Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
презентация

Алёна Геннадьевна Мерзлякова

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №28» города Усолье-Сибирское Отчет по самообразованию воспитателя Мерзляковой Алёны Геннадьевны За 2022-2023 учебный год

Слайд 2

Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начал. Сегодня ценность не там, где воспринимается по схеме: знаю-не знаю, умею-не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребёнка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. В настоящее время одной их прогрессивных инновационных форм работы с детьми является проектный метод. Он позволяет: -расширить образовательное пространство, придать ему новые формы; -развивать у детей умение наблюдать, анализировать явления и делать выводы, проводя сравнения, обобщения и умения; -даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка ; -способствует развитию творческого мышления, логики познания, пытливости ума . АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

Работая над темой самообразования, изучила психолого-педагогическую литературу. Учебно-методическое пособие Веракса Н.Е. «Пространство детской реализации. Проектная деятельность» помогло найти ответы на многие интересующие вопросы. Прослушала вебинар по теме «Проектная деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС ДО ». В начале прошлого учебного года провела наблюдение за детьми и пришла к выводу, что не все ребята умеют задавать вопросы познавательного характера, отсутствует отклик на познавательную задачу, задание выполняют, подчиняясь просьбе взрослого . Проектная деятельность возможна только на добровольной основе и желание что-либо исследовать, изучать возникает при наличии интереса, привлекательности темы. Темы проектов выбирала из окружающей действительности, учитывая сезонные явления, предстоящие праздники, интересы и потребности детей . Работа по проектам проходила в несколько этапов. На первом этапе методом мозгового штурма ребята выдвигали проблемные вопросы по предложенной теме («что мы знаем, что еще хотим узнать и как нам это сделать?»). На втором этапе мы с ребятами всевозможными способами искали ответы на поставленные вопросы (поиск в энциклопедиях, художественной литературе, беседа с родителями, в играх, в творчестве, в экспериментировании и т.д.). На итоговом этапе ребята на коллективном обсуждении делились своими новыми знаниями, проводили игры-викторины, тематические развлечения, конференции, оформляли альбомы, творческие стенгазеты, выставки поделок, рисунков.

Слайд 4

Проект «День без игрушек» Цель : создание условий для развития инициативы, самостоятельности и игровой деятельности детей. К удивлению ребят , утром в группе их ждали пустые шкафы и, много коробок, различных лоскутов ткани, бутылочек, трубочек, ниток, крышек и т. п., заранее принесённых педагогами. В проект была вовлечена мама одного из воспитанников, все прошло естественно, неожиданно и непринужденно.

Слайд 6

Проект «Огород на подоконнике» Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Слайд 7

Проект «Здравствуй театр!» Цель: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности, развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

Слайд 9

Проект «Для чего нужна вода?» Цель : выяснить, что вода в природе существует в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Исследовать свойства воды, с помощью опытов. Изучить, зачем человеку нужна вода? Выяснить, как путешествует вода в природе.

Слайд 10

Опыты

Слайд 11

Опыты

Слайд 12

Проект «Кто такие насекомые?» Цель: расширить представления о мире насекомых. У знать какие бывают насекомые, чем они питаются, где они живут, как защищаются от врагов; выяснить нужны ли насекомые, пользу или вред они приносят.

Слайд 15

Проект «Моя семья-мое богатство» Цель: Узнать историю своей родословной, традиции своей семьи. И сследовать традиции своей семьи, узнать ее корни; создать генеалогическое древо своей семьи, подготовить сообщение для ребят нашей группы о своей семье.

Слайд 16

Проект «Скоро, скоро Новый год!» Цель: украсить группу детского сада, создать праздничное настроение.

Слайд 18

Проект «Полезные свойства лимона» Цель: познакомиться с полезными свойствами лимона, выделить их достоинства и необычные особенности использования в жизни человека.

Слайд 20

Реализация проектов невозможна без участия родителей. На организационном собрании в начале учебного года я ввела родителей в круг направлений своей деятельности с детьми на предстоящий год. В течение года практически все родители активно поддерживали интерес ребят, были для них надежными источниками информации, помогали в решении домашних заданий, изготовлении стенгазет, различных докладов – сообщений. Дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых объектах.

Слайд 21

Наблюдения за детьми в ходе совместной и самостоятельной деятельности показали, что дети стали более активными в поиске путей решения проблемной ситуации. У ребят повысилась самостоятельность, любознательность. Они активно используют различные источники информации, способствующие обогащению знаний (кино, литература, наблюдения, опыты и эксперименты). Проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Ребята стали чаще задавать вопросы познавательного характера. В течение года наблюдается сплоченность нашего коллектива, дети стали интересны друг другу, помогают друг другу, радуются общим успехам. Познавая мир, дети стали более успешны и в речевом развитии. Используя метод проектирования, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Слайд 22

Со своей исследовательской работой «Для чего нужна вода» мы приняли участие во всероссийском конкурсе методических разработок по социально-коммуникативному развитию обучающихся . Анализ и оценка полученных результатов дают мне возможность видеть пути дальнейшего использования проектного метода в своей практике.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...

Презентация на тему:"Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Становление новой системы образования, требует серьезных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образов...