Тематические игры-этюды с детьми среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)
Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.
В подборе литературной основы для подобных игр с детьми воспитателю следует руководствоваться следующими критериями:
- Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;
- Содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к культурно-гигиеническим процессам и формировать представления о необходимости культурно-гигиенических умений;
- Побуждение ребенка к активности и самостоятельности в использовании культурно-гигиенических умений в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.
- Содержание литературного произведения должно подходить для драматизации: обязателен игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей.
Примерный список рекомендуемых произведений по темам:
Гигиена:
«Теплою водою»
И.Демьянов «Замарашка»
А.Кондратьев «Зеркало»
Р.Сеф «Мыло»
Э.Мошковская «Уши»
«Солнце рано утречком»
И.Токмакова «Гном»
Р.Куликова «Мыло»
Прием пищи:
Г.Лагздынь «Куклу кормили?»
О.Дриз «Ну и каша!»
Э.Мошковская «Маша и каша»
С.Капутикян «Кто скорее допьет?»
«Ножками потопали»
А. Прокофьев «Вечером»
Г. Лагздынь «Просто объеденье!»
И. Токмаква «Ай да суп»
Опрятность:
«Уж я косу заплету»
«Где мой пальчик?»
«Мне уже 4 года»
«Завяжу потуже шарф»
В.Бардадым «Вот как Галю одевали»
Г.Лагздынь «Одевали малыша»
С.Капутикян «Пожалейте нас!»
Э.Успенский «Мальчик стричься не желает»
Э. Мошковская «Митя и рубашка»
Е.Благинина «Как у нашей Ирки»
Э.Мошковская «Митя и рубашка»
Бережное отношение к вещам и игрушкам:
К.Жанэ «Братишки»
А.Шибаев «Подружки»
И.Муравейка «Я сама!»
М.Александрова «Что взяла, клади на место!»
А.Барто «Лошадка»
Е.Благинина «Приходите, поглядите»
Н.Глазкова «Танечка-хозяйка»
«Мальчик Петя»
Для реализации игр-этюдов в работе с детьми среднего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно-развивающей среды.
Для создания положительного эмоционального фона в оформлении помещения группы вносятся фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Дети с удовольствием рассматривают их вместе с воспитателем. Подбираются аудиозаписи литературного материала, звуки природы, детские музыкальные произведения, записи чтения стихов детьми, которые периодически прослушиваются воспитанниками.
Зная, что разнообразие содержания игр-этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены).
Так, для настольного театра на начальных этапах используются реалистичные резиновые и мягкие игрушки определенного размера, которые ребенок может удерживать в руках и проводить с ними игровые действия (помыть, причесать, почистить зубы, аккуратно накормить, переодеть). Это зайки, собачки, кошки, лиса, медведь и др.
Затем в практику с детьми вводятся театральные игрушки, которые имеют меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые и театральные куклы на шариках (сделанные из пенопласта), которые надеваются на один палец. В конце года планируется ввести в игру привычные театральные куклы-бибабо — с отверстием в головке для указательного пальца и двумя отверстиями для большого и среднего пальцев.
В дальнейшем вводятся плоскостные графические изображения. В плоскостном театре дети действуют с фигурками-иллюстрациями, приклеенными к палочкам, а также вырезанными бумажными фигурками, которые прикрепляются на фланелеграф, ковролинограф, на стенд-книжку, на плоскостные ширмы. В группе должны быть наборы к играм-этюдам «Вот как Галю одевали», «Куклу кормили?», «Братишки», «Подружки» и др.
Для того чтобы дети смогли отделить сказочную ситуацию от реальной, уделяется внимание специальной организации пространства игры. В ходе игры-этюда детям еще сложно определить четкие границы волшебной страны, поэтому владения ребенка обозначаются разными способами: объемным моделированием — ширмой, занавесом, книжной раскладушкой, кубиками, а также моделированием пространства на плоскости фланелеграфа, ковролинографа, стола, пола с помощью нити, лент, обруча и т. п. В данном случае важен показ способа действия. Например, в игре-этюде «Уж я косу заплету» кубиками обозначаются стены комнаты. В игре-этюде «Гном» лентами разграничивается «улица» от «дома детей».
Обучение действиям с предметами-заместителями происходит в процессе создания декораций для игр-этюдов, конструирования интерьера стихотворения с помощью предметов окружающего быта — мебели (стулья, столы), подручного материала, макетов, поделок, изготовленных на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду.
Таким образом, в организации пространства важно:
- использовать настольный театр (резиновые и мягкие игрушки), плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (пальчиковые и театральные куклы на шариках, бибабо), то есть все виды театра с учетом особенностей детей.
- учитывать возможности детей (от простого к сложному, от реалистичных резиновых и мягких игрушек до кукол бибабо), при этом очень важно использовать показ взрослым способов действий с игрушками, моделирование пространства.
Для того чтобы пробудить у детей среднего дошкольного возраста интерес к играм-этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю. Продолжительность игры соответствует возрасту детей: в средней группе - 20-25 минут.
Игры-этюды предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Так, если в начале от ребенка требуется одновременное и одинаковое действие («Ну и каша!», «Теплою водою»), то затем предлагаются игры-этюды, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами («Куклу кормили?», «Кто скорее допьет?», «Зеркало» и т.д.). Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно, при неоднократном проведении игры-этюда, дети начинают выполнять движения самостоятельно.
