Отчет по самообразованию
методическая разработка (младшая группа)

Дьяченко Елена Викторовна

Отчет по теме: «Формирование представлений о малой родине у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:


Отчёт по самообразованию воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад»Дьяченко Елены Викторовны. По теме: «Формирование представлений о малой родине у дошкольников».

         Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными ценностями,  историей страны, родного края.

Для дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить гражданина своего отечества - личность гуманную, социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родном крае, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

          Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты  показали необходимость углублённой работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

           Совместно со старшим воспитателем провели диагностику уровня знаний детей о родном городе. Диагностика показала, что  у детей дошкольного возраста, недостаточно знаний о родном городе, его истории,  об особенностях традиций, знаменитых людях.

            Проведенное среди родителей анкетирование подтвердило потребность в ознакомлении детей и родителей с родным городом.

    Изучив результаты диагностики, определила цель, задачи, содержание, наметила пути реализации.

Расширяла и систематизировала знания у детей и родителей о родном городе

Формировала уважительное отношения к истории города в процессе знакомства с обычаями, традициями, зародившимися в нём.

Формировала уважительное отношение к культурным ценностям города, осознание их неповторимости и индивидуальности.  Воспитывала интерес и любовь к родному городу.

При организации своей работы я опиралась на теоретические и практические исследования отечественных педагогов: Н.А.Зеленовой, Л.Е.Осиповой, Е.И.Шаламовой которые считают, что базовым формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта  жизни в своем городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений приобщение к миру культуры.

Обратилась за помощью к сотрудникам музея «Истории и краеведения», библиотеки города Новохопёрска, старожилам.

         В основу моей работы  заложен тезис о «необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны», той маленькой частички огромной России – нашего  городка.

            При построении образовательного процесса по ознакомлению с родным городом учитывала следующие принципы.

 Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

 Принцип интегративности.  

           Для эффективной, систематической работы разработала  перспективное планирование на тему «Знакомство с малой родиной».  

           Проанализировав возможности предметно-развивающей образовательной среды дошкольного учреждения, мною были созданы:

  • нравственно-патриотический уголок,
  • дополнительные атрибуты к сюжетно-ролевым играм,
  • подобрана художественная литература (стихи, рассказы, пословицы и поговорки о городе Новохопёрске),
  • оформлены альбомы с фотографиями на темы «Родной край», «Люблю тебя Новохопёрск», «Профессии моих родителей», «Природа моего края», «Животные моего края»,
  • для ознакомления с традициями русской культуры создан мини-музей «Уголок русского быта»

   В непосредственно-образовательной деятельности на темы «Моя улица», «История родного города», «Красивые уголки моего города», «Промышленность города», «Дома бывают разные», «Путешествие по городу» знакомила детей с историей города, архитектурой прошлого и настоящего, с символикой и названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями. Важным её составляющим  являются игры на сближение и развитие коммуникативных качеств ребёнка, настрой на тему, использование наглядного материал: фотографий, рисунков, схем; рассказ воспитателя в доступной форме; активизация детей с помощью вопросов, открытие чего-то нового вместе с детьми. Темы определены общей целью - дать ребёнку представление об окружающем мире. История города, улицы, достопримечательности города, жители- всё является предметом изучения.

         Закрепление знаний с родным городом проходит через различные виды игр:

  • дидактические : «Мой город», Сложи герб», Парные картинки», «Достопримечательности родного города», «Я - фотограф», «Жилое-нежилое», «Кто, где живёт»;
  • сюжетно-ролевые: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Строим дом», «Защитники Отечества»;
  • подвижные «Мы по городу шагаем»и.т.д.;
  • народные игры: «Ляпы», «Идет козел дорогою, «Горшок» и.т.д.

           Чувство к малой родине начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. На экскурсиях дети знакомятся и учатся  любить родную природу в разные времена года. На прогулках по улицам города мы знакомились с достопримечательностями, рассматривали здания, их этажность, архитектуру, говорили о назначении зданий города. Дети учились видеть прекрасное, гордиться своей малой родиной.

            Я старалась отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком наиболее доступные ему: природа и мир животных (детского сада, родного края); труд людей, традиции и.т.д.  Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, вызывающими интерес, т.к. дети  очень эмоциональны. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

          Окружающие предметы,  впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие им нравственные ценности, представления о доброте и правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственно -общественным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

           Большое значение имеет и приобщение к народным праздникам и традициям. В детском саду  проведены народные праздники:  «Екатерина - санница», «Рождество», «Масленица»», «Пасха».

         Для успешного достижения цели необходима согласованная совместная работа участников образовательного процесса: детей, воспитателей и родителей.  

Работа по ознакомлению детей с родным городом была бы не полной без участия других специалистов. С музыкальным руководителем  дети разучивают песни о родине, русские народные танцы, приобщаются к русской культуре. По художественному творчеству дети рисуют улицы родного города, старинные здания,  изучают архитектуру, знакомятся с русским костюмом. Совместно с инструктором по физической культуре проведены спортивные праздники «Богатыри спешат на помощь», «Нолинские силачи».

 Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности пример близких людей. Поэтому важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.

         «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко я использую при работе с детьми и их родителями.

Для родителей были проведены консультации, оформлены информационные стенды. Совместно с родителями были созданы фотоальбомы о родном городе. Мамы и папы принимают  вместе с детьми  активное участие в различных выставках, проводимых в детском саду.

 Мы воспитываем у детей уважение к людям труда, учим гордиться тем, что сделано руками людей, живущих в родном городе.

          На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников ВОВ) мы прививаем  детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.  .

Результаты диагностики в конце учебного года показали:

- расширились представления детей о родном городе;

- повысился интерес детей к жизни города;

- повысился уровень компетентности родителей по ознакомлению с родным городом.

Таким образом, работа по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития родного города, отбор наиболее эффективных методов, средств и форм  организации образовательного процесса, вовлечение в него родителей, связь с общественностью, все это позволяет  реализовывать основную задачу: воспитание гражданина своего отечества - социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую личность, уважающего  свою культуру, традиции, любящего свою Родину.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...