Дополнительная программа
рабочая программа (старшая группа)

Кружок для детей 5-6 лет по теме играем в экономику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида  «Колокольчик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад « Планета детства» комбинированного вида»

Принято на Совете педагогов

протокол №___от ________20__г                                          

Утверждаю

Заведующая МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного             вида» ____________Воржцова Н.В.

                         Приказ №

                                                 от «    »  августа 2019г  

                                                                          Утверждаю

  Заведующая СП «Детский сад                           комбинированного вида                                                                                                    «Колокольчик» МБДОУ                                           «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида» ____________Аброськина А. Б.

Приказ №

                                                                                 от «  »___________ 2019г

Дополнительная  общеобразовательная программа «Играем в экономику»

для детей  старшего дошкольного возраста 5-6лет

( срок реализации программы 1год)

Составители:Зеткина Е.Н. ,Балмина Н.А.

п.Комсомольский

2019г

Содержание:

1.  .Пояснительная записка ----------------------------------------------------  3

1.2  Направленность программы --------------------------------------------   5

1.3  Цели и задачи реализации программы--------------------------------   7

1.4  Формы, методы и средства реализации программы ---------------  8

1.5 Ожидаемые результаты ---------------------------------------------         9

2. Тематический план----------------------------------------------                13

3.  Содержание образовательного процесса ----------------                   14

4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Список литературы-----------------------------------------------                22

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономика – это все, что нас окружает.
В.Никифоров

   Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.

    В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности.   По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей надо начинать не позднее пяти лет. К тому же у детей данного возраста  ярко выражено неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Для  наиболее полного гармоничного развития детей тягу к познанию  и восприятию нового необходимо сделать постоянной.

   Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на 2 года обучения.

  Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

  Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

   Данная программа является модифицированной и базируется на основе программ М. М. Ворониной «Школа юного экономиста» и Л. Г. Киреевой «Играем в экономику», с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки  «Как Миша стал бизнесменом», разработанной Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И.

Цели программы:

формирование у детей доступных экономических понятий;

воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;

воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.

Этапы реализации программы:

  В программе первого года обучения рассматриваются  три основных связанных между собой направления: «Труд – продукт – товар», «Реклама», «Деньги».

Труд – продукт – товар.

Педагогические задачи:

формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;

учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Реклама.

Педагогические задачи:

развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;

дать представление о рекламе, о ее назначении;

учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);

воспитывать разумные потребности.

Деньги.

Педагогические задачи:

формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;

воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

  Программа второго года обучения дополняется  направления: «Потребности», «Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение», «Производитель и ресурсы».

Потребности

Педагогические задачи:

знакомить с экономической категорией «потребность»;

расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;

развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.

 Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение

Педагогические задачи:

развивать у детей представления: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.

объяснить  значение слова «рынок», принцип организации «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое.

расшить представления детей о бартере как операции взаимообмена товарами, выяснить вопрос о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

Производитель и ресурсы.

Педагогические задачи:

ознакомить детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.

ознакомить  детей с понятиями «товар» и «потребитель».

обсудить необходимость ресурсов для изготовления любого товара.

дать представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.

Основной принцип, заложенный в данную программу,  - тематический подход в организации игровой деятельности.

«Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс.

1.3 Формы, методы реализации программы

  В первый год обучения взаимосвязано проходят  ролевые игры: «Рекламное агентство, «Оптовичок», «Супермаркет». Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать красиво, быстро, как «мастер своего дела». Это дает свои положительные  плоды в будущем.

   На второй год обучения содержание «Игры в одной теме» усложняется, но по-прежнему проходит в тесном сочетании с перспективным планом, а также на основе уже имеющихся навыков по первому году; это игры «Бар «Лакомка», «Банкир», «Фирма «Строитель», «Турагентство».    

   Уровень умственного развития детей пяти и шестилетнего возраста отличаются качественным своеобразием. Поэтому  при планировании тематики занятий и форм работы данные показатели учитываются. Так, в работе с пятилетними  детьми преобладает игра (игровые ситуации).

   К шести годам у ребенка возрастает уровень произвольности внимания, восприятия, возникает и развивается словесно-логическая память, увеличивается объем, прочность и точность памяти. Поэтому в содержании занятий с шестилетками расширяется спектр понятий, предлагаемых детям, больше уделяется внимания решению проблемных ситуаций.

   Особое место в курсе «Экономики для малышей» занимает работа над народными сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т.д.  В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

   Кроме игровых моментов на занятиях используются групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс основ экономических знаний для малышей предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, развитием речи, окружающим миром, изобразительным искусством. Занятия строятся так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия   нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

   Темы экономического воспитания многогранны и сложны, как и предлагаемые задания на занятиях.  Однако их решение помогает развивать у детей поисковую мыслительную деятельность, находить ответ в тексте прочитанной истории.

1.5 Ожидаемые результаты:

   Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.

  Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

  Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.

  Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.

  Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.

  Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.

  Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию.

Продолжительность практических занятий: 62 занятий в учебном году, 2 раз в неделю. Длительность занятий  – 25 - 30 минут.

Способы проверки результатов программы

  Проверка результативности освоения обучающимся программы проводится в следующих формах:

   Наблюдение педагога на каждом занятии.

Оценка уровня экономических знаний и представлений посредствам выполнения заданий:

Задание 1

Выбери, что тебе больше нравится

Цель: выявить интерес детей к экономике.

Материал: 10 – 12 брусков, карточки с цифрами 1, 3, 5, 7, 8…, деньги (монеты и банкноты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 р. …)

Инструкция: На столе лежат цифры, деньги, бруски. Рассмотри их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд чисел.

Что ты хочешь выбрать: бруски, цифры, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)

Если бы не было цифр (брусков, монет), то из чего бы ты еще мог составить ряд чисел?

Задание 2

Выбери верное предложение

Цель: выявить сформированность экономических представлений.

Материал: карточки, на которых написано по два предложения или соответствующие им картинки

Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.

Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.

Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.

Валюта – бумажные деньги. Валюта – это деньги другой страны, которые могут быть и бумажные, и металлические.

Бартер – это когда товар меняют на деньги. Бартер – это когда товар меняют на товар.

Реклама нужна человеку для развлечения. Реклама важна для продажи товаров.

Пенсию обычно получают папы и мамы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

Вода должна течь из крана и днем, и ночью. Вода должна течь из крана тогда, когда это нужно человеку.

Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.

Чем качественнее (лучше) товар, тем выше его цена. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

Задание3

Найди лишнее

Цель: выявить умение выполнять операцию группирования по существенным (экономическим) признакам.

Материал: 6 карточек, на которых изображены:

Рубль, доллар, евро, кошелек (категория «Деньги»)

Банкноты достоинством 10 руб., 5 долларов, 10 евро, 5 копеек  (категория «Деньги»)

Кондитерская фабрика, мебельная фабрика, автозавод, магазин (категория «Товар, производство»)

Человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «Труд»)

Одежда, дом, продукты питания, книга (категория «Потребности»)

Игрушка, посуда, машина, солнышко (категория «Товар»)

Инструкция:Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действие) лишний? Почему? Как можно одним словом назвать остальные предметы (действия)?

Задание 4

Расскажи, что случилось?

Цель: Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; «лица» в разных эмоциональных состояниях:

Мальчик ремонтирует книгу. Мальчик вырывает страницы из книги

Девочка бросает игрушку. Девочка наводит порядок в игровом уголке.

На витрине представлены товары без ценников.

Мальчик плачет и требует купить машинку.

Папа и мама определяют бюджет семьи.

Инструкция: Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в данной ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?

Задание 5

Продолжи предложение

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Материал: предложения «экономического» содержания или соответствующие им сюжетные картинки

Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я начну предложение а ты закончи его.

Любой труд приносит … (пользу)

Моя мама получает за свой труд…, бабушка - …, а брат учится  в институте и ему платят … (зарплату, пенсию, стипендию)

Доходы семьи можно увеличить, если … (вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)

Воспитатель, банкир, швея, фермер – это … (профессии)

Деньги разных стран называются … (валюта)

Любой товар можно … (купить, продать, изготовить)

В магазине цена …, чем на рынке (выше)

Место хранения и накопления денег называется … (банком)

Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама)

Мебель, одежда в магазине – это … (товар)

Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жилье, продукты питания)

По результатам наблюдений учителя, выполнения заданий каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития.

Критерии развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий.

Средний уровень: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи.

Низкий уровень: Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий.  Затруднения преодолевает по побуждению педагога. Проявляет ситуативный интерес к выполнению заданий. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает трудности при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам, в использовании экономической терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности только при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Название темы

Количество часов

Первый год обучения

1

Что такое товар, продавцы товара

8

2

Производство товара и его цена

10

3

Реклама

5

4

Деньги и цена

9

5

Покупательная сила денежных знаков

4

6

Бюджет, доходы, накопления и расходы

6

7

Копейка. Монета. Деньги.

13

8

Хочу быть предприимчивым.

6

9

Итоговое занятие.

1

Итого

62

Второй год обучения

1

Наши семьи

8

2

Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия

10

3

Экономические явления: выставка – реклама – обмен

5

4

Сбережения (накопления)

3

5

Экономические явления: обмен – бартер – рынок

4

6

Количество  и качество результатов труда

4

7

Валюта

4

8

Хочу быть предприимчивым.

2

9

Итоговое занятие.

1

III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

   Программа дополнительного образования “Экономика для малышей” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на 2 года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом» (1-й год обучения)

        Цели: учить понимать смысл экономических явлений, ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от  его качества»; вести себя правильно  в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

1

2

3

ОКТЯБРЬ

I. Что такое товар, продавцы товара.

1. «Что такое экономика и для чего она нужна»

Ознакомление с содержанием предстоящей работы. Развитие представлений о том, что такое экономика.

2.Как жили первобытные люди и каковы их потребности

3.Беседа о правилах экономии

Познакомить детей с правилами экономии («Выключай свет, когда уходишь из комнаты»; «Закручивай туго  кран, чтобы вода не капала»; «Бери книги чистыми руками, бережно перелистывай за верхний уголок», «Бережно относись к хлебу, не оставляй куски», «Не рисуй на стенах, столах; «Чисто мой руки, чтобы не оставалось пятен на полотенце»; «Не забывай вовремя чистить, сушить, чинить одежду и обувь»; «Береги время», «не выбрасывай старые вещи, а подумай и найди ей применение»). Воспитание рачительного хозяина, бережно  относящегося ко всему, что создано  трудом человека.

4. В гости к Гному Эконому и Фее Экологии

Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров :промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

5. Как Миша из покупателя превратился в продавца

Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес.

6. Какие бывают товары?

а) Уроки Гнома Эконома;

б) Учебные путешествия

Учить детей решать проблемную ситуацию.

Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.

7. а) Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка.

б) Магазин «Катюша»

Формировать умение анализировать и умозаключать.

Развивать умение производить операции купли – продажи.

8.Задачник мудрого Филина

Решение задач (проблемных ситуаций)

НОЯБРЬ

II. Производство товара и его цена

1. О том, как непросто дело делается  и от чего зависит, много ли товаров в магазин

Дать понятие зависимости процесса производства от времени;

- прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом.

2.Труд - основа жизни.

Дать представление о труде. Его виды (сельскохозяйственный, домашний). -Воспитывать уважение к труду, трудолюбие; отрицательное отношение к лени

3.Работать и зарабатывать

Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товара

4.Все работы хороши, выбирай на вкус.

5.   Заводы нашего города.

- «Задай вопрос» - игровая ситуация;

- «Внимательно посмотри» - игровое задание.

Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров.

Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков.

6. Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения»

Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга.

7. Маленькие покупки

Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков.

8.Творческое занятие

ДЕКАБРЬ

1.Мини –спектакль «В волшебном лесу»

Закрепляем понятия :трудиться, работать и зарабатывать.

2.Труд во благо

Закрепление материала

III. Реклама

3. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки

Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность

4. Как Сорока Мишин товар хвалила

Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.

5. Угадай, какая это профессия

Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

6.Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

Продолжать раскрывать сущность рекламы.

7. Рекламное агентство

Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность

IV. Деньги и цена

8.Как придумали деньги

Познакомить с историей  возникновения денег. Вызвать интерес к прошлому.

ЯНВАРЬ

1. Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся.

Рассказать детям, какие бывают деньги и  какого достоинства. Дать представление о том ,откуда берутся у людей деньги, как нельзя поступать по  отношению к деньгам.

2.Как деньги попадают к нам в дом.

Дать детям представление о том, откуда у людей берутся деньги.

3.Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать.

Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы

4. «Как у Миши появился помощник дятел»

Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата.

5. Поможем Мише

Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин»)

6.Сюжетно – дид-ая игра «Маленькие покупки»

Показать, что каждая вещь стоит денег ,научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

ФЕВРАЛЬ

1.Образовательный веб-квест «Путешествие с Мишей по Денежному городу»

Закрепить понятия: «деньги», «труд», «доходы», «расходы».

2.Откуда берутся деньги и зачем они

нужны?

Закрепление материала

 V. Покупательная сила денежных знаков

3. Интересные покупки.

Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков.

4. а) Кто купит больше? Решение проблемы.

     б) Продолжи предложение.

Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости.

5. Супермаркет.

«Как поступить» - проблемная ситуация

Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения.

6. Как Миша понял, что деньги счет любят

Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы.

 VI. Бюджет, доходы, накопления и расходы

7. Как Миша учился деньги делить

Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение).

Закрепить представление о расходах и доходах.

8. Знакомимся с новой профессией: «Миша – брокер»

Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается.

МАРТ

1.а) Биржа – брокер

    б) «Что дешевле»

    в) Хозяин товара – брокер – покупатель

Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе  решения.

2. Как у Миши малина испортилась  

Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование.

3. Рассказ воспитателя об истории денег.

Познакомить детей с тем, что называли деньгами в прошлом и какие они сейчас. Дать понятие, что деньги обозначают цену товара. Объяснить значение пословицы, что деньги можно и нужно зарабатывать, и копить и тратить. Развивать память, умения рассуждать и анализировать.

4.Занятие – беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

 Заставить детей задуматься, что есть такие ценности, которые нельзя купить и продать. Показать детям на примерах педагогических ситуаций, что за деньги не купишь маму, папу, весну, лето, дружбу, любовь… - то есть то, что тебе дорого. Знакомство с поговорками (« Береги здоровье, его ни за какие деньги не купишь», «Зря время не теряй, его не вернешь, оно дороже денег»).

VII. Копейка. Монета. Деньги

5. «Муха по полю пошла,

    Муха денежку нашла…»

Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек).

6.а) Магазин «Игрушки», «Канцтовары», «Промышленные товары»;

б) Что дешевле

Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек).

7. «Поможем Буратино…»

Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать.

8.Уроки Миши – бизнесмена

«На монетном дворе»

Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет).

АПРЕЛЬ

1.Потребности и желания

Дать понятия экономической категории потребности; Учить различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные).

2. Потребности и желания

Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. Воспитывать честность, целеустремлѐнность, отрицательное отношение к жадности. Развивать умения выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

3. «Где покупают и продают разные товары?»

Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание; учить использовать в речи существительные с обучающим значением(бизнесмен, продавец); чить правильно воспринимать рекламу.

4. «Выгодно – не выгодно»

5. «Стоимость и цена товара»

Дать понятие о том, что один и тот же товар может быть дешевле или дороже и от чего это зависит.

6. Решение проблемных ситуаций

Совершенствовать навыки в решении экономических задач. Развивать самостоятельность мышления, связную речь.

7.Экономика семьи

Шорогина

8. Занятие- беседа « Нет на свете ненужных вещей» Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».

Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».

 Учит детей продлять жизнь вещей, давать им новую жизнь, бережно относиться к старым вещам. Учить детей видеть необычное применение обычным вещам. Развивать сообразительность, воображение.

МАЙ

1.         Литературная викторина по русским народным сказкам.

Вспомнить с детьми сказки, в которых есть примеры бартера: «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», « Горшок каши», С. Аксаков  «Аленький цветочек». Закрепить представление детей о бартере, как обмене одной вещи на другую, без денег. Развивать память, умение рассказывать, используя импровизацию, интонацию, жесты, мимику.

VIII.  Хочу быть предприимчивым.

2. Узнай самого себя.

Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно

3.Учимся устанавливать контакты

4. Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

  Продолжать знакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать.

5. Мы с мамой идем в магазин

6.        Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

Закрепить знания детей о деньгах, как цене товара. Воспитывать умение внимательно смотреть и делать простейшие умозаключения

7.Занятие – беседа на тему: «Найди в сказке экономику».

Расширить знания детей о натуральном обмене товаров. Подвести к пониманию смысла выражения равноценный обмен (справедливый, выгодный).

8. Итоговое занятие. Путешествие по стране Экономике

Повысить  интерес старших дошкольников к получению экономических знаний

- учить работать в команде

- учить находить коллективный ответ путем обсуждения

- закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение учебного года.

   Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения

   Дети должны иметь представление: о товаре и многообразии товаров; о производстве товаров; о цене товара и ее зависимости от качества товара; о цене оптовой; о цене розничной;  о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли;  о форах торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.

4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
  • Дидактические игры «Мой город»,  «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано»
  • Посуда, книги разного качества (сорта).
  • Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
  • Мелкие игрушки (для магазина детских товаров).
  • Ценники.
  • Рекламные газеты.
  • Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
  • Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
  • Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
  • Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп.
  • Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
  • Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
  • Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
  • Книга для детей “Деньги” А.Д.Шатова.
  • Экономическая настольная игра «Белка и компания»

Список использованной литературы

  1. Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с.
  2. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008.  – 169 с.
  3. Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.
  4. Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране              «Экономика». – М., 2013. – 336 с.
  5. Сасова И. А.  Экономика. 1 класс. Тетрадь творческих заданий. ФГОС. – М., 2015. – 56 с.
  6. Смирнова Т. В. Белка и компания - книга для чтения.- М., 2013. –  144 с.
  7. Смирнова Т. В. Путешествие в компании Белки и ее друзей.  Задачник-рабочая тетрадь по экономике. М., 2013. – 96 с.
  8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006. – 88 с.
  9. Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э.Хочу быть предприимчивым: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)

Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...