Консультация "Детское волонтерство как средство формирования и инициативы у детей.
консультация (подготовительная группа)

Елена Александровна Герасименко

Развивать у детей самостоятельность, инициативность, жеоание помочь другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volonterstvo.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно — нравственных качеств личности.

Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Как вы думаете, кто такой волонтер? 

Волонтер– новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец».

Волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда человек получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

    В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов  и детей, деятельность которых продиктована доброй волей.

   Нас заинтересовала новая форма работы с детьми, считаем, что она приведет:

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

-  к  оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;

-  к  повышению рейтинга образовательного учреждения.

Цель технологии — развитие духовно — нравственных качеств личности дошкольников.

 Задачи:

  1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет
  2. Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении
  3. Учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается
  4. Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность
  5. Способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка
  6. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

Вникнув в цель и задачи волонтерского движения, опыт других детских садов, мы думаем что в наших условиях возможно организовать данную работу.

Организация практики волонтерства в  детском саду должна проходить поэтапно.

Этапы:

- Изучение методов и приемов организации

- Социально-психологическая подготовка волонтёров

-  Формирование волонтёрского движения

- Путешествие в мир добрых дел и поступков

- Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.

1этап: Изучение методов и приемов в организации

Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста "Дети - волонтеры" полезно познакомиться с выступлением Н.П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе". Необходимо составить проект организации культурной практики в детском саду. Очень важно, чтобы волонтерские акции были согласованы с режимом дня младших и старших групп, комплексно-тематическим планированием, не мешали образовательному процессу. Установить партнерские отношения с родителями, привлечь к  сотрудничеству.

2 этап: Социально-психологическая подготовка волонтёров

Главная  задача  запуска детского волонтерства заключается в мотивации детей на волонтерскую деятельность, организации команды. Проводятся  беседы, например: «Что значит добрый человек?», «Почему добро побеждает зло?»,  "Кто такие волонтеры?", "Как стать волонтерами для малышей", показ мультфильмов, чтение книг, слушание песен, проведение с детьми игр о доброте. Выяснение чем любят заниматься дети, чему могут научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, надо сформировать  команду.

3этап: «Формирование волонтёрского движения»

Создание волонтёрского отряда можно начать с создания  эмблемы, например: много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстука, всё это мотивировало к призыву «Хочу помочь!», символизирует суть волонтёрского движения.

 Совместно с воспитателем дети волонтеры разрабатывают правила команды:

-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.

-Доведи дело до конца.

-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться

 в группе

Обязательным условием волонтерства является обсуждение волонтерской  деятельности в группе после посещения малышей.

4 этап: «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учат малышей навыкам самообслуживания, оказывают помощь при одевании на прогулку, играют с малышами в группе и на улице. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, совместная продуктивная деятельность, совместные настольные, сюжетно — ролевые игры.

5этап: «Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий»

Дети своими силами изготавливают подарки для малышей, ставят кукольные театры, инсценировки, концерты.

Проведение акций: «Игрушка для малышей», «Помоги пойти учиться», «Собака – друг человека», «Береги лес», «Знаем, помним, чтим» и другие

Каков положительные эффект от волонтерства:

 - Волонтерство помогает детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

- Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию,  готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечаются более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим,  понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысят свою педагогическую компетентность.

 Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Думаем, что в наших условиях каждый из педагогов может применить на себе эти технологии и воплотить в жизнь.

 Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Тест- игра

 Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.

- Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.

- Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по своей инициативе, то похлопайте в ладоши.

- Считаете ли вы, что волонтёр в душе испытывает чувство того, что он кому-то нужен, то помашите рукой

- Если вы полагаете, что волонтёр должен проявлять толерантность к мнению других людей то похлопайте в ладоши.

- Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными то потопайте ногами.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!

Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание. Этот тест – экспромт способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности. С другой стороны – мы вспомнили о таких обыденных  духовных качествах человека, которые есть в каждом из нас, как терпение, доброта, милосердие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отра...

Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников»

В данной публикации описывается волонтеркая деятельность....

ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С.В. Смолина

Процесс формированиия социальной активности учащихся необходимо рассматривать , кака одну из задач воспитания....

Досуговая деятельность , как средство формирования творческой инициативы дошкольников

Данная презентация представляет собой  рабочий материал музыкального руководителя в Образовательной области "Художественно- эстетическое воспитание".Раскрыта такая тема, как  форми...

Статья для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста»

Современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями.В...

«Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности»

Модернизация  образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что вол...

Мастер –класс «Детское волонтерство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Мастер –класс  для педагогов «Детское волонтерство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста»...