Паспорт мини-музея "Русская изба"
рабочая программа
Мини - музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью:
осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт мини-музея в ДОУ | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ОСТРОВОК»
Паспорт
мини – музея «Русская изба»
ДОУ
Руководитель: старший воспитатель
Черкасова Оксана Владимировна
с. Малокурильское, 2018г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Островок»
Анкета
Место нахождения: 694500, Сахалинская область, Южно-Курильский р-н, с. Малокурильское, ул. Терешкова 5
Наименование: мини – музей «Русская изба»
Дата открытия: 1 сентября 2018г.
Руководитель: старший воспитатель Черкасова Оксана Владимировна
Наличие паспорта: имеется
Тип музея: информационно-практико-ориентированный.
Профиль музея: этнография
Музейные разделы: включает в себя 2 экспозиции: «Русская изба», «Подворье»
Виды экспонатов, их количество: предметы русского деревенского быта.
Направление работы: см. План работы.
Наличие совета музея: Совет педагогов ДОУ
Участники: дети - от 3-7 лет, родители воспитанников, педагоги.
Количество посетителей за год: за 2018-2019 г. Дети – ____540____ человека, педагоги – ____54___ человек.
Сведения о техническом состоянии комнат: 1 экспозиция «Русская изба» расположена в здании детского сада на втором этаже, 2 экспозиция «Подворье» занимают часть «Зеленого зала»
Площадь помещения составляет 80,1м2. .
Материальное обеспечение: поступление экспонатов от работников ДОУ и жителей посёлка.
Организационно-методическое обеспечение:
- программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».
- Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
- А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
- А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
Паспорт мини – музея ДОУ:
- название
Мини – музей «Русская изба»
- авторский коллектив
авторская работа мини - музея осуществляется коллективом педагогов ДОУ.
- месторасположение, условия
1 экспозиция «Русская изба» расположена в здании детского сада на втором этаже, 2 экспозиция «Подворье» занимают часть «Зеленого зала».
Площадь помещения составляет 80,1м2. .
Цель:
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, загадки, и т. д., так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
6. Разработать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные сказки.
7. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;
9. Обогащение словаря детей: сундук, прялка, печка, чугунок, люлька, корыто, сечка, рушник, самовар…
9. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Адресность
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Руководитель
Непосредственное руководство практической деятельностью мини – музея осуществляет руководитель музея, старший воспитатель ДОУ Черкасова Оксана Владимировна.
Финансовая база мини - музея ДОУ складывается на основе сметы УО и др. источников: благотворительная и безвозмездная помощь старинными вещами и образцами русского ремесла педагогами, родителями воспитанников ДОУ и населения села Малокурильское.
Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Деревянные игрушки», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: лозоплетение, вышивка, шитье», «Народный промысел: тряпичная кукла», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Скотный двор: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др.
ПРОГРАММА
Мини – музея русского быта на учебный год
Направление: этнография, русское народное творчество.
Пояснительная записка
Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука, изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Мини - музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью:
осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;
- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
- русские народные инструменты: балалайка, гармошка, бубен;
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы. Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Содержанием работы музея русского быта является:
- проведение тематической НОД для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
- организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «Во саду ли, в огороде» и др.;
Оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
Организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта:
- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).
- Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная» (родители детей групп № 1, 2).
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрены».
4. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)
5. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»
Консультация для педагогов:
1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными инструментами для педагогов ДОУ «Балалаечка – душа русского народа».
2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».
3. Открытый показ занятия для педагогов ДОУ «Россия – Родина моя»
Типы НОД тематические, интегрированные:
- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).
Предполагаемый результат:
Мы считаем, что создание мини-музея позволит:
1. Расширить познавательный интерес детей, приобщить к наследию русской народной культуры и своей малой Родины.
2. Пополняя музей новыми экспонатами, обогатить предметно-развивающую среду.
3. Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.
4. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности.
5. Организация тематических выставок.
Главное – мы достигли цели: создали развивающее пространство - мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
- Использовать в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.
- Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
- Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
- Знает названия народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
- Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
- Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
- Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
- Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
- Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:
- Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует в речи.
- Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
- Знает названия некоторых народных праздников и принимает в них активное участие.
- Знает русские подвижные игры и умеет объяснять правила другим.
- Знает элементы русского народного костюма и различает головные уборы.
- Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.
- Имеет практическое умение по работе с тестом, может сделать тряпичную куклу.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
- Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи.
- Знает народные приметы.
- Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
- Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
- Различает Дымку, Хохлому.
- Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ОСТРОВОК»
ПЛАН РАБОТЫ МИНИ – МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»
Составила: старший воспитатель «Детского сада «Островок» Черкасова Оксана Владимировна
Тематический план
Дети от 3-4 лет
№ | Месяц | Тема | Часы | Ответственный |
1 | сентябрь | Что такое музей? | 15 мин | Руководитель м.м. |
2 | октябрь | Добрая изба | 15 мин | Руководитель м.м. |
3 | ноябрь | Печка – хозяйка. | 15 мин | Руководитель м.м. |
4 | декабрь | Хозяйкины помощники | 15 мин | Руководитель м.м. |
5 | январь | К нам гости пришли | 15 мин | Воспитатель группы |
6 | февраль | Кот Пушок на печурке греется | 15 мин | Воспитатель группы |
7 | март | Куклы в народном сарафане | 15 мин | Руководитель м.м. |
8 | апрель | Волшебная прялица | 15 мин | Руководитель м.м. |
9 | май | Как у наших у ворт | 15 мин | Воспитатель группы |
10 | июнь | День рождения березки (троица – семик) | 20 мин | Руководитель м.м. Воспитатель группы |
11 | июль | Уж как я –ль мою коровушку люблю | 20мин | Руководитель м.м. Воспитатель группы |
12 | август | Во саду ли, в огороде | 20 мин | Руководитель м.м. Воспитатель группы |
Дети от 4-5 лет
№ | Месяц | Тема | Часы | Ответственный |
1 | сентябрь | В гостях у хозяюшки | 20 мин | Руководитель м.м. |
2 | октябрь | Мир старинных вещей | 20 мин | Руководитель м.м. |
3 | ноябрь | Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) | 20 мин | Руководитель м.м. |
4 | декабрь | Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) | 20 мин | Руководитель м.м. |
5 | январь | Как ходила коляда | 20 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
6 | февраль | Посудочка хороша! (мир народной посуды) | 20 мин | Руководитель м.м. |
7 | март | Куклы в народных костюмах | 20 мин | Руководитель м.м. |
8 | апрель | Сороки (Герасим Грачевник) | 20 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
9 | май | От лучинки до электричества | 25 мин | Руководитель м.м. |
10 | июнь | Пастух – пастушок, пастух миленький дружок (старинные крестьянские профессии) | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
11 | июль | У нашего крыльца нет веселию конца | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
12 | август | Яблонька – именинница (яблочный спас) | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
Дети от 5-7 лет
№ | Месяц | Тема | Часы | Ответственный |
1 | сентябрь | Милости просим в нашу избу | 25 мин | Руководитель м.м. |
2 | октябрь | Скоро девочки Покров | 25 мин | Руководитель м.м. |
3 | ноябрь | Печь – как мать родная | 25 мин | Руководитель м.м. |
4 | декабрь | Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки) | 25 мин | Руководитель м.м. |
5 | январь | Рождество Христово | 25 мин | Руководитель м.м.. воспитатель группы |
6 | февраль | Бабушкин сундук. | 25 мин | Руководитель м.м. |
7 | март | Как рубашка в поле выросла | 25 мин | Воспитатель группы |
8 | апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах: карачаевский наряд, юг России, Архангельская и Вятская губернии) | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
9 | май | От лучинки до электричества. | 25 мин | Руководитель м.м. |
10 | июнь | Семик, девки, да и троица. | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
11 | июль | Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
12 | август | Золото в бочонке (медовый спас) | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
Перспективный план работы с детьми
Дети от 3-4 лет
Месяц[a] | Тема | Цель | Программное содержание | Методы, приемы | Литература |
сентябрь | Что такое музей? | Познакомить детей с этнографическим музеем.
| Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ. Обобщение. | Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
|
октябрь | Добрая изба | Знакомство с устройством избы
| Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
| Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
ноябрь | Печка – хозяйка. | Знакомство детей с печью.
| Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
декабрь | Хозяйкины помощники | Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
| Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Дидактическая игра: «Собери целое». | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадки про посуду. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
январь | К нам гости пришли | Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы | Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: порог, поклон, самовар, угольки. Р.н.п. «Поехал наш батюшка на базар». Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу. | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадка про самовар. Рассмотреть самовары. Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха». Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада» Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
февраль | Кот Пушок на печурке греется | Знакомство с обитателями избы (не людьми). | Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных :»Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик» | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (Котика Пушка) Загадка про кота. Рассмотреть котов. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»
|
март | Куклы в народном сарафане | Знакомство детей с русским национальным костюмом.
| Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный вятский костюм (клетка), орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки». | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление куклы Настеньки) Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение.
| Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
апрель | Волшебная прялица | Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти.
| Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает» Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину» | Экскурсия в комнату русского быта Беседа. Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки) Загадки. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
май | Как у наших у ворот | Знакомство детей с музыкальным фольклором
| Познакомить детей с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Воспитывать толерантность. Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «Балалаечка», «Гулять Катенька пошла» | Экскурсия на Подворье Сюрпризный момент: (появление девицы – красавицы Вареньки) Чтение сказки: «Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа. Пословицы. Обобщение.
| М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
июнь | День рождения березки (троица – семик) | Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки» | Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «Земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла», | Экскурсия на Подворье. Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа. Пословицы. Обобщение.
| М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
июль | Уж как я –ль мою коровушку люблю | Знакомство детей со скотным двором | Познакомить детей с домашними животными: Обогощать словарный запас: коровушка - буренушка, теленок, козлик, барашек, поросенок, гуси, уточка, курочка, петушок. Развивать образное восприятие героев песен «Коровушка – кормилица», «Козел – прыгун», «Барашеньки – крутороженьки» | Экскурсия на скотный двор. Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Коровушки – угощение молоком. Словарная работа. Обобщение.
| Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада» Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
август | Во саду ли, в огороде | Обобщение пройденного музыкального материала | Обогащать словарный запас. Развивать выразительное пение, повысить активность детей и родителей в участии народных праздниках, воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней. Р.Н.игры Пение хороводов: «как пошли наши подружки», «Во саду ли, в огороде», «Ходила младешенька» | Экскурсия на Подворье и огород. Сюрпризный момент: появление Бабушки Варварушки и деда Тита. Рассказ педагога, Словарная работа, работа с текстами песен, пословицы и поговорки. Обобщение. | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
Дети от 4-5 лет
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание | Методы, приемы | Литература |
сентябрь | В гостях у хозяюшки | Знакомство детей с жилищем русского народа.
| Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
| Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. (слайды с изображением избы разных областей). Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра. « Кто быстрей поможет хозяйке» Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
октябрь | Мир старинных вещей | Знакомство детей с музейными экспонатами.
| Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. | Экскурсия в комнату русского быта Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле». Обобщение.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
ноябрь | Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) | Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.
| Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Загадки. Словарная работа. Игра: «Кто быстрей намотает клубок». Чтение сказки «Три дочери» Пословицы. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. |
декабрь | Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) | Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.
| Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянена. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Объяснение. Рассмотрение экспонатов. Рассказ музыкального руководителя. Словарная работа. Чтение сказки «Колосок». Беседа. Пословицы о труде. Обобщение | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.
|
январь | Как ходила коляда | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
февраль | Посудочка хороша! (мир народной посуды) | Знакомство детей с предметами быта, кухонной утварью.
| Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь. | Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки. Беседа о блюдах. Поговорки. Рассмотреть экспонаты. Пояснение Рассказ воспитателя. Словарная работа. Загадки о посуде. Сказка о чугунке. Обобщение. Итог. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. |
март | Куклы в народных костюмах (Московская, Костромская, Псковская губернии) | Знакомство детей с русским национальным костюмом.
| Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась косник». «Опиши одежду Барышней в костюмах». | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление кукол) Рассмотреть кукол. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
апрель | Сороки (Герасим - грачевник) | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Грачевник, кулики, заклички, сороки ит.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Герасим-грачевник» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы.
| Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность | Экскурсия в комнату русского быта Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину) Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно». | Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru |
июнь | Пастух – пастушок, заиграй во рожок. (старинные крестьянские професии) | Формирование у детей представление о труде русских пастухов | Познакомить детей с традициями русских пастухов, музыкальными инструментами, на которых они играли. Познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов. Научить основным приемам игры на пастушьем барабане. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на скотный двор. Словарная работа: Рожок, пастух, кугикл, дудочка, скотина, кормилец, кормилица. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD (р.н. наигрыши, звучание пастушьих инструментов) Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных инструментах, песенок, игр. Участие в театрализованном празднике «Ваня - пастушок» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
июль | У нашего крыльца нет веселию конца | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Познакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Как у нашего крыльца» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
август | Яблонька – именинница (яблочный спас) | Формирование у детей представление о труде русских крестьян. | Познакомить детей с праздниками «Медовый спас», «Яблочный спас», «Капустный спас». Формировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через пение, музицирование, игру и театрализацию. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия на подворье. | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. |
Дети от 5-7 лет
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание | Методы, приемы | Литература |
сентябрь | Милости просим в нашу избу | Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.
| Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).
| Экскурсия в комнату русского быта. Рассматриваниего внутренне устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов) Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель). Объяснение новых слов. Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни) Р.Н.. игра: «Тетера». Обобщение. Итог.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
октябрь | Скоро, девочки Покров | Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова» | Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
ноябрь | Печь – как мать родная | Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.
| Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника. | Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ музыкального руководителя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. Итог.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
декабрь | Любят в праздники рядиться наши русские девицы | Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. | Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром». Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.
| Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
январь | Рождество Христово | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.) Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
февраль | Бабушкин сундук. | Знакомство с русскими народными старинными играми | Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек. Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой. Игры-забавы с домовенком | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова |
март | Как рубашка в поле выросла | Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла» Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде. Обобщение | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). | Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. | Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия) | Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок. Практическое занятия – бисероплетение: | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. |
май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. Обогащение
| Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
| Экскурсия в комнату русского быта словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно». | Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru |
июнь июль | Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица» | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на скотный двор. Разучивание песен, хороводов, игр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея «Русская изба»
Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников МКДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия....
паспорт мини-музея "Русская изба"
Мини-музей расположен в старшей группе. Работа в музее ведется в соответствии с планом работы, экспозиции дополняются или меняются каждый месяц....
Паспорт мини-музея "Русская изба"
К истокам памяти.К истокам духа, песен, доброты… Формирование у детей патриотических чувств и развития духовности является одним из направлений работы детского сада. Родная культура должна...
Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений детей о русской культуре и воспита...
паспорт- проект "Русская изба"
повышение уровня компетентности воспитателя...
Паспорт музея «Русская изба»
Паспорт музея «Русская изба»...