Проектная деятельность с детьми подготовительной группы
статья (подготовительная группа)

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svezhentseva_n.proekt_2.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Свеженцева Н.Н., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 23 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы

Одной из самых привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой.

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников. Организация проектной деятельности детей позволяет педагогу осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает не только взаимодействие детей друг с другом и педагогом, но и активное их сотрудничество, сотворчество, исследовательское поведение, интересы, игру. А интеграция – один из ведущих принципов образовательного процесса в ДОО.

Сочетание проектной деятельности с игрой принципиально в работе с дошкольниками, и является одновременно и коллективным продуктом, и творчеством для каждого ребенка.

Проектную деятельность в ДОО отличает:

- практическое применение детьми их знаний и умений;

- вариативность задач, повышающая самостоятельность и творчество детей;

- интерес к деятельности, приносящей результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

- задание для детей (проблему);

- целенаправленную детскую деятельность;

- результат деятельности;

- презентацию результата собственных усилий и творчества;

- переживание ситуации успеха.

Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких основных этапов. Наименование, содержание их в небольшой степени различно в интерпретации разных авторов. Например, Е. Г. Кагаров называет следующие этапы:

1. Составление плана.

2. Выполнение данного проекта: а) собирание конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых детьми; б) группировка материала и установление общих положений; в) применение полученных знаний на практике.

3. Подведение итогов произведенной работы, коллективное обсуждение и оценка ее, составление отчета о ней.

Для проектной деятельности характерны изменения во взаимодействии взрослого и ребенка:

- переход педагога от транслятора готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения проблемы;

- помощь педагога детям в поиске самостоятельного «открытия нового знания и присвоения его» на уровне опыта.

Проектная деятельность дошкольников по своему характеру может быть познавательно-исследовательской, игровой и творческой.

Особое место в детсадовской проектной деятельности занимают проекты творческие. Их реализация подразумевает, что, после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника.

 Игровая и исследовательская деятельность — самое интересное для ребят времяпровождение, и в процессе творческих проектов познавать новое и развиваться получается очень эффективно.

Структура игровых проектов только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра.

Психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений Мира взрослых и Мира детей, пришел к выводу, что выбор новых форм их совместной деятельности, сотворчества позволит найти не только источник эмоционально насыщенных переживаний, но и развития, при сохранении индивидуальности каждого субъекта культуры.

Таким источником, может стать проект, суть которого - свобода участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности, средств и способов решения проблемы.

Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса, но при этом позволяет:

  • Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;
  • Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
  • Развивать у детей социализированность и активность;

Воспитатель:

  • Осваивает дополнительную литературу;
  • Организовывает новые формы активности детей;
  • Отказывается от привычных схем деятельности, способен  работать  в ситуации неопределенности

Литература

Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов. В.А.Деркунская, Центр педагогического образования, Москва, 2018.

Савенков А. И. Творческий проект, или Как  провести самостоятельное

исследование // Школьные технологии. — 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы

Масленица, любимый всеми праздник. А чтобы дети больше узнали о Масленице, мы провели с ними краткосрочный проект...

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы "Что за прелесть эти сказки!"

Творческий проект «Что за прелесть эти сказки!».  Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детейВид проекта: групповой, познавательно-творческий.Про...

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы " Зимующие птицы"

Дипломный проект по познавательно-практической деятельности в подготовительной группе детского сада «Покормите птиц зимой»...

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Наши пернатые друзья»

Актуальность проекта: Птицы первые и самые надежные помощники человека. Некоторых из них мы можем встречать каждый день возле своего дома, другие водятся в лесах, садах, в поле, возле рек. Одни птицы ...

Конспект организации проектной деятельности с детьми подготовительной группы «Дети,что без детства повзрослели...Дети обделенные войной!»

Данная работа направлена на формирование интереса детей к истории своей страны, развитие поисково-познавательной деятельности. Реализация данной работы предусматривает постановку проблемы ,поиск ее ре...

"Театр и дети" проектная деятельность с детьми подготовительной группы

Здесь представлена разработка проекта "театр и дети" для поготовительной к школе группе...