Для правильной организации игр-этюдов с детьми рекомендуется учитывать следующие принципы.
- Содержательность игр, разнообразие тематики.
- Ежедневное включение игр-этюдов во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
- Подготовленность и заинтересованность воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр-этюдов | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-этюд «Митя и рубашка» Педагог вносит рубашку Мити-Замарашки. Показывает детям. - Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика? Как вы думаете, почему рубашка стала такой? Послушайте стихотворение Э.Мошковской «Митя и рубашка». Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его. Педагог: Это Митина рубашка. Ребенок: На, рубашка, простоквашку! Педагог: Съела маслица она, Съела кашку из пшена И подливку из барашка… Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду. Ребенок: Ты сыта, моя рубашка? Вопросы к детям: Как надо есть за столом? Кто покажет Мите, как надо есть? | Игра-этюд «Мальчик Петя» Педагог читает: Мальчик Петя поздно встал – Просыпаться тяжко. Умываться он не стал – Он ведь замарашка. Просит детей высказать свое отношение к поведению Пети. Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; с помощью движений и мимики изображают Петю. Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.. |
Игра-этюд «Уши» Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э.Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей и с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение. 1-й ребенок: Доктор, доктор, Как нам быть: Уши мыть Или не мыть? 2-й ребенок: Если мыть, То как нам быть: Часто мыть Или пореже? Педагог: Отвечает доктор… Доктор: ЕЖЕ- Педагог: Отвечает доктор… Доктор: ЕЖЕ- Педагог: Отвечает доктор гневно: Доктор: ЕЖЕ- ЕЖЕ- ЕЖЕДНЕВНО! Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора. Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса. | Игра-этюд «Приходите, поглядите» Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е.Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации. Педагог: Метлу взяла И двор подмела. Девочка: Всюду нос метла совала, Но и я не отставала – От сарая до крыльца Танцевала без конца. Приходите, поглядите, Хоть сориночку найдите. Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение лица, улыбка, выразительная интонация. |
Игра-этюд «Танечка-хозяйка» Педагог вносит мягкую игрушку зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н.Глазковой и предлагает определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации. Педагог: Нынче Танечка – хозяйка И хлопочет день-деньской. Отложила в угол зайку И сказала… Таня: Спи, косой! Педагог: Тянет тряпку из комода, Из кладовки тащит таз. Окуная тряпку в воду, Ненароком облилась. Таня: Ты не смейся, глупый зайка! Поджидай себе обед… Ох, и трудно быть хозяйкой, Если мамы дома нет! Выразительные движения: 1 – сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация. 2 – сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация. | Игра-этюд «Как у нашей Ирки» Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е.Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов. Педагог: Как у нашей Ирки На чулках по дырке! Почему, Почему На чулках по дырке? 1-й ребенок: Потому что неохота Штопать нашей Ирке. (Неряшливый вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное). Педагог: Как у нашей Натки Штопка на пятке! Почему, Почему Штопка на пятке? 2-й ребенок: Потому что неохота Быть неряхой Натке. (Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд). |
Игра-этюд «Вкусная каша» Педагог вносит шапочки гусей, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение «Вкусная каша» З.Александровой. Затем педагог и дети вместе инсценируют его. Педагог: Как из гречки Где варилась? В печке. Сварилась, упрела, Чтоб Оленька ела, Кашу хвалила, На всех разделила. (Добрая улыбка, ласковый взгляд.) Оля: Досталось по ложке Гусям на дорожке, Цыплятам в лукошке, Синицам в окошке. Хватило по ложке Собаке и кошке. (Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.) Педагог: И Оля доела Последние крошки! | Игра-этюд «Я сама!» Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям. - Давай будем одеваться… - Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.) - Пойдем, будем умываться… - Я сама! Я сама! (Умывается.) - Ну идем, хоть причешу я. - Я сама! Я сама! (Причесывается.) - Ну давай, хоть накормлю я. - Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.) Вопросы к детям: Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь? |
Игра-этюд «Купание» Педагог вносит игрушку поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жестов изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение, используя мимику и жесты. Педагог: Визжит поросенок… Поросенок (ребенок с куклой): Спасите! (Глаза широко раскрыты, рот полуоткрыт, резко машет руками.) Педагог: Купают его в корыте. Он в луже не прочь помыться, А мыльной воды боится. А в кухне купают Олю. Воды ей нагрели вволю. Но Оля кричит… Оля: Уйдите! Мочалкой меня не трите! Я голову мыть не стану! Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.) Педагог: Вот оба они помыты, Надуты, слегка сердиты, С коленок отмыты пятна, Купаться было приятно… Ребенок: Чего же ты, Оля, кричала? Педагог: И Оленька отвечала… Оля: Кричал поросенок Тошка, А я помогала немножко! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ» (приложение к мастер-классу 2) Цель тематического комплекса: обогащение ...
Конспект тематического занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Дружить — это здорово!»
Дружеские отношения являются неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми, в которых они проявляют свои нравственные и духовные качества. То, насколько человек умеет дружить и проявлять дружеские ...
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 года)
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 года)...
Тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста "Ознакомление с природой".
Тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста Ознакомление с природой"...
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЭТЮДЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методика организации и проведения игр-этюдов с детьми среднего дошкольного возраста...
Тематические игры-этюды в воспитании ребенка среднего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.
Игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется ...