Речевая культура педагога
консультация

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности

Культура речи как наука –

языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением и совершенствованием языка как орудия культуры

Культура речи –

владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_rech_pedagoga_-_kopiya.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая культура педагога

Слайд 2

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности Культура речи как наука – языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением и совершенствованием языка как орудия культуры Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием

Слайд 3

Компоненты культуры речи педагога Грамотность построения фраз Простота и ясность изложения: немногословие грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов

Слайд 4

Простота и ясность изложения немногословие

Слайд 5

Выразительность интонация и тональность темп речи, паузы динамика звучания голоса словарное богатство образность речи дикция

Слайд 6

Правильное использование специальной терминологии исключение режущих слух фразеологических оборотов исключение лишних слов

Слайд 7

Культура профессионального общения педагога Педагогическое общение - это процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками

Слайд 8

Правила речевой культуры педагога 1 . Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения 2. Педагог должен говорить внятно 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна 5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки

Слайд 9

Роль мимики в передаче информации Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками) Выразительность пластики тела

Слайд 10

При общении необходимо следовать некоторым принципам Принимать ребенка таким, каков он есть Помнить, что каждый человек самобытен Верить в способности воспитанников Стимулировать их творческую активность Уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого Не унижать достоинства ребёнка Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий Помнить, что любой может ошибаться Не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих

Слайд 11

Самые распространённые ошибки в речи воспитателя Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это… Неуместное использование звукоподражательных слов Ошибки в речи: Ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает

Слайд 12

Практикум «Проверь себя!»

Слайд 13

• ехать – езжай(те) • бежать – беги(те) • махать – маши(те) • сесть – сядь(те) • лечь – ляг(те) Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Слайд 14

Произнесите правильно • конечно, Ильинична, яичница, булочная, горчичник, порядочный, молочный, скворечник, сердечный; • купе, теннис, декан, артезианский, пюре, супермен, рекорд, конгресс, крем, сонет; • пара (чулки, сапоги, гетры, носки); • несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз)

Слайд 15

Произнесите правильно наречия: Сзади (НЕ взади , назаду ) Назад ( НЕ взад) Позади (НЕ взаду ) Внутрь () НЕ вовнутр ь Куда ( НЕ куды ) Туда ( НЕ туды ) Сюда ( НЕ сюды ). Там ( НЕ тама ) Здесь ( не здеся ) Тут ( НЕ тута) Зря (НЕ зазря) Сразу ( НЕ зараз ) Сначала ( НЕ сперва, перво-наперво ) Потом ( НЕ опосля) Впервые ( НЕ впервой ) Снова ( НЕ по-новой ) Глубоко ( НЕ глЫбоко ) Безразлично ( НЕ без разницы) По правде ( НЕ взаправду ) Нарочно ( НЕ по-нарошке , но вполне допустимо у детей) Шире ( НЕ ширше ) Длиннее ( НЕ длиньше ) Пополам ( НЕ напополам) Один за другим ( НЕ один за одним )

Слайд 16

Исправить предложение: • Он полный невежа в вопросах искусства. • Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. • Коля является ведущим лидером нашей группы. • Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. • Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. • Все дети своевременно выполнили заданное задание. • Врачиха выписала детям лекарство.

Слайд 17

О некоторых глаголах… • Надеть – одеть • Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. • Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

Слайд 18

О некоторых глаголах… • Есть – кушать • Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. • В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.

Слайд 19

О некоторых глаголах… • Сказать – подсказать • Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное решение. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, пожалуйста, как пройти..

Слайд 20

О некоторых глаголах… • Оплатить - заплатить • Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-нибудь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...). • Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения. • Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

Слайд 21

О некоторых глаголах… • Класть – положить • Нормой является употребление слова КЛАСТЬ, в то время как ложить является просторечием. Глагол класть употребляется без приставок. • Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать ПОЛОЖИТЬ считается правильным, « покласть » — просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.

Слайд 22

О некоторых глаголах… • Печь, жечь, стричь При употреблении этих глаголов трудность создают чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж • НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ . Но НЕ! Пекешь , пекет , пекем , пекете . • НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ, ЖЖЕШЬ, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ ,ЖГУТ . Но НЕ! жгешь , жгет , жгем , жгете . • НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ ,СТРИЖЕТ,СТРИГУТ . НО НЕ! стригем , стригешь , стригете .

Слайд 23

ИТАК: Конечно, невозможно запомнить произнесение всех русских слов, но вполне возможно: 1. не делать грубых ошибок; 2. не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация практикум Речевая культура педагога

Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...

Педагогический совет "Речевая культура педагога"

Сценарий педагогического совета "Речевая культура педагога"Презентация по теме, практический материал....

Речевая культура педагога

Консультация для педагогического коллектива...

Речевая культура педагога

Речевая культура педагога...

Речевая культура педагога

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...