ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ
материал (средняя, старшая группа)

Чикличеева Г.Ш.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

19 ноября 2019г.

МБДОУ «Больше-Оёшинский детский сад «Теремок»

Родительское собрание в разновозрастной группе «НЕПОСЕДЫ»

на тему:

  1. «Формирование элементарных математических представлений»,
  2. «Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция»,  
  3. «Профилактика ОРВИ»

Присутствовали:   родители  14-х  семей, воспитатель группы -  Чикличеева Г.Ш.

  1. Вопрос

«Формирование элементарных математических представлений»,

Родители, которые хотят обучить ребенка математике сталкиваются с вопросом — чему именно нужно научить ребенка.

Какие способности можно и нужно развивать в дошкольном возрасте, чтобы обеспечить успешное усвоение школьной программы. Какие способности относятся к математическим у детей до 7-ми лет.

Не стоит думать, что математические способности подразумевают под собой только умение быстро и точно считать. Это заблуждение. Математические способности включают в себя целый комплекс умений, направленных и на творческий подход, и логику, и счет. Быстрота подсчета, способность запоминать большой массив цифр и данных не являются подлинными математическими способностями, так как даже медленный и обстоятельный ребенок, который вдумчиво занимается может успешно постигать математику. К математическим способностям относится: Способность обобщения математического материала. Умение видеть общее у разных предметов. Возможность найти главное в большом количестве различной информации и исключить не нужное. Пользоваться числами и знаками.

Логическое мышление. Способность ребенка мыслить абстрактными структурами. Умение отвлечься от решаемой задачи и увидеть полученную картину в целом. Мыслить как прямо, так и в обратной последовательности. Умение самостоятельно мыслить, не используя шаблонов.

Развитая математическая память. Способность использовать полученные знания в различных ситуациях. Пространственное мышление – уверенное использование понятий «верх», «низ», «право» и «лево». Каким образом формируются математические способности Все способности, в том числе и математические, не являются предопределенным навыком. Они формируются и развиваются через обучение и закрепляются практикой. Поэтому важно не только развить ту или иную способность, но и совершенствовать ее путем практических упражнений, доводя до автоматизма. Любая способность проходит несколько этапов в своем развитии: Познание. Ребенок знакомится с предметом и узнает необходимый материал; Применение. Применяет новые знания в самостоятельной игре; Закрепление. Возвращается к занятиям и повторяет ранее

Как развить математические способности у ребенка?

 Начинать математическое развитие нужно в виде игры и использовать вещи, которые заинтересуют малыша. Например, игрушки и бытовые предметы, с которыми он сталкивается каждый день. С того момента, когда ребенок проявит интерес к тому или иному предмету родитель начинает показывать ребенку, что предмет можно не только рассматривать и трогать, но и совершать с ним разные действия. Акцентируя внимание на некоторых признаках предмета (цвет, форма), в ненавязчивой манере можно показать разницу в количестве предметов, ввести первые понятия о множественном и пространственном положении. После того, как ребенок научится разделять предметы по группам, можно показывать, что их можно считать и сортировать. Обратить внимание на геометрические особенности. Развитие математических способностей должно идти одновременно с основами операций с числами. Любое новое знание должно быть преподнесено при явном интересе ребенка к обучению. При отсутствии заинтересованности в предмете и его изучении, обучение ребенка проводить не стоит. Важно соблюдать баланс в обучении ребенка, чтобы развивать любовь к математике. Практически все проблемы, связанные с изучением основ этой дисциплины, имеют свое начало в первоначальном отсутствии желания познать. Что делать, если ребенку неинтересно Если ребенок при каждой попытке обучить его основам математики уходит и скучает, то нужно:  Поменять форму преподнесения материала. Вероятнее всего ваши объяснения слишком сложные для понимания ребенком и не содержат игровых элементов.

Для детей 5-7 лет длительность занятий не должна превышать 30 минут. Не стоит расстраиваться, если ребенок не захочет заниматься в конкретный день. Нужно попробовать привлечь его к обучению спустя некоторое время. Главное, помнить: Материал должен быть адаптирован к возрасту ребенка;

Родитель должен проявлять интерес к материалу и результатам ребенка;

Ребенок должен быть готов к занятию.

Как развивать математическое мышление? Порядок научения ребенка математическому мышлению представляет собой связанные между собою занятия, которые преподносятся в порядке усложнения материала.

1. Начинать обучение нужно с понятий о пространственном расположении предметов Ребенок должен понять, где находится право – лево. Что такое «выше», «ниже», «перед» и «за». Наличие этого навыка позволяет воспринимать все последующие занятия проще.

Ориентирование в пространстве — основополагающее знание не только для развития математических способностей, но и для обучения ребенка чтению и письму. Можно предложить ребенку следующую игру. Возьмите несколько его любимых игрушек и положите перед ним на разном расстоянии. Попросите его показать, какая игрушка находится ближе, какая дальше, какая левее и т.д. При появлении затруднений при выборе, подскажите правильный ответ. Используйте в этой игре различные варианты слов, которые определяют расположение предметов относительно малыша. Употребляйте такой подход к изучению и повторению не только в процессе занятий, но и в обыденной жизни. Например, предложите ребенку определить пространственное расположение предметов на детской площадке. Чаще в обычной жизни обращайтесь с просьбой подать что-либо, ориентируя малыша в пространстве. Параллельно с пространственным мышлением обучают обобщению и классификации предметов по их внешним признакам и функциональной принадлежности.

2. Изучите понятие множества предметов Ребенок должен различать понятия много — мало, один — много, больше — меньше и поровну. Предложите игрушки разного вида в разном количестве. Предложите сосчитать их и сказать много их или мало, каких игрушек меньше и наоборот, также показывайте равенство игрушек. Хорошая игра на закрепление понятия множества — «Что в коробочке». Ребенку предлагается две коробки или ящичка, в которых находится разное количество предметов. Путем перемещения предметов между коробками ребенку предлагается сделать количество предметов больше или меньше, уровнять. В возрасте до 3-х лет количество предметов не должно быть большим, чтобы ребенок мог наглядно оценить разницу в предметах без подсчета.

3. Важно в раннем детстве обучить ребенка простым геометрическим фигурам.

Научите ребенка видеть их в окружающем мире. Хорошо для развития знания геометрических фигур использовать аппликации из математических форм. Покажите ребенку рисунок предмета с четкими контурами (дом, машина). Предложите сделать из заготовленных треугольников, квадратов и кругов образ предмета. Покажите и объясните, что такое угол у фигур, предложите ребенку догадаться, почему «треугольник» носит такое имя. Предложите ребенку для ознакомления фигуры с большим количеством углов. Закрепление геометрических знаний проведите через рисование изученного материала, складывания разных фигур из других предметов (палочек, камушков и т.д.).

Количественные измерения.

 После изучения базовых математических понятий можно переходить к количественным измерениям и изучению чисел. Изучение чисел и их письменного обозначения происходит с раннего возраста по определенной системе.

 Сложение и вычитание.

 Только после освоения количественных измерений и чисел стоит вводить сложение и вычитание. Сложение и вычитание вводится в возрасте 5-6 лет и представляет собой простейшие операции на одно действие с малыми числами.

