КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ» КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»
консультация

Березнёва Надежда Петровна

Как много изменений и  новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни,  понимая, что нужно меняться самим:  менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, а ведь мы ещё должны помочь нашим воспитанникам войти в современный мир, такой сложный и динамичный. И тут нам на помощь приходит ФГОС ДО.

Основными принципами ФГОС являются:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_detskiy_sovet.docx164.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                  

   детский сад № 65 «Ласточка»

герб

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ»

КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

Березнева Надежда Петровна

Город Мытищи.

 Как много изменений и  новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни,  понимая, что нужно меняться самим:  менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, а ведь мы ещё должны помочь нашим воспитанникам войти в современный мир, такой сложный и динамичный. И тут нам на помощь приходит ФГОС ДО.

Основными принципами ФГОС являются:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и др.

 Как же внедрять эти принципы в жизнь?

Любой путь начинается с первого шага. В силу характера и обстоятельств у каждого начинающего свой путь первый шаг получится своим – коротким, но легким и радостным; широким и уверенным; опасливым и пробующим. Важно не то, каким быть первому шагу. Важно, чтобы он был сделан и сделан в верном направлении.   Важно, что бы он был сделан в верном направлении. Таким первым шагом для нас явилось знакомство с  книгой Л.В. Свирской «Детский совет: методические рекомендации для педагогов». Технология «Детский совет» была разработана авторским коллективом ООП ДОО «Вдохновение» под редакцией И.Е. Федосовой, В.К. Загвоздкина.

Что такое «детский совет»? *Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе,  основанном  на «субъект-субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых.

Цель: создание условий для эмоционального настроя детей на весь день, включение детей в управление событиями и временем, тренинг коммуникативных умений.

Задачи детского совета

  • Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
  • Создать условия для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослых.
  • Развивать эмпатию.
  • Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
  • Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
  • Развивать умения выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта, разработать план действий.
  • Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
  • Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

С чего же начать подготовку к проведению детского совета?

  1. С выбора удобного места, такого, где вы можете поместиться всей группой, где достаточно места для размещения  демонстрационных материалов.  Перенесите туда ковер, или попросите родителей сшить для каждого персональный коврик: тогда сидеть будет и удобно, и не холодно.
  2. Определить   правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс  без многочисленных замечаний. Эти правила должны стать  законом  группы, приниматься  и соблюдаться всеми детьми.   Правила поведения в группе независимо от их содержания должны формулироваться  позитивно: *«Внимательно слушай других», а не «Не перебивай других, «Кричать и бегать можно на улице, а не «Не кричи», «Бегать нельзя», «Положи материалы так, чтобы их можно было найти, а не раскидывайте игрушки и т. п.

Как работает «детский совет»? «Детский совет» проходит утром - в начале образовательной деятельности и вечером - в завершении.

На утреннем сборе:

  • Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.
  • Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.
  • Обмениваются новостями, задают вопросы.
  • Определяют тему работы.
  • Планируют содержание и формы работы по теме, если тема новая и/или планируют свою работу в центрах, если тема продолжается.

Вопросы, которые могут быть заданы в начале детского совета:

  • Какое у вас настроение?
  • У кого утро доброе?
  • Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями, сомнениями)?
  • Чтобы ты хотел уточнить у…?
  • Что бы вы могли посоветовать…?
  • Чем нам может помочь эта новость?
  • Что нового мы узнали о …?
  • Что вас порадовало (удивило, огорчило)?

Длительность проведения детского совета.

 В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы,  планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

Единственно верной структуры НЕТ.

  • Детский совет НЕ занятие.
  • Участие в нем НЕ может быть принуждением.

Что же есть? Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать.

  1. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки).
  2. Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание).
  3. Обмен новостями.
  4. Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).
  5. Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня).
  1. Приветствие. Оно позволяет объединить детей на совместную деятельность и не тратить усилий на дисциплину. Можно использовать разные формы приветствий: взявшись за руки, игрушки, комплименты и др.
  2. Игра (пение, чтение/слушание, элементы тренинга). Детский совет должен проводиться быстро, легко и по-деловому полезно. Именно поэтому игры, пение, совместное чтение *используются как игры для удовольствия, а не как учебные действия. Это могут быть игры, не требующие большой подвижности. Например, пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-шутки.
  3. Обмен новостями –  это очень важная часть. Как правило, дети стремятся к общению с взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным карманом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. *Детский совет - место легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

Вопросы, стимулирующие обмен новостями:

  • Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями)?
  • Что бы ты хотел уточнить у…?
  • Что бы вы могли посоветовать?
  • Как бы ты поступил?
  • Чем нам может помочь эта новость?
  • Что вас порадовало, огорчило?

К обмену новостями предъявляются определенные требования:

  • не регламентируются (только по одной короткой новости),
  • не селекционируются (только хорошие новости),
  • не вытягиваются насильно («Сережа, мы еще не слышали твоих новостей»),
  • не запрещаются («Нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить»). Новости принимаются как факт. 

Так как высказаться, во время обмена новостями, хочется многим  вырабатываются  правила:

  • говорим по одному, не перебиваем друг друга,
  • говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, игрушка и т. д.). Правила, лучше вырабатывать после того, как дети на своем личном опыте убедились, что трудно говорить, когда тебя не слышат. Можно продумать разные хитрости помогающие определить, кто будет говорить первым (те, у кого прикреплен какой-либо знак, чье имя начинается со звука «С», девочки, именинник и т.д.).  Так же можно перед началом совета собрать у детей фанты и предоставлять слово тому, чей фант вытянули. Или до начала детского совета прикрепите какой-либо знак (бант, медальку) нескольким детям. Именно у них будет право рассказать о своих новостях первыми. Если вы знаете, что у кого-то из детей есть значимая для всех новость (день рождения, рождение брата и т.д.), представьте право ему высказаться первым.

В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОО) — это обеспечивает широкий диапазон событий.

В процессе беседы самым естественным образом *формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться:

умение слушать и слышать,

вести диалог, строить монолог,

умение аргументировать своё суждение.

Реагирование на высказывание. Это самая сложная часть обмена новостями и философствования с детьми.

Для того чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на  высказывания детей. От вашего ответа будет зависеть, куда повернет разговор и как отразится он на ребенке. Если на фразу ребенка «Мне мама вчера весь вечер читала книжку» вы начнете задавать вопросы: как называлась книжка, о чем она, что тебе понравилось и т.д., то получите реакцию других детей: «А у меня тоже есть книжки», «А мы с мамой ходили в магазин» и т.д., каждый из них захочет получить свою порцию внимания. «Приятно провести время с мамой» -  отвечаете вы, и если вам будет необходимо, вернетесь к этой теме в индивидуальной беседе. А можно наоборот раскрыть эту тему дальше и выяснить читают ли детям дома, какие произведения, как дети запоминают прочитанное.

Навык приходит только с практикой, но есть несколько  советов, которым можно следовать в его развитии.

  • Не игнорируйте, но и не оставайтесь на новостях и высказываниях, связанных с покупкой вещей. Если вы будете их поддерживать, то возникнет риск того, что дети будут считать новостью, когда им что-то купили.
  • Не морализируйте. Если новость или идея, высказанная ребёнком, затрагивает отрицательные, на ваш взгляд, события или действия, постарайтесь понять, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит. И реагируйте на чувства.
  • Не оценивайте. Нельзя оценивать других, особенно родителей, со слов ребёнка. Например: «Моя мама сделала красивую вышивку», вы - «Я вижу, ты гордишься своей мамой».
  • Не стесняйтесь, если проблема,  которую затронул ребёнок, выходит, в вашем понимании, за рамки приличия. Например: «Я вчера видел, откуда кошка рожала котят», вы – «Ты узнал, как появляются на свет котята».
  • Не расспрашивайте, если эта новость не составляет непосредственной важности для всех детей. Универсальная форма прекращения обсуждения какой-либо «опасной» темы – спокойно, уверенно сказать: «Так бывает».
  • Учитесь управлять своим взглядом. Если вы хотите показать ребёнку, что не склонны поддерживать его дальнейшие высказывания, коротко ответьте и переведите внимательный взгляд дальше.
  • И наконец, *позволяйте детям играть роль воспитателя и самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

*Как можно правильно реагировать на высказывания детей?

 «А я из рогатки попал в воробья» - ответы воспитателей.

Мой вариант: «Я понимаю, ты хочешь стать метким стрелком, но воробей то причем, он-то тебя не трогал, и рогатки у него нет».

«Мы с папой чинили скамейку, и я сам вбил 3 гвоздя»

Мой вариант: «Это была трудная работа, но ты справился».

Иногда дети могут  поставить взрослого в тупик. «Мой папа вчера был пьяный»

Мой вариант: «Обидно, ведь ты не смогла поиграть с папой».

Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей к «публичным выступлениям»? Нет. Понимание индивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут, когда не следует торопить и торопиться.

Очень часто детские высказывания могут быть использованы как  темы для проектов.

  1. Мотивирование детей на работу над проектом. Мотивировать на изучение темы можно по-разному: это может быть история одного ребенка «Саша, мне понравилась твоя история о  птице,    напомни нам ее» или,  это может быть случай из жизни педагога «Я услышала, как удивительно поют птицы. Тема выбрана. Даже если у кого-то из детей останется чувство разочарования - выбрали не ту тему, которую он предлагал, это уже совершенно иное чувство, не имеющее ничего общего с подчинённостью диктату взрослых. Это - повод для мобилизации сил, подсказка, что нужно учиться быть более убедительным. *Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые самостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их любознательностью и знаниями.
  2. *Выявление инициатив и образовательных запросов детей. Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или о чем-либо. В этом нам помогает «модель четырех вопросов», модификация «модели трех вопросов» Л.В. Свирской.  Что вы знаете о птицах?   Что хотите узнать о птицах? Что надо сделать, чтобы узнать…? Как можно  использовать эти знания? * Оценив, познавательные инициативы и образовательные запросы детей, опираясь на их опыт, педагог осуществляет образовательный процесс в зоне ближайшего развития.       
  3. Планирование. Выбор темы проекта, образовательного события.  Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые
  • поддерживают их инициативу и креативность,
  • демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Планирование осуществляется совместно детьми, педагогами и родителями. Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. Записи делаются печатными буквами, чтобы дети могли их прочитать, всегда одним цветом (можно использовать два цвета: один – идеи детей, второй – идеи взрослых), обязательно помечать автора того или иного предложения, размещать заполненный план в доступном для детей месте. Созданный совместными усилиями план должен быть доступен для детей в течение всего времени работы по проекту. По завершении проекта план хранится как документ. Дети понимают, что вы записываете их идеи, их мысли, т.е. придаете им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства.

Совместное планирование свидетельствует о профессиональной состоятельности воспитателя – умение вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу; Взрослым совместное планирование дает возможность *планировать и организовывать индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребёнок.

Вечерний «детский совет».

  Его основная задача – анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И ещё одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, - заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят. Итоговый сбор выполняется ежедневно после того, как дети выполнят задуманное. На итоговый сбор детей собирает все тот же колокольчик (ритмичные хлопки, мелодия). Место проведения то же самое, где проводился утренний сбор. И дети представляют свои работы, что они сделали. На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился.  

Роль взрослых.

  • При ведении детского совета взрослый – модератор. 
  • Взрослые основывают свою деятельность на *понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. 
  • Как ресурсная личность, воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса *создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации. 

Вне зависимости от названия, детский совет – это место  и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы»

Выступление с докладом на РМО на тему " Технология " Детский совет" как важнейшая форма поддержки детской инициативы"....

Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы.

Детский совет - это обучения, которая обьединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка  в образовательном процессе, основанном на ...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы...

Презентация: "Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы и творчества."

Детский совет форма, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивать у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения....

Технология "Детский совет"как важнейшая форма поддержки детской инициативы

В материале описывается, что такое деткий совет, его задачи, смысловые части. Выбор тем, планирование. подведение итогов детского совета и роль взрослых в этой технологии....

Технология "Детский совет", как важная форма поддержки детской инициативы

Сейчас в мире происходит очень много изменений. Мы понимаем, что нам очень важно меняться самим, менять стиль деятельности и, конечно, в-первую очередь мы должны помочь нашим воспитанникам войти в сов...

Доклад для воспитателей Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

ФГОС       дошкольного       образования неоднократно        указывает на позитивную...