Проект "Профессии разные нужны - профессии разные важны"
проект (старшая группа)

Григораш Ирина Михайловна

Этот проект поможет ребенку узнать о разнообразии профессий, их содержании, о том, что все работы интересны, доступны и том, что любой труд важен и почётен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii_raznye_nuzhny_-_professii_raznye_vazhny.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Профессии разные нужны – профессии разные важны»

Пояснительная записка

В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектная деятельность. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Дошкольное детство - важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. 
Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.

В начале работы с детьми проводилась беседа по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых». Более половины детей группы затруднялись в ответах, путали орудия труда, не имели представлений о трудовых  действиях и результатах труда. Высокий уровень: был 20%, средний уровень: 45%, низкий уровень: 35%.  

Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.

Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.

Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

По окончанию работы получены следующие результаты:  высокий уровень- 90%, средний уровень- 10%, низкий уровень - 0%.

В работе над данной проблемой была поставлена цель помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения  сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.

Основная часть

Проект «Профессии разные нужны – профессии разные важны»

Цель взаимодействия с родителями в рамках проекта: объединение  усилий  детского сада и семьи в расширении и углублении знаний и представлений детей о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека,  уважения к труду взрослых.

Содержание проекта:

Содержание

Участники

Сроки

1

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм:

- «Школа»,

- «Ателье»,

- «Космонавты»,

- «Поликлиника»,

- «Принцессы и принцы», -

- «Нефтяники» и др.

Родители

Дети

1 месяц

2

Подбор дидактических игр:

- «Знаю все профессии»

- «Поваренок»

- «Кому, что нужно для работы»

- «Профессии»

Педагоги

Родители

Перед началом проекта

3

Познавательные занятия:

-«Чем пахнут ремесла»

- «Кто построил новый дом»

- «Буратино знакомит с профессией – резчик по дереву»

- «Каледоскоп профессий»

(итоговое)

Педагоги

Дети

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

4

Беседы:  

- «Профессии нашего города»

- «Кем ты будешь, когда станешь взрослым?»

- «Безопасность на рабочем месте»

Педагоги

Дети

I неделя

II неделя

III неделя

5

Чтение книг:

- «Хочу стать поэтом»

- «Хочу стать математиком»

- «Хочу стать банкиром»

- «Хочу стать писателем»

- «Хочу стать дизайнером»

- «Кем мне стать?»

Родители

Дети

В течение реализации проекта

6

Встречи с  родителями

Родители

Педагоги

Дети

1 раз в неделю

7

Разучивание пословиц и поговорок о труде

Педагоги

Дети

В течение реализации проекта

8

- Составление рассказов о профессиях

- Составление рассказов на тему «Кем я хочу быть»

Родители

Педагоги

Дети

В течение реализации проекта

9

Развлечение «Профессии по-английски»

Педагоги

Преподаватель английского языка

Дети

Родители

III неделя

10

Отгадывание загадок

Педагоги

Дети

В течение реализации проекта

11

Рисование на тему «Кем я хочу быть»

Педагоги

Дети

IV неделя

Работа по проекту.

 В соответствии с новым Законом «Об образовании»  №  273 от 26 декабря 2012 г.  дошкольное образование  стало первой ступенью  общего образования. В  настоящее время  большое внимание уделяется  вопросу активного участия родителей в процессе воспитания и образования детей.  Кроме того, одним из приоритетных направлений ФГОС   является развитие самостоятельности и инициативности ребенка в разных видах деятельности.       Таким образом, перед дошкольными учреждениями и родителями стоит задача добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким человеком, но также  инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поставленные задачи могут быть выполнены в полной мере только при тесном взаимодействии семьи  и детского сада. Таким образом, вопрос социального партнерства ДОУ с родителями приобретает в настоящее время особую актуальность.

Механизмы включения родителей в проект:

Механизм взаимодействия: дети- родители - педагоги

В начале работы вызвала интерес у родителей к теме проекта. Обсудила содержание  проекта. Совместно с родителями разработали план мероприятий. Родители приступили к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Самое яркое событие для детей приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях. На всех встречах с родителями дети проявляли активный интерес к профессиям, вели диалог со взрослыми.

 Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Представленный проект: «Профессии разные нужны – профессии разные важны», направлен на развитие познавательных и творческих способностей.

Этот проект поможет ребёнку  узнать о разнообразии профессий, их содержании, о том, что все работы интересны, доступны и о том, что любой труд важен и почётен.

На протяжении длительного времени уделяю большое внимание совместной деятельности детей и взрослых. И для решения этой задачи привлекла родителей к изготовлению атрибутов в рамках проекта «Профессии разные нужны – профессии разные важны». Проектная деятельность развивает творческую активность детей. В основе данного метода лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, потребность в умственных впечатлениях и наша задача – удовлетворить эти потребности детей, и привлечь родителей к этой работе.

  1. Цель проекта: формирование познавательной активности, расширение  представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека,  уважения к труду взрослых.
  2. Задачи:

- Формировать у детей интерес к различным профессиям

- Развивать активное речевое общение детей, расширять кругозор и обогащать словарный запас.

- Развивать творческие способности, самовыражение, интерес к совместной деятельности.

- Создать условия для дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.

- Оптимизировать детско - родительские отношения.

3. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители

  1. Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая,  творческая).
  2. Тип проекта:

Средней продолжительности (1 месяц), информационно-творческий, групповой. 

  1. Ценность проекта

- Создание особого  пространства, интересного и понятного детям  помогает им активно пополнить словарный запас, познать окружающий мир.

- Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами.

- Вовлечение родителей в проектную деятельность.  

- Дети получают не только знания, но и развиваются творчески, проявляют активность и самостоятельность.

  1. Этапы работы

- Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

- Составление плана работы.

- Обсуждение проекта с родителями.

- Подбор дидактических игр; методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы.

- Работа по плану с детьми, родителями.

- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

- Презентация проекта.

8. Пути реализации проекта

- Проведение  мероприятий с детьми и родителями в соответствии с             планом проекта.

- Совместная деятельность родителей  и детей.

- Совместная работа детей.

- Организация выставок рисунков, книг, Калейдоскоп профессий.

9. Ожидаемый результат

В процессе взаимодействия «педагоги – дети – родители» в реализации проекта:

Дети:

- овладевают знаниями  и представлениями о различным профессиям;

-  возрастает активность, самостоятельность детей в разных видах деятельности;

- проявляют интерес к творчеству.

Родители: обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги: использование новых способов организации детей.  

10. Конечный результат

Итоговое занятие «Калейдоскоп профессий».

Этапы работы  над проектом

1 этап – подготовительный

На данном этапе была определена тематика проекта, сформулирована проблема для детей; составлен перспективный план проектной деятельности по теме «Профессии  разные нужны – профессии разные важны», осуществлен подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

2 этап – основной (практический)

Подразумевает реализацию основного содержания проекта по направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Проектная деятельность сама по себе подразумевает интеграцию различных видов детской деятельности.

Так, интеграция таких областей, как Социально-коммуникативная, Познавательное развитие, Труд проявилась в таких формах работы  с детьми как:

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Ателье», «Космонавты», «Кафе»,  «Принцессы и принцы», «Нефтяники» и др.

 Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Поваренок», «Кому, что нужно для работы», «Профессии».

Экскурсия в библиотеку;

Познавательные занятия: «Чем пахнут ремесла», «Кто построил новый дом»,  «Буратино знакомит с профессией – резчик по дереву».

Беседы:  «Профессии нашего города», «Кем ты будешь, когда станешь взрослым?», «Безопасность на рабочем месте».

Работа с родителями на практическом этапе подразумевала:

Встречи в условиях ДОУ с целью рассказать детям о своей профессии, показать атрибуты, их назначение, обозначить важность данной профессии для людей. 

По реализации областей речевое развитие, художественно-эстетическое развитие с детьми проведено: чтение книг, разучивание пословиц и поговорок о труде и обсуждение их значения. Составление рассказов о профессиях родителей. Развлечение по английскому языку «Профессии по-английски», взаимодействие с преподавателем английского языка. Отгадывание загадок. Составление  рассказов на тему «Кем я хочу быть». Рисование на тему «Кем я хочу быть».

Работа с родителями включила:

Рассказы детям о своей профессии, показ фотографий с рабочего места. Подборка художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок о труде, профессиях.

Реализация области художественно-эстетическое развитие (музыка) включила такие формы работы с детьми, как:

беседа о профессиях: «Музыкант», «Композитор». Слушание песен.

Реализация области физическое развитие: 

подвижные игры: «Снайпер», «Вперед, ракеты», «Красный, желтый, зеленый». Динамические паузы «Космонавты», «Шофер».

3 этап – итоговый 

Подразумевает подведение итогов всей проведенной работы. На этом этапе проведено: итоговое занятие, которое прошло на базе Детской городской библиотеки, было подготовлено сотрудниками библиотеки  и называлось «Калейдоскоп профессий». Оно прошло в рамках традиционного сотрудничества детского сада с библиотекой. На этом мероприятии, состоявшем из различных конкурсов, загадок дети смогли обобщить и закрепить все полученные ранее знания.

 В группе была оформлена выставка, где была представлена художественная литература, которую дети подбирали вместе с родителями и отбирали сами при посещении библиотеки. Кроме того, в результате работы над данным проектом были оформлены следующие альбомы: «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Кем хотят стать девочки», «Кем хотят стать мальчики».

Дети совместно с родителями и педагогами оформили книжки-малышки: «Загадки о профессиях», «Стихи о профессиях», «Пословицы и поговорки о труде».

Учет гендерных особенностей в работе над проектом позволило создать дополнительную мотивацию детей к деятельности, а так же синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки наших детей.  Благодаря заинтересованности детей и родителей, пониманию с их стороны, отзывчивости, активности и творческим способностям, в группе пополнилась игровая среда.

В ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным образовательным стандартам в процессе подготовки к обучению в школе.

 После я провела рефлексию проведенного мероприятия. Увидела, что такая форма работы способствует более активному вовлечению родителей в образовательный процесс. Помогла сплотить коллектив родителей, дала возможность им осознать необходимость и важность игры для ребёнка в дошкольном возрасте. Поэтому я решила в дальнейшем так же использовать проектную деятельность.

Использованная литература

  1. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: «Линка-Пресс», 2000.
  2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия/ авт.-сост. Е. В. Коробицына.- Волгоград: Учитель 2009.
  4. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2- -7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова.- Волгоград: Учитель, 2011.
  5. О. Д. Смирнова Метод проектирования в детском саду: Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.- М.: Аркти, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность в ДОУ - "Машины разные нужны, машины разные важны!"

Творческое название проекта - "Машины разные нужны, машины разные важны!"Тип проекта: информационно-творческий.По характеру содержания: ребёнок, ближайшее окружение.По характеру координации: открытый....

Мамы разные нужны, мамы разные важны!

Сценарий родительского         собрания...

Дидактическая игра для детей раннего возраста-"Машины разные нужны, машины разные важны"

Поскольку для детей раннего возраста главный вид деятельности -это игра,то ознакомление малышей с транспортом лучше проводить в виде дидактической игры. Разрезные картинки "Машины разные нужны, машины...

"Мамы разные нужны,мамы разные важны"

Данный конспект был создан в ходе реализации проекта "Мамы разные нужны...". Он рассчитан на детей среднего дошкольного возраста. Через интересные задания, игры, упражнения ребята накапливают опыт по ...

Спортивный праздник для подготовительных групп, посвященный дню защитника Отечества "Папы разные нужны, папы разные важны"

Сценарий спортивного праздника посвященного 23 февраля. Цель данного праздника воспитание чувства гордости за своих отцов, и закреплять знания о роли мужчин в семье и обществе....

проект "Мамы разные нужны, мамы разные важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями своих мам.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методическим...

Конспект в рамках реализации проекта «Папы разные нужны -папы разные важны!» в средней группе в форме квест – игры на тему: «По дорогам сказочных профессий»

Цель: формирование у детей представлений о разнообразии профессий посредством художественной литературы.Задачи: расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его обществ...