Конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Экспериментируем с водой»
план-конспект занятия (средняя группа)

Хузяхметова Юлия Леонидовна

Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

Конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Экспериментируем с водой»

Подготовила и провела:

Воспитатель Хузяхметова Ю.Л.

Российская Федерация

Московская область

г. Долгопрудный

Ноябрь 2018г.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные. Познакомить детей со свойствами воды опытным путем. Учить фиксировать результаты игр-экспериментов в дневник наблюдений.
Показать разнообразие состояний воды в природе: жидком, твёрдом, газообразном.
2. Развивающие. Создать условия для формирования у детей практических и умственных действий. Развивать восприятие, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки и делать выводы в процессе организации экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде.
Оборудование и материалы:
- демонстрационный: замороженные во льду бусинки, стакан с тёплой водой, ложка, блюдце, зеркало, термос с горячей водой, жидкое мыло, блюдо с водой и молоком для фокусов, кубик, шар; 4 цвета пищевого красителя, ватные палочки; презентации о воде, водопаде; вода, шампунь.
- раздаточный: подносы, штативы с пробирками - 4 шт., кисточка, краски, салфетки, шапочки; по 4 больших стакана на каждого ребёнка, по 1 маленькому стакану, блюдце; сахар, соль, речной песок, ложка; дневники наблюдений, карандаш.

Ход работы

Организационный момент «Приветствие»
Воспитатель. Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают),
Здравствуй воздух, (руки в стороны)
Здравствуй вода, (волнообразные движения кистей рук)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
Воспитатель: Ребята, помогите разобраться, о чём идёт речь в этом стихотворении:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода-
Неподвижна и тверда.
Что же случилось с водой,
Дети.
- она превратилась в лёд;
-наверное, это было зимой, и она замёрзла;
-вода превратилась в лёд от мороза.
Воспитатель: Сегодня я несла вам бусы, уронила их в воду. Дед Мороз заморозил их, и бусинки попали в плен. А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Предположения детей.
- можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает (хорошо
- лёд растает, и бусинки освободятся; плохо- руки замёрзнут);
- можно отогреть в варежках (хорошо - лёд тоже растает и бусинки освободятся; плохо - варежки намокнут);
- можно положить на батарею ( долго ждать придётся);
- можно отковырнуть ножом, только можно пораниться;
- можно положить в тёплую воду, там лёд растает
Воспитатель: Ребята, давайте проверим некоторые ваши высказывания

Поставьте блюдце с бусинкой на батарею.
Я погрею бусинку в руках.
Опустите бусинку в стакан с теплой водой.
Что случилось с ледяным кубиком, опущенным в тёплую воду?
Посмотрите, что произошло с льдинкой в моих руках?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель. Я своим теплом освободила бусинку из плена, но мои руки замёрзли.
Проверим, какие изменения произошли с зелёной бусинкой?
Дети. Она ещё не растаяла.
Воспитатель. Вернёмся к ней попозже. А сейчас поговорим о воде.
 Презентация «Вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,

Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети. Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день люди умываются, моют посуду, стирают бельё; поливают цветы, чтобы не засохли. Вода нужна рыбам.
Воспитатель: А теперь для вас игра «Я начну, а вы продолжите».
Игра «Я начну, а вы продолжите»
Вода, которая бежит из крана называется - водопроводная.
В колодце вода..? (колодезная).
В море вода… ? (морская).
В реке вода ….? (речная).
В роднике вода …? (родниковая).
В болоте вода ..? (болотная).
Воспитатель. Какой сказочный персонаж живёт в болоте? А хотите заглянуть в гости к моему знакомому Водяному.
 Просмотр мультфильма «Летучий голландец» (фрагмент исполнения песни Водяного)
Воспитатель. Почему Водяной грустный? Да, одному, без друзей жить очень плохо. Что же делать?
Дети. Нужно подружиться с Водяным.
Водяной. Я очень рад быть вашим другом. Знаю, что вас интересует вода, поэтому приглашаю вас в мою лабораторию, в которой познакомитесь с её свойствами.
Воспитатель. Дети, вы согласны? Тогда надевайте фартуки и шапочки.
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
Правило №1. Сначала посмотри, потом повтори.
Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай другим.
Правило №3. Не пробуй ничего на вкус.
Правило №4. Поработал - убери всё на место.
Правило №5. Будь внимателен и аккуратен.
Воспитатель. Занимайте свои рабочие места. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Скажите, какого цвета вода? (прозрачная)
А может ли вода менять цвет? Давайте разберёмся.
 Опыт 1. «Вода может изменять цвет».
У вас в штативе стоят 2 пробирки с водой. Наберите кисточкой краску и опустите её в первую пробирку. Что произошло с водой? (Изменила цвет) Может это случайность. Повторим опыт с другой краской.
Вывод: вода имеет свойство изменять свой цвет.
Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 2-ой странице дневника наблюдений.
Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.
Воспитатель. Продолжим наше знакомство со свойствами воды.
Воспитатель. Дети, что у меня в руках? (кубик и шарик)
Воспитатель. Какой формы эти шар? Куб?
А имеет ли форму вода?
Проведём эксперимент и узнаем, какой формы вода?


• Опыт №2: « Какой формы вода?»
Возьмите большой стакан с водой и перелейте воду в маленький стаканчик. Какую форму приняла вода?
Перелейте воду из маленького стакана в тарелку. Какую форму приняла вода?
Воспитатель. Какой из этого можно сделать вывод?
Дети. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 3-ой странице дневника наблюдений.
Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.
Физкультминутка
«Мы устали, засиделись»

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Воспитатель. Продолжим наши исследования.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним свойством воды: «Вода может растворять некоторые вещества».
• Опыт № 3 «Вода растворитель?»
Воспитатель. Посмотрите, какие вещества я приготовила. Как вы думаете, что из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? Давайте проверим.
Положите в первый стакан кусок сахара. Размешайте. Что произошло с сахаром?
Добавьте ложку соли во второй стакан. Размешайте. Что произошло?
В третий стакан добавьте ложку речного песка. Размешайте. Что происходит?
Назовите вещества, которые растворились в воде? (сахар, соль)
А что не растворилось? (речной песок)
Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 4-ой странице дневника наблюдений.
Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.
• Динамическая пауза «Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Воспитатель. Давайте принесем с батареи блюдце с бусинкой. Бусинка освободилась из ледяного плена? Что случилось со льдом? (Льдинка - растаяла). Значит, вода может быть твёрдой, только в виде льда.
Воспитатель. Ребята, вы уже знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода может быть горячей. Сильно горячая вода называется - кипяток. Скажите, почему детям нельзя играть с кипятком?
Поэтому этот опыт я проведу сама.
Опыт № «Вода в газообразном состоянии»
Воспитатель. Утром я налила кипяток в термос. (Воспитатель открывает термос и показывает детям пар.)
Воспитатель. Посмотрите, что выходит из него? Интересно, что такое пар? Из чего он состоит?
Давайте, я аккуратно поймаю его на зеркальце. Посмотрите, что случилось с зеркалом? (Оно запотело).
Теперь мы сможем увидеть, что такое пар. (Воспитатель демонстрирует детям зеркало с капельками воды).
Воспитатель. А сейчас  вытрем зеркало салфеткой. Она стала мокрой. Значит пар - это тоже вода.
Отметим на 5-й странице дневника наблюдений, в каком состоянии встречается вода в природе.
Воспитатель фиксирует результат на магнитной доске.

Воспитатель. Приведите в порядок рабочее место и выходите ко мне. Снимайте фартуки и шапочки.
Воспитатель: У Водяного есть водопад, и он с удовольствием нам его покажет. Давайте немного отдохнём.
Релаксация «У водопада» (звучание воды)
Вы у водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове, затем по лицу, по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными, течет дальше по груди, по животу. Свет гладит ваши руки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.
Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.
А теперь на счет «три» откроем глазки. Волшебный белый свет наполнил вас силой и энергией. (Пауза 2 минуты.)
Воспитатель: Иногда воду называют волшебницей. И сейчас я покажу вам фокусы.
Фокус №1 «Волшебная палочка»
Воспитатель: В воду я добавила молоко. Даю ему немного постоять. Теперь капаю пищевой краситель. Ватную палочку окунаю в жидкое мыло, и касаемся красителя в центре. Что происходит? Вот Вам и волшебная ватная палочка! Посмотрите, как волшебница-вода играет с красками.
Фокус №2 «Чудо - пузыри»
Воспитатель: Этот фокус вам покажет мама ребёнка. Налейте во флакончик немного воды, добавьте шампунь. Закройте и немного потрясите его. Подуйте в колечко. Покажите, что у Вас получилось? (Мыльные пузыри)
Вставайте, ребята, ловите пузыри.
 Песня «Радость маме подарю», музыка и слова В. Шестаковой
Воспитатель: Дети, я вижу у вас очень хорошее настроение. Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: На память о нашей встрече я дарю вам мыльные пузыри. В следующий раз мы поговорим о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по теме: «Насекомые и паук. Звуки «Щ»-«Ч». Буквы Ч, Щ»

НОД проводилась с детьми подготовительной группы.Цель занятия - закрепление представлений о насекомых.Образовательные задачи:-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме: «Насекомые и паук».-...

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности на тему ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ - СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКА ОТ ЛИСЫ

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности (НОД) по образовательным областям "Коммуникация", "Познание", "Безопасность", "Социализация" в детском саду с детьми младшего возраста (П...

План-конспект открытой непосредственно образовательной деятельности на тему: «Домашние животные» в средней группе общеразвивающей направленности

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество. Цель: развитие диалогической речи средних дошкольников. Задачи:Образовательные задачи:ОО «Познание» - ...

конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности "Что мы знаем о воде"

Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе. Углублять и систематизировать представления детей о трех физических состояниях (жидкое, твердое и газообразное), познакомить...