Тематические игры-этюды с детьми среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.

В подборе литературной основы для подобных игр с детьми воспитателю следует руководствоваться следующими критериями:

  • Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;
  • Содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к культурно-гигиеническим процессам и формировать представления о необходимости культурно-гигиенических умений;
  • Побуждение ребенка к активности и самостоятельности в использовании культурно-гигиенических умений в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.
  • Содержание литературного произведения должно подходить для драматизации: обязателен игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей.

Примерный список рекомендуемых произведений по темам:

Гигиена:

«Теплою водою»

И.Демьянов «Замарашка»

А.Кондратьев «Зеркало»

Р.Сеф «Мыло»

Э.Мошковская «Уши»

«Солнце рано утречком»

И.Токмакова «Гном»

Р.Куликова «Мыло»

Прием пищи:

Г.Лагздынь «Куклу кормили?»

О.Дриз «Ну и каша!»

Э.Мошковская «Маша и каша»

С.Капутикян «Кто скорее допьет?»

«Ножками потопали»

А. Прокофьев «Вечером»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

И. Токмаква «Ай да суп»

Опрятность:

«Уж я косу заплету»

«Где мой пальчик?»

«Мне уже 4 года»

«Завяжу потуже шарф»

В.Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г.Лагздынь «Одевали малыша»

С.Капутикян «Пожалейте нас!»

Э.Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Е.Благинина «Как у нашей Ирки»

Э.Мошковская «Митя и рубашка»

Бережное отношение к вещам и игрушкам:

К.Жанэ «Братишки»

А.Шибаев «Подружки»

И.Муравейка «Я сама!»

М.Александрова «Что взяла, клади на место!»

А.Барто «Лошадка»

Е.Благинина «Приходите, поглядите»

Н.Глазкова «Танечка-хозяйка»

«Мальчик Петя»

Для реализации игр-этюдов в работе с детьми среднего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно-развивающей среды.

Для создания положительного эмоционального фона в оформлении помещения группы вносятся фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Дети с удовольствием рассматривают их вместе с воспитателем. Подбираются аудиозаписи литературного материала, звуки природы, детские музыкальные произведения, записи чтения стихов детьми, которые периодически прослушиваются воспитанниками.

Зная, что разнообразие содержания игр-этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены).

Так, для настольного театра на начальных этапах используются реалистичные резиновые и мягкие игрушки определенного размера, которые ребенок может удерживать в руках и проводить с ними игровые действия (помыть, причесать, почистить зубы, аккуратно накормить, переодеть). Это зайки, собачки, кошки, лиса, медведь и др.

Затем в практику с детьми вводятся театральные игрушки, которые имеют меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые и театральные куклы на шариках (сделанные из пенопласта), которые надеваются на один палец. В конце года планируется ввести в игру привычные театральные куклы-бибабо — с отверстием в головке для указательного пальца и двумя отверстиями для большого и среднего пальцев.

В дальнейшем вводятся плоскостные графические изображения. В плоскостном театре дети действуют с фигурками-иллюстрациями, приклеенными к палочкам, а также вырезанными бумажными фигурками, которые прикрепляются на фланелеграф, ковролинограф, на стенд-книжку, на плоскостные ширмы. В группе должны быть наборы к играм-этюдам «Вот как Галю одевали», «Куклу кормили?», «Братишки», «Подружки» и др.

Для того чтобы дети смогли отделить сказочную ситуацию от реальной, уделяется внимание специальной организации пространства игры. В ходе игры-этюда детям еще сложно определить четкие границы волшебной страны, поэтому владения ребенка обозначаются разными способами: объемным моделированием — ширмой, занавесом, книжной раскладушкой, кубиками, а также моделированием пространства на плоскости фланелеграфа, ковролинографа, стола, пола с помощью нити, лент, обруча и т. п. В данном случае важен показ способа действия. Например, в игре-этюде «Уж я косу заплету» кубиками обозначаются стены комнаты. В игре-этюде «Гном» лентами разграничивается «улица» от «дома детей».

Обучение действиям с предметами-заместителями происходит в процессе создания декораций для игр-этюдов, конструирования интерьера стихотворения с помощью предметов окружающего быта — мебели (стулья, столы), подручного материала, макетов, поделок, изготовленных на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду.

Таким образом, в организации пространства важно:

- использовать настольный театр (резиновые и мягкие игрушки), плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (пальчиковые и театральные куклы на шариках, бибабо), то есть все виды театра с учетом особенностей детей.

- учитывать возможности детей (от простого к сложному, от реалистичных резиновых и мягких игрушек до кукол бибабо), при этом очень важно использовать показ взрослым способов действий с игрушками, моделирование пространства.

Для того чтобы пробудить у детей среднего дошкольного возраста интерес к играм-этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю. Продолжительность игры соответствует возрасту детей: в средней группе - 20-25 минут.

Игры-этюды предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Так, если в начале от ребенка требуется одновременное и одинаковое действие («Ну и каша!», «Теплою водою»), то затем предлагаются игры-этюды, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами («Куклу кормили?», «Кто скорее допьет?», «Зеркало» и т.д.). Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно, при неоднократном проведении игры-этюда, дети начинают выполнять движения самостоятельно.

Для правильной организации игр-этюдов с детьми рекомендуется учитывать следующие принципы.

  1. Содержательность игр, разнообразие тематики.
  2. Ежедневное включение игр-этюдов во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.
  3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
  5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека игр-этюдов19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-этюд «Митя и рубашка»

Педагог вносит рубашку Мити-Замарашки. Показывает детям.

- Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика? Как вы думаете, почему рубашка стала такой? Послушайте стихотворение Э.Мошковской «Митя и рубашка».

Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.

Педагог:        Это Митина рубашка.

Ребенок:        На, рубашка, простоквашку!

Педагог:        Съела маслица она,

                Съела кашку из пшена

И подливку из барашка…

Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.

Ребенок:        Ты сыта, моя рубашка?

Вопросы к детям: Как надо есть за столом? Кто покажет Мите, как надо есть?

Игра-этюд «Мальчик Петя»

Педагог читает:

Мальчик Петя поздно встал –

Просыпаться тяжко.

Умываться он не стал –

Он ведь замарашка.

Просит детей высказать свое отношение к поведению Пети. Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; с помощью движений и мимики изображают Петю.

Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки..

Игра-этюд «Уши»

Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э.Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей и с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.

1-й ребенок:         Доктор, доктор,

                        Как нам быть:

                        Уши мыть

                        Или не мыть?

2-й ребенок:        Если мыть,

                        То как нам быть:

                        Часто мыть

                        Или пореже?

Педагог:        Отвечает доктор…

Доктор:         ЕЖЕ-

Педагог:        Отвечает доктор…

Доктор:         ЕЖЕ-

Педагог:        Отвечает доктор гневно:

Доктор:        ЕЖЕ-

                ЕЖЕ-

                ЕЖЕДНЕВНО!

Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.

Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса.

Игра-этюд «Приходите, поглядите»

Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е.Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.

Педагог:        Метлу взяла

И двор подмела.

Девочка:        Всюду нос метла совала,

                Но и я не отставала –

                От сарая до крыльца

Танцевала без конца.

Приходите, поглядите,

Хоть сориночку найдите.

Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение лица, улыбка, выразительная интонация.

Игра-этюд «Танечка-хозяйка»

Педагог вносит мягкую игрушку зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н.Глазковой и предлагает определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.

Педагог:        Нынче Танечка – хозяйка

И хлопочет день-деньской.

Отложила в угол зайку

И сказала…

Таня:                Спи, косой!

Педагог:        Тянет тряпку из комода,

Из кладовки тащит таз.

Окуная тряпку в воду,

Ненароком облилась.

Таня:                Ты не смейся, глупый зайка!

Поджидай себе обед…

Ох, и трудно быть хозяйкой,

Если мамы дома нет!

Выразительные движения:

1 – сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация.

2 – сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.

Игра-этюд «Как у нашей Ирки»

Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е.Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.

Педагог:                Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

Почему,

Почему

На чулках по дырке?

1-й ребенок:        Потому что неохота

Штопать нашей Ирке.

(Неряшливый вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное).

Педагог:                Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Почему,

Почему

Штопка на пятке?

2-й ребенок:        Потому что неохота

Быть неряхой Натке.

(Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд).

Игра-этюд «Вкусная каша»

Педагог вносит шапочки гусей, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение «Вкусная каша» З.Александровой. Затем педагог и дети вместе инсценируют его.

Педагог:        Как из гречки

                Где варилась? В печке.

                Сварилась, упрела,

                Чтоб Оленька ела,

                Кашу хвалила,

                На всех разделила.

(Добрая улыбка, ласковый взгляд.)

Оля:                Досталось по ложке

                Гусям на дорожке,

                Цыплятам в лукошке,

                Синицам в окошке.

                Хватило по ложке

                Собаке и кошке.

(Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)

Педагог:        И Оля доела

                Последние крошки!

Игра-этюд «Я сама!»

Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.

                                                - Давай будем одеваться…

                                                - Я сама! Я сама!

        (Ребенок одевается.)

                                                - Пойдем, будем умываться…

                                                - Я сама! Я сама!

        (Умывается.)

                                                - Ну идем, хоть причешу я.

                                                - Я сама! Я сама!

        (Причесывается.)

                                                - Ну давай, хоть накормлю я.

                                                - Я сама! Я сама!

        (Делает вид, что жует.)

Вопросы к детям: Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?

Игра-этюд «Купание»

Педагог вносит игрушку поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жестов изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение, используя мимику и жесты.

Педагог:         Визжит поросенок…

Поросенок (ребенок с куклой): Спасите! (Глаза широко раскрыты, рот полуоткрыт, резко машет руками.)

Педагог:         Купают его в корыте.

Он в луже не прочь помыться,

А мыльной воды боится.

А в кухне купают Олю.

Воды ей нагрели вволю.

Но Оля кричит…

Оля:                Уйдите!

                Мочалкой меня не трите!

                Я голову мыть не стану!

                Не буду садиться в ванну!

(Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)

Педагог:        Вот оба они помыты,

                Надуты, слегка сердиты,

                С коленок отмыты пятна,

                Купаться было приятно…

Ребенок:        Чего же ты, Оля, кричала?

Педагог:        И Оленька отвечала…

Оля:                Кричал поросенок Тошка,

                А я помогала немножко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ» (приложение к мастер-классу 2) Цель тематического комплекса: обогащение ...

Конспект тематического занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Дружить — это здорово!»

Дружеские отношения являются неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми, в которых они проявляют свои нравственные и духовные качества. То, насколько человек умеет дружить и проявлять дружеские ...

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 года)

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 года)...

Тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста "Ознакомление с природой".

Тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста Ознакомление с природой"...

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЭТЮДЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методика организации и проведения игр-этюдов с детьми среднего дошкольного возраста...

Тематические игры-этюды в воспитании ребенка среднего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.

Игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется ...