Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Живая и неживая природа»
методическая разработка по окружающему миру

Бахолдина Нина Михайловна

 

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

«Живая и неживая природа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_i_ne_zhivaya_priroda_v_podg.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «15 «Ладушки»                                                                                                                                          

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

«Живая и неживая природа»

Подготовила Воспитатель первой

квалификационной категории Бахолдина Н. М

                                                   

.                                                                                                                                

     


Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Живая и неживая природа»

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

«Живая и неживая природа»

(Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественная литература).

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.

2. Формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

3. Показать, что природа - гениальный конструктор, инженер. Человек должен учиться у природы.

4. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

5. Воспитывать пытливость, любознательность, умение использовать полученные знания.

МАТЕРИАЛ:

Надписи «живая» и «неживая» природа, раздаточные картинки живой и неживой природы. Парные картинки: вертолет - стрекоза, подводная лодка – кит, самолет - птица, подъемный кран – жираф, лампа, свет – солнце (и т. д.); живой и неживой цветок, музыкальное сопровождение, плакат, изображение космического корабля, стаканчики, камушки, семена фасоли и карточки на каждого ребенка, карандаши, фломастеры, мел, вода в стаканчиках.

Предварительная работа:

Рассматривание и работа по таблице «живая природа» - двигается, дышит, питается, растет, размножается. Беседы о планете Земля, космосе, природных явлениях.

Ход занятия.

1. Что относится к природе, а что нет?

Ребята, а вам знакомо слово «природа»? А что оно обозначает? (солнце, воздух, вода, растения, животные и так далее.) Почему все это можно отнести к природеПрирода это то, что существует без помощи человека. А что в мире вокруг нас нельзя назвать словом «природа»? Машины, дома, игрушки, одежда и так далее, то есть то, что сделано руками человека. Очень часто люди учатся у природы и создают такие вещи, которые уже создала природа. Показываю картинки: стрекозу, кит, самолет, вертолет, жираф, светильники. Предлагаю детям подобрать к ним парные картинки: вертолет, подводная лодка, самолет, вертолет, солнце, жираф.

Дети, теперь я приглашаю вас на космический корабль. Мы полетим с вами на далекую планету. В свой полет вы можете взять с собой все, что захотите из ЖИВОЙ и НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, а так же из того, что не относится к ПРИРОДЕ - сделано руками человека. Только когда будете брать картинку, должны называть к чему она относится (ребята выполняют задание, обговаривая свой выбор).

На всех космических кораблях обязательно есть научно-исследовательские лаборатории, и мы сегодня будем проводить ЭКСПЕРИМЕНТ.

Посмотрите, что я положила в 2 коробочки - фасоль и камушки, что из них относится к живой и неживой природе? Я предлагаю вам это доказать. Возьмите каждый свой стаканчик, положите на дно немного ваты, сверху - фасоль, а рядом камень, налейте немного воды. Как вы думает, что должно произойти? Предположения и ответы детей.

Ребята, каждый из вас будет наблюдать за тем, что происходит в своем стакане и отмечать изменения.

А через 2 недели, проверим ваши предположения. Сейчас будьте внимательны, наш корабль возвращается на Землю.

2. Природа украшает наш мир.

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Как вы думаете, о чем это стихотворение? Правильно, о природе. О ней мы с вами и поговорим. Ведь природа - это богатство человечества. Ее необходимо беречь как жизнь человека.

А сейчас отгадайте загадки, а отгадки найдете на большом плакате о природе.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает

А как наскучит ей летать-

На землю падает опять. (Вода)

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я все терплю

И всем добром плачу. (Земля, почва)

Голубой платок,

Красный колобок,

По платку катается,

Людям улыбается. (Небо и солнце)

Стоят два дуба.

На дубах - бочка,

На бочке - кочка,

На кочке - лес. (Человек)

- Вы правильно отгадали загадки. А что ещё видите на этом плакате? Дети называют объекты живой природы (деревья, кусты, цветы и т. д.).

- Как можно назвать все, что изображено на плакате. Природа.

- Как вы думаете, почему художник не изобразил дома, машины, заводы, заборы, качели и т. д. Он сделал это специально или просто забыл? (специально, ведь на рисунке изображена природа) Он нарисовал пейзаж.

Трава, кусты, деревья, цветы, птицы – это все живая природа.

Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туман и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

У вас на столах лежат большие и маленькие картинки.

Возьмите маленькие, рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображеноприрода или нет? Положите картинки с «природой» в зеленую коробочку, а остальные – в красную (дети выполняют задание).

Все что не сделано руками человека, мы можем называть природой. А люди? Они ведь тоже растут. Значит люди- природа? Да, люди тоже часть природы.

Как вы думаете, к каким объектам относится человек? (Ответы детей)

Докажите, что человек относится к живой природе.

Человек рождается, растет, ест, размножается, умирает, значит,

человек живой, а так как он живет в природе, то его относим к живой природе.

А чем отличается человек от других объектов природы?

Человек умеет думать и разговаривать.

Человек – часть живой природы и одновременно существо мыслящее.

Докажите, что человек – часть живой природы? Как он связан с живой и неживой природой?

Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается. А поскольку человек – часть природы, то без природы и он обречен на гибель. Если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, различные материалы и даже воздух, человек не смог бы выжить.

Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

Человек - часть природы. Он без природы не сможет прожить.

Природа дает ему пищу, тепло, свет, воздух и воду. Природа учит человека, как он должен вести себя в той или иной ситуации. Человека часто называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют?

3. Определение природы.

Что же называется природойПриродой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К живой природе относятся растения, животные и грибы. Давайте еще раз посмотрим на рисунок. Человек, собака, дерево, птица, рыба, цветок, ёж - все они дышат, питаются, растут, и поэтому они относятся к живой природе.

Вода, небо, солнце, тучи, звезды, родники. … Это тоже природа.

Кто знает, как она называется? Солнце, облака, камни, почва относятся к неживой природе, так как они не растут, не питаются и не дышат.

4. Признаки предметов живой природы.

Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке изображены две звезды: морская и космическая. Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

Посмотрите на ваши столы вы увидите на них кусочки мела и стаканчики -

один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом?

Он перестал быть мелом или нет? (Ответы детей)

Педагог: Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.

Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик. Что стало с водой, она перестала быть водой? (Ответы детей)

Педагог: А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы

их разделим на части?

Дети: Они погибнут.

И еще одно задание. Возьмите большие картинки. Рассмотрите их внимательно.

Раскрасьте, но не всю картинку, а только то, что я назову.

У кого на столе зеленый кубик, раскрашивают живую природу, а те, у кого красный кубик, раскрашивают неживую природу(Проверка задания)

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природыявляются данные предметы.

Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.

Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.

4. Физкультминутка "Живое-неживое".

Если педагог называет объекты живой природы, то дети двигаются, если

называет объекты неживой природы –приседают, если название не природы - дети стоят.

Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.

Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.

Лишняя – лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?

На рисунках изображены рост, питание, дыхание, потомство.

5. Связь живой и неживой природы.

Представим, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

6. Охрана природы.

Природа - наш дом. Человек должен беречь и охранять природуПрирода очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».

Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбы – вода, птицы – воздух, звери – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину.

Итог занятия. Что нового вы узнали? Чему научились?

А вот и солнышко к нам пришло (показать лист с изображением солнца). Оно просит вас, ребята, нарисовать лучики. Если ты научился отличать живую и неживую природу - нарисуй красный лучик; если ты сомневаешься – оранжевый, если совсем не уверен - желтый. Каждый ребенок рисует лучик.

Каких лучиков больше? (считаем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "В математическом королевстве кота Леопольда"

Конспект открытого итогового занятия по математике в подготовительной к школе группе....

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе « Школа пешеходов»

Данное занятие поможет :1.Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей ...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе №3 на тему: «Гости из школы»

Тема: «Гости из школы»Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Живая и неживая природа»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе " Живая и неживая природа"...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Лаборатория чайных открытий»

Вид непосредственно-образовательной деятельности: подгрупповая.Тема: «Лаборатория чайных открытий».Возраст: подготовительная к школе группа.Образовательная область: познавательное развитие...