Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"
материал

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet.doc528.5 КБ

Предварительный просмотр:

голоса и др.), способствует формированию произвольности выразительности речи ребенка.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Компоненты профессиональной речи педагога.

- качество языкового оформления речи;

- ценностно-личностные установки педагога;

- коммуникативная компетентность;

- четкий отбор информации для создания высказывания;

- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:

Употребление слов-паразитов:

Часто употребляемые слова – паразиты:

«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это»,

«это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть», «практически»,

«по-любому», «жесть», «вобщем», «пипец»,

«да не вопрос» «без проблем».

Частое употребление слов с уменьши-

тельно-ласкательными суффиксами:

Машенька,вымой ручки. Катенька, убери

чашечку со стола.

Неточное называние предметов,

которые окружают ребенка и

которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны»,

а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы».

Использование в речи грубых просто-

речийи жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: 

дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений:

телик, видик, комп.

Нелитературное произношение слов:

хочут –хотят, пошлите – пойдёмте,

ляжь – ляг, сижа – сидя, езжай – поезжай,

заплотит – заплатит, ложить – класть.

Берегите и любите слово.

Ведь с него начинается наш родной

русский язык!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Светлинский детский сад

«Светлячок»

(для педагогов)

                            Выполнила: Арбузова Е.В.

п.Светлый, 2019 г

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».                                                                                                                                                                                                                      Г.Гегель

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Что же такое «Культура речи»?

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи

Простейшая формула культуры  речи:

- Думай, кому говоришь;

- Что говоришь;

- Где говоришь;

- Зачем говоришь;

- Какие из этого будут последствия.

Культура речи, как наука о языке, может и должна:

- помочь детям овладеть нормами литературного языка,

- привить любовь к родному языку,

-  научить отличать литературную речь от примитивной, разговорной,

-  помочь освободиться от «сорных» слов.

Среди требований к речи педагога  выделяют:

Правильность - соответствие речи языковым нормам (нормы образования и изменения слов).

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе,обращать особое внимание на смысловую сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование коммуникативной культуры педагога"

Система образования в нашей стране - это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект,...

Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога

в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...

Буклет для воспитателей "Культура речи педагога".

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....

Буклет-памятка "Коммуникативная культура педагога"

Коммуникативная   культура  педагога  является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость  ее формирования обусловлена тем, что педа...

Использование нетрадиционного оборудования по физической культуре в детском саду и дома Буклет для родителей и педагогов

Цель данных методических рекомендаций заключается в том, чтобы повысить у детей интерес к физкультурным занятиям, сформировать потребность к самостоятельным действиям, а также привлечь внимание родите...

Буклет Речевая культура педагога

Буклет для педагогов ДОУ...