Ролевые действия дошкольников через сюжетно-ролевую игру
методическая разработка (старшая группа)

Мамодолиева Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания Московской области

 «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»

 

 

 

 

 

 

 

 

Ролевые действия дошкольников

через сюжетно-ролевую игру

image

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Мамодолиева Н.С.

 

 

 

 

г. Дмитров

2018 год

 

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

 

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

 

        Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Основной особенностью сюжетно-ролевой  игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры.

 

         Сюжет игры – это ряд событий, объединённых жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. 

 

         Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

 

        К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых и детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребёнка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная  роль в развёртываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения – равноправия, подчинения или управления – вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль. Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы.

 

        Наиболее общий мотив – стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

 

        Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры – действие с привлекательными для него предметами, то для ребёнка старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре – проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (храбрость, честность и др.)

 

          Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. Дети отражают в играх быт семьи – уход взрослых за детьми, домашний труд, праздники и т.д.; жизнь детского сада или школы – труд воспитателя, учителя; жизнь самих детей. Дети изображают разнообразный труд взрослых: труд шофёра, моряка, лётчика.

 

        Значение сюжетно-ролевых игр в развитие детей очень велико. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Таким образом, игра выступает как одно из самых важных средств воспитания и развития.

  

      Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества - это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

 

 

 

Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре.

 

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

 

Задачи: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре.

 

Роли

Ролевые действия

 

 

Главный врач

Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.

Врач-специалист

Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.

Медсестра

Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты.

Санитарка

Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль)

Регистратор

Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту.

Пациент

 

Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача.

 

 

 

 

 

Построение ролевого диалога.

 

 

Медсестра

Пациент

Главный врач

Организует работу.
Контролирует.

Выполняет указания, назначения врача.

Приходит на приём с жалобами.

Врач-специалист

Снабжает медикаментами и оборудованием

Помогает врачу.

Просит назначить лечение. Благодарит.

Санитарка

Контролирует работу.

Организует работу

Принимает улов.
Раскладывает улов в ящики, упаковывает.
Контролирует работу рыбаков

Регистратор

Организует работу.
Контролирует

Приносит мед. карты больных из регистратуры

Записывается на приём к врачу.

Шофёр

Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования.
Контролирует.

Ездит помогать больным в домашних условиях

 


 

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

 

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

 

Роли

Ролевые действия

Доктор

Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт.

Медсестра

Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники.

Пациент

Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Регистратор

Заполняет карту больного, даёт талончик.

Медсестра процедурного кабинета

Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание.

Продавец в аптечном киоске

Отпускает лекарства по рецепту врача

 

Построение ролевого диалога.

 

Медсестра

Процедурная медсестра

Работник аптечного киоска

Доктор

Выполняет указания врача, помогает вести приём больных

По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры

Пациент

Выписывает направления на обследование

Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции

Выкупает лекарства по рецепту

Регистратор

Берёт карту больного, относит её к доктору

 

 

Шофёр (скорой помощи)

Выезжает к больным на дом

Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск

 


 

Сюжетно-ролевая игра «Почта».

 

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

 

Роли

Ролевые действия

Почтальон

Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик

Клиент

Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь.

Оператор

Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы

Шофёр

Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу.

Зав. почтой

Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу.

 

Построение ролевого диалога.

 

Заведующая

Клиенты

Оператор

Шофёр

Почтальон

Даёт указания о выполнении работы.
Контролирует работу почтальона.
Выдаёт зарплату.

Получает письма, газеты, журналы, открытки.
Передаёт письма, открытки для отправки.

Выдаёт газеты, журналы, письма, открытки

Подвозит почтальона

Оператор

Даёт указания о работе с клиентами.
Контролирует работу.
Выдаёт зарплату.

Отправляет посылки, бандероли, письма.
Покупает газеты, журналы, открытки.
Отправляет денежные переводы

Помогает в отправлении посылок, бандеролей

Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию

Клиент

Общаются.

Занимает очередь.
Общаются.

Принимает посылки, бандероли. Упаковывает их.
Принимает письма, денежные переводы

 

Шофёр

Выдаёт зарплату.
Даёт указания по перевозкам

Отдаёт посылки и бандероли для дальнейшей пересылки

 

 


 

Сюжетно-ролевая игра «Шофёры».

 

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

 

Роли

Ролевые действия

Шофёр

Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.

Пассажир

Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит.

Бензозаправщик

Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек

Милиционер

Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру

Водитель др. машины

Перевозит груз, рулит, ведёт машину.

 

Построение ролевого диалога.

 

диспетчер

Шофёр другой машины

Пассажир

Шофёр

Даёт указания об отправлении машины.
Объявляет маршрут.
Контролирует

Оказывает взаимопомощь.
Берёт на буксир.

Спрашивает о том, на какой остановке выйти.
Просит остановить машину

Пассажир

Посылает контролёров

Пересаживает на другую машину.

Беседует о поездке.
Уступают место.
Общаются.

Бензозаправщик

Устанавливает очередь.
Оказывает помощь в заправке.

 

 

Милиционер

Выполняет указания работников милиции.
Платит штраф

Соблюдает правила дорожного движения, поведения.
Подчиняется указаниям

 


 

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».

 

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

 

Роли

Ролевые действия

Капитан

Ведёт корабль, даёт указания другим членам команды

Боцман

Командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу.

Штурман

Следит за маршрутом плавания

Радист

Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу.

Врач

Лечит заболевших во время плавания

Пассажиры

Покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте

Кассир

Продаёт билеты, проверяет их.

 

Построение ролевого диалога.

 

диспетчер

Капитан другого корабля

Пассажир

Капитан

Даёт указания об отправлении корабля.
Объявляет маршрут.
Контролирует

Приветствует.
Оказывает помощь

Спрашивает капитана о времени прибытия корабля в порт

Радист

Передаёт сводку погоды.
Передаёт радиограммы

Отправляет сигнал или какое-то послание

Отправляет телеграмму домой

Врач

Оказывает помощь членам команды другого корабля

Лечит заболевших

 

Пассажир

Отправляет контролёров проверить пассажирские билеты

Пересаживается на другой корабль

Беседуют.
Гуляют по палубе, общаются

Боцман

Даёт указания матросам помочь другому кораблю

 

 


 

Сюжетно-ролевая игра «Лётчики».

 

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

 

Роли

Ролевые действия

1 Пилот

Командир экипажа управляет самолётом во время полёта, руководит действиями членов экипажа

2 пилот

Дублирует действия 1 пилота

Штурман

Следит за навигационной обстановкой, работает с картой

Пассажир

Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта, сидит.

Бортмеханник

Обслуживает системы самолёта и двигателя

Стюардесса

Обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров


 

Сюжетно-ролевая игра «Универсам».

 

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

 

Роли

Ролевые действия

Зав. магазином

Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные); руководит разгрузкой и погрузкой товара, выдаёт товар в разные отделы продавцам.

Водитель

Ведёт машину, соблюдая все правила дорожного движения, получает товар от товароведа, загружает и разгружает его.

Продавцы продтоваров и промтоваров

Получает товар по своему профилю, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берёт деньги, выдаёт сдачу, чек, товар)

Покупатели

Покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.

 

Построение ролевого диалога.

 

Товаровед

Охранник

Продавцы

Заведующий магазином

Заказывает по телефону товар, берёт накладную

Приветствует.
Оказывает помощь

Распределяет товар по отделам, выдаёт зарплату.

Продавцы

Обращается с просьбой охранять товар во время обеденного перерыва

Общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве

 

Водитель

Получает и выдаёт товар, заказанный заведующей, считает его и записывает в накладной

 

 

Покупатели

Следит за общественным порядком, делает замечания, проверяет содержимое больших сумок.

Рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют что купить.

 

 

 

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников.

 

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

 

Сюжетно - ролевая игра "Магазин".

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудованиевсе игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, 
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

 

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача".

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

 

Сюжетно-ролевая игра "Аптека".

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

 

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом".

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

 

 

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк".

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

 

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад".

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

 

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская".

Цельпознакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

 

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке".

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет. 
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

 

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты".

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

 

Сюжетно - ролевая игра "Семья".

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

 

Сюжетно - ролевая игра "В кафе".

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

 

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие".

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

 

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города".

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

 

 

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения".

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

 

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены".

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

 

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей".

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. 
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

 

 

 

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники".

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудованиеграница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

 

Сюжетно - ролевая игра "Школа".

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

 

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение".

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет. 
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

 

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики".

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

 

 

imageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

imageimage

 

image

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

image

 

 

image

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская", "Магазин", "Школа"....

Примеры ролевых диалогов для сюжетно-ролевых игр с детьми 2-3 лет

Примеры ролевых диалогов для сюжетно-ролевых игр с детьми 2-3 лет. Игра "Магазин" и "Больница"...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...

ОБУЧЕНИЕ ИГРОВЫМ ДЕЙСТВИЯМ В СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЕ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ УТЕНКА».

Сегодня, ребята, день рождения у этого симпатичного утёнка Тимоши.Он принёс вам пригласительные открытки к себе на  праздник.Вот возьмите, пожалуйста.У каждого из  вас, в открытке нарисована...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре.

Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре...