Главные вкладки

    «Детское волонтерство в ДОУ Сказка»
    статья (подготовительная группа)

    Сураева Ирина Владимировна

    В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.  

    Актуальность: Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.

    Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

    - к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

    -  к оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;

    -  к повышению рейтинга образовательного учреждения.

    Целью технологии «Дети волонтёры»:

    является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

    Задачи педагогической технологии "Дети - волонтеры" следующие:

    - Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе:

    - Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей:

    - Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

    Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста "Дети - волорнтеры" педагоги дошкольного учреждения прослушали авторский вебинар Н.П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе", был проведен в ДОУ семинар по технологиям социализации дошкольников.

    Предпосылкой для возникновения детского волонтерства в нашей группе стало проведение традиционной акции "Подарки ко дню пожилого человека", когда мы вместе с детьми приготовили подарки своими руками. Сшили мягкие игрушки, прихватки и подарили бывшим работникам нашего ДОУ» Сказка». Пенсионеры были рады.

    В ноябре мы запланировали акцию "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передадут игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам.

    Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Воспитателями проводились беседы "Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей". Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми волонтерами по проведению волонтерских акций. Совместно с воспитателем дети волонтеры разработали правила команды:

    -Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.

    -Доведи дело до конца.

    -Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

    Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей.

    Получены положительные эффект от волонтерства:

     - Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

    - Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

    - Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

    - Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

    - Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»

    Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»...

    "Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности"

    Модернизация  образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что вол...

    Презентация "Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности"

    quot;Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности"...

    "Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)

    Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отра...

    Консультация: "Детское волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

    Воспитание у дошкольников нравственных качеств, духовности, толлерантности - главная задача педагогической деятельности, которую можно осуществлять через разные формы, одна из которых детское волонтер...

    Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников»

    В данной публикации описывается волонтеркая деятельность....

    Детское волонтерство

    Детское волонтерство в ДОУ...