дети закрепляют умение в составлении рассказа по картинкам, развивают мышления и фантазию, развивая грамотную речь.

Центр кулинарии. Презентация деятельности: В центре кулинарии вы видите фрукты (бананы, апельсины, яблоки, груши) йогурт. Содержание деятельности: Дети договариваются о, том, кто, что будет резать, кто будет заправлять салат «Фруктовый». Материалы: Фрукты (бананы, апельсины, яблоки, груши) йогурт. Продукт деятельности: Секрет этого центра состоит не в специальных кулинарных рецептах, а в обыгрывании простых блюд и вовлечении детей в процесс их приготовления, дети работают в команде договариваются, закрепляют умения пользоваться ножом, проявляют старание, внимание, трудолюбие.

Итоговый сбор:

В каких центрах вы побывали?

Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

Довольны ли вы своей работой?

Что было самым простым, а что вызвало затруднения?

Спасибо всем за общение и работу!

Особая роль воспитателя при организации работы в группе по технологии ««Step by Step»

Воспитатель превращает группу в лабораторию, где дети могли бы на практике пробовать себя в разных ролях: исследователей, худож­ников, друзей, ученых.

Воспитатель вносит материалы, ко­торые призваны стимулировать творческие искания детей, их открытия и ре­шение проблем.

Воспитатель с уважением относится к идеям детей и использует эти идеи для построения учебной программы.

Воспитатель должен взаимодействовать с детьми в их игре и работе: подавать пример внимательного и отзывчи­вого отношения к окружающим; фиксировать и оценивать свои наблюдения; использовать свои наблюдения при планировании и для индивидуализации работы с детьми. В обстановке, где детей ориентируют на реализацию собст­венных интересов, у детей развивается чувство собственной значимости и ини­циативы.

Воспитатель задает тон и настроение в группе, олицетворяет те качества, которые хочет воспитать у детей, а именно - эмпатию, умение заботиться, энтузиазм и любознательность. При этом не забывать, что от всякой работы дети должны получать удовольствие. Воспитатели, которым удается передать свой энтузиазм детям, превращают обучение в необыкновенно интересный и жизненно необходимый процесс. Отстраненность и авторитаризм воспитателя, напротив, отпугивают детей и тормозят их любознательность.

Философия программы основывается на признании ценности семейного воспитания для роста и развития ребенка вне зависимости от социального, культурного уклада, религиозных и национальных традиций семьи.

Семье придается значение «первого, самого заинтересованного и ответственного воспитателя и учителя ребенка».

Стимулируется участие в работе с детьми в детском саду семей, разных по своему жизненному укладу и культурным ценностям.

Малыши учатся лучше понимать разные стили и стратегии взаимодействия, знакомятся с иными традициями, понимают и принимают других людей, проникаются уважением к их знаниям и умениям. При этом не имеет значение образование родителей, их социальный статус, важно, чтобы у них было желание понимать детей, общаться, играть, помогать им открывать и осмысливать мир.

Члены семей могут быть включены в жизнь группы в качестве добровольного помощника в группе (ассистента воспитателя) на 1,5–2 часа в день для помощи в центрах активности; помощника в создании развивающей среды; инициатора и участника планирования тематического проекта; организатора праздников и других событий; участника родительской взаимопомощи (обмен информацией, игрушками, детскими вещами, профессиональная помощь друг другу и т.п.); вместе с воспитателями и специалистами детского сада принимают решение о том, что необходимо сделать в детском саду и дома.

Сейчас  проведем «Обмен мнениями» по данной теме. (педагогам раздаются листочки с началом высказывание , каждый педагог должен его продолжить).

- Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов «Педагогическая технология «Step by Step»»

Международная программа «Step by Step» создана в 1994 г. специалистами Джорджтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л.С. Выго...

Презентация - Методические рекомендации для педагогов "Технология макетирования в детском саду"

Методические рекомендации для педагогов"Технология макетирования в детском саду" - презентация....

Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (Программа «Step by Step», технология программы «Сообщество»)

    В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно акт...

Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений.«Шаг за шагом» (Step by step)

Международная программа «Step by Step» разработана специалистами Джорджтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л.С. Выготский, Ж. П...