Деление

Деление в дошкольном возрасте вводится только на уровне долей, когда ребенку предлагается разделить предмет на равные доли. Количество таких частей не должно превышать четырех. Примеры занятий с ребенком для развития математических способностей

Для решения этой задачи не требуется каких-либо изысканных способов, нужно просто в вашу обычную жизнь внести некоторые дополнения. При прогулке на улице предложите ребенку посчитать какие-либо предметы или объекты (плитку, машины, деревья). Укажите на множество предметов, попросите найти обобщающий признак;

Предлагайте ребенку решать задачи по поиску правильного ответа, ориентируя его. Например, у Маши 3 яблока, а у Кати 5, у Лены на одно яблоко больше, чем у Маши и на одно меньше, чем у Кати. Задачу можно и упростить, спросив, какое число находится между 1 и 3;

Наглядно поясните ребенку, что такое сложение и вычитание. Сделайте это на яблоках, игрушках или любых других предметах. Дайте ребенку пощупать предметы и через добавление или вычитание предмета покажите эти простые операции; Спрашивайте ребенка о том, в чем отличие предметов;

Покажите, что такое весы и как они действуют. Поясните, что вес можно не только почувствовать, взяв предмет в руки, но можно еще и измерить в цифрах;

Научите пользоваться часами со стрелками; Уделите особое внимание пространственному расположению предметов;

Формы можно изучать не только на карточках, но и искать их в предметах вокруг;

Покажите вашему ребенку, что математика есть во всем, что окружает его, стоит только присмотреться. Какие дополнительные материалы помогут обучить ребенка математике - Карточки и картинки с разным количеством предметов, с цифрами и математическими знаками, геометрическими фигурами;

Магнитная или меловая доска; Часы со стрелкой и весы;

Палочки для счета; Конструкторы и головоломки; Шашки и шахматы; Лото и домино; Настольные игры; Книги, в которых есть счет, и позволяющие проводить математические операции;

Методические пособия на развитие логики и других способностей по возрасту ребенка. Советы родителям, которые хотят обучить ребенка основам математики

1. Поощряйте ребенка в его поиске ответов. Помогайте ему их находить, рассуждая. Не ругайте за ошибки и не смейтесь над неправильными ответами. Каждая попытка ребенка сделать вывод или решить задачу тренирует его способности и позволяет закреплять знания;

2. Используйте время совместных игр для развития необходимых навыков. Акцентируйте внимание на том, что было изучено ранее, показывайте, как на практике можно использовать новый и уже закрепленный материал. Создавайте ситуации, в которых ребенку нужно будет воспользоваться знаниями, чтобы достичь определенного результата;

3. Не перегружайте ребенка большим объемом новой информации. Дайте ему время осмыслить полученные знания через свободную игру;

4. Сочетайте развитие математических способностей с духовным и физическим развитием. Внедрите счет в занятия по физкультуре и логику в чтение, и ролевые игры. Разностороннее развитие ребенка — путь к полноценному развитию малыша. Физически и духовно развитый ребенок постигает математику намного легче;

5. При обучении ребенка старайтесь задействовать все каналы поглощения информации. Кроме устного рассказа, показывайте это на различных предметах, давайте возможность пощупать и оценить вес и фактуру. Прибегайте к разнообразным формам преподнесения информации. Показывайте, как можно использовать полученные знания в жизни;

6. Любой материал должен быть в виде игры, которая заинтересует ребенка. Хорошо способствует запоминанию азарт и вовлеченность в процесс. При отсутствии интереса ребенка к материалу остановитесь. Подумайте над тем, что было сделано не так и исправьте. Каждый ребенок индивидуален. Найдите способ, который подходит для вашего малыша и используйте его;

7. Важным для успешного освоения математических основ является умение концентрироваться на задаче и запоминать условия. Задавайте вопрос о том, что понял малыш из заданной задачи после каждого условия. Проводите работу по улучшению концентрации;

8. Прежде чем предлагать ребенку решать самостоятельно покажите пример того, как нужно рассуждать и решать. Даже, если ребенок уже не однократно проводит некую операцию по вычислению, напомните ему порядок действий. Лучше показать правильный ход действий, чем позволять ребенку закреплять неправильный подход;

9. Не заставляйте ребенка заниматься, если он не хочет. Если малыш хочет играть, то дайте ему эту возможность. Предложите позаниматься спустя некоторое время;

10. Старайтесь разнообразить знания в одном занятии. Лучшим вариантом будет, если в течение дня вы уделите немного внимания самым разным областям математических знаний, чем, если будете заучивать однотипный материал, доводя его до автоматизма;

11. Задача родителя в дошкольном возрасте не научить считать и проводить вычисления, а в развитии способностей. Если вы не научите ребенка складывать и отнимать до школы – не страшно. Если ребенок обладает математическим мышлением и умеет делать выводы, то он сможет постигнуть любые сложные операции быстро и в школе.

Книги для развития математических способностей ребёнка

Очень многие книги, начиная с самых первых сказок, помогают развивать математические способности. Перечислим несколько.

  • «Теремок». Персонажи в сказке появляются от самого маленького (мышки) до самого большого (медведя). Вырежьте фигурки животных и инсценируйте сказку с ребёнком. Пусть он расставит правильную последовательность заселения в теремок. Или спрячьте одну из фигурок, предложив малышу отгадать, кого не хватает. Или добавьте персонажа, которого нет в повествовании. А мылыш пусть определит, кто лишний. Всё это способствует развитию логики и математического мышления.
  • «Репка». Здесь персонажи появляются, наоборот, от большого (дед) к маленькому (мышка). Поиграйте в те же игры, что и с «Теремком». А можно сделать вверху каждой фигурки дырочки дыроколом и нанизывать героев на шнурок вслед за репкой в нужном порядке. Развиваем и математические способности, и моторику.
  • «Три медведя». Это, пожалуй, самая математическая сказка. Слушая сказку, ребёнок знакомится с понятиями «большой», «маленький», «средний», учится их соотносить. Ну и счёт до трёх здесь вполне можно освоить в непринуждённой форме.
  • А.Прёйсен «Козлёнок, который умел считать до десяти». С этой забавной и поучительной историей малыш легко освоит счёт до десяти.

Методики развития математических способностей у детей

Многие популярные методики раннего развития включают в себя математические занятия.

  • Демонстрация математических карточек по методу Домана и  профессора Шичиды. Смысл в ежедневном быстром показе карточек с изображением от 1 до 100 красных точек. По мнению авторов методик, тем самым мозг учится воспринимать большие количества, развивается фотопамять. Часто заниматься по этой методике начинают уже в возрасте до года.
  • Математические пособия Монтессори. Их очень много. О шершавых цифрах мы упоминали выше, а ниже расскажем о других популярных материалах.
  1. Красные штанги. Это 10 красных штанг разной длины. Каждая на 10 см меньше предыдущей. С помощью этого материала ребёнок легко усваивает понятие длины.
  2. Розовая башня. Это 10 кубов. Длина самого маленького —1 см, самого большого — 10. Кубики можно раскладывать и вертикально, и горизонтально. Игра закрепляет понятия размера и высоты.
  3. Блоки цилиндров. В каждом блоке по 10 цилиндров разного объёма и высоты  и 10 отверстий разного объёма и глубины. Подбирая пары, ребёнок учится зрительно воспринимать величину.

2 вопрос

«Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция»

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства [3],[4]. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение [2]. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Таким образом, эмоциональное мироощущение дошкольника – это «выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом ».

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современное научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника: – расстройства настроения; – расстройства поведения; – нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. К 1-й группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко 2-й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.

Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Депрессия в дошкольном возрасте в классическом виде обычно атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы.

Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в 1-ю очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативноинструментальную агрессию, пассивно – агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Нормативно – инструментальная агрессия – это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия – это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий.

Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину.

Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих.

Защитная агрессия – это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия.

Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих.

Демонстративная агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников.

       В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника.

Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию – прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание – как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

Целенаправленно-враждебная агрессия – это вид детской агрессивности, где желание нанести вред другому – самоцель. Агрессивные действия детей, приносящие боль и унижение сверстникам, не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих, а подразумевают получение удовольствия от причинения другому вреда. Дети  используют в основном прямую физическую агрессию, при этом действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, чувства раскаяния совершенно отсутствуют.

К нарушениям психомоторики относят:

1. амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;

2. гипомимию легкое понижение выразительности мимики;

3. маловыразительную пантомимику.

Как подчеркивает Т.И.Бабаева, условием социально-эмоционального развития ребенка выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно, активно на это откликаться » [3. С.115]. Поэтому к нарушениям в эмоциональном развитии дошкольника можно отнести и трудности в адекватном определении эмоциональных состояний людей, так как в практике обучения и воспитания детей задача формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно, а преимущественное внимание уделяется развитию мыслительных процессов. Одна из причин такого положения заключается в недостаточной освещенности вопроса об эмоциональном воздействии.

Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин.

Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением. Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным: 1) если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации.

2) При неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев.

3) Семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития дошкольника являются следующие типы родительского отношения [3]: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, …формируют у него увереннооптимистические личностные ожидания» [4. С.82].

К причинам возникновения негативных тенденций в поведении дошкольников следует отнести предметную среду, содержание которой (например, игрушки, стимулирующие агрессию) оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения и соответствующей эмоциональной экспрессии.

Мощным импульсом социальноэмоционального развития детей являются также средства коммуникации, которые могут стать источником эмоциональных нарушений у дошкольников, вследствие нерешенности вопроса о дозировании  информационного «рациона». По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3 – 5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, то есть около четырех часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослыми. Таким образом, экран становится главным «воспитателем» ребенка.

Если взрослые или подростки способны критически оценить то, что показывают, могут переключиться на другой канал или просто выключить телевизор, то дошкольники смотрят все, что им предлагают. В результате для них характерно недоразвитие личности, которое выражается в нарушениях речи, отсутствии интереса к занятиям, слабой концентрации, сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, а также в импульсивности и ситуативности поведения, отсутствии инициативы, низком уровне фантазии и воображения, стереотипности мышления.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний [5], [6]. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

 1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагарованных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи;

4) имитация осуществляет функцию «начальной, исходной ориентировки развивающегося субъекта в проблемных областях, наиболее значимых на данной конкретной ступени онтогенеза» [6.С. 5].

В связи с тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы, имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих;

5) имитация эмоциональных состояний позволяет не только расширить представления детей об эмоциях, умение их дифференцировать и понимать, но и активизировать эмоциональный словарь дошкольников, так как при освоении значения слов, обозначающих эмоции, дети выделяют не существенные признаки, на основе которых формируются видовые обобщения, а ситуацию, в которой эта эмоция возникла, свои действия в ней, эмоциональные переживания;

6) имитация эмоциональных состояний способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию поведения;

7) имитация выполняет важную функцию в социально-эмоциональном развитии дошкольника: с помощью имитации строится образ другого лица и, одновременно, строится и углубляется представление ребенка о самом себе. В теории социального научения имитация рассматривается как «ключевой процесс социализации, как способ приобретения ребенком поведения, принятого, одобряемого в его социальном окружении» [6.С .8].

Таким образом, имитация детьми различных эмоциональных состояний оказывает влияние на их самочувствие, создавая определенный эмоциональный настрой, способствует развитию психомоторики, произвольной регуляции поведения, то есть является основным методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.

Основной формой коррекционной работы с дошкольниками является курс  специальных занятий, целью которых является эмоциональное воплощение ребенка в заданный образ, отождествление с ним, то есть имитация различных эмоциональных состояний [5]. В качестве основных типов педагогического регулирования эмоционального развития детей на коррекционных занятиях можно выделить обучающее-корректирующий, направляюще-корректирующий и направляющий типы.

1. Обучающе-корректирующий тип регулирования характеризуется следующими чертами:

1) ориентацией на развитие у дошкольников выразительной моторики – умения активно передавать эмоