Индивидуальный план работы по самообразованию. 2019- 2023 гг.
методическая разработка

Лилия Владимировна Балковая

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2019- 2023 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_na_2020-2024_gg.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2019- 2023 гг.

Воспитатель: Балковая Лилия Владимировна

Тема: Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников.

ЦЕЛЬ: 

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения  методических объединений  и мероприятий районного, городского и республиканского уровня, путем участия в конкурсах по данной теме.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

           Лечение   сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии, все это и составляет  элементы сказкотерапии. А что же такое сказкотерапия? Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

«Сказкотерапия» - это еще и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах зашифрованы  ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек.

         На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря  многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды решать актуальные для него проблемы.                               

   Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя  картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

  Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку  чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а  герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

   Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.

    На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе со всеми детьми, а особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и  потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.

    Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его подлинная интеграция в общество. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку – логопату прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни.  И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

1 этап

Установочный (2020 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме 

2 этап 
Теоретический (2021 год)
1.Работа с детьми 

  • Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
  • Оформить в группе центр театрализованной деятельности «Чудеса сказок».

2.Работа с родителями 

  • Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию театрализованной деятельности дошкольников (родительское собрание)

3.Самореализация 

  • Работа с методической литературой.
  •  Систематизация театрализованных игр, в соответствии с возрастными возможностями 


3 этап 
Практическое решение проблемы (2022-2024 год)
1.Работа с детьми .

  • В зависимости от календарного планирования,  подобрать игровой и сценический материал.  С детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.
  • Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
  •  Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
  • Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности

2. Работа с родителями 

  • Анкетирование родителей.
  • Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
  • Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
  • Индивидуальная помощь родителям по их запросам. 
  • Мастер - класс «Театрализованные этюды, как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста»
  •  Мастер класс «Игры направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».
  •  Семинар-практикум: «Мир театра на подставке»
  •  Сбор фотоматериала
  •  Изготовление папки-передвижки «Играем в театр дома»

3.Самореализация 

  • Разработать перспективный план работы с детьми по развитию театрализованной деятельности по возрастным группам.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы) 
  • Сообщение из опыта работы «Особенности руководства играми- драматизациями детей старшего дошкольного возраста»
  •  Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в воспитании коммуникативных навыков дошкольников».

 Участие в системе методической работы детского сада.

  • Участник творческой группы МБДОУ
  • Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ
  • Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
  • Участие в региональных семинарах  Республики Татарстан
  • Участие в конкурсах, конференциях
  • Подготовка воспитанников к конкурсам
  • Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования


4 этап 
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2023 год)

  • Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
  • Показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег и родителей 
  • 5 этап 
    Итогово – контрольный (2024 год)

    1.Работа с детьми 
  • Мониторинг образовательной области «Речевое развитие». 
    2.Работа с родителями 
  • Анкетирование родителей.
    3.Самореализация 
  • Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
  • Оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, Интернета, выступлений, картотек и т.д. 

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

- развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;

- широкое использование сказкотерапии и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;

- активное включение родителей в процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми.

В результате проведенной работы уровень формирования коммуникативных навыков детей значительно повысился.

Сказкотерапия дает возможность удовлетворить потребность детей в общении, в новых впечатлениях и избежать пассивности.

У детей:

- развитые навыки коммуникации;

- дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая,

- все это свидетельствует о развитых навыках коммуникативного поведения.

Литература:

  1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015.
  2. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2016.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2016.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2018.
  6. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2016.
  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию 2023- 2027 гг.

laquo;Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019 - 2023 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию на пять лет...

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-23г.

Индивидуальный план работы в межаттестационный период 2019-2023 гг...

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019 - 2020 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию....

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-2020 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-2020 г....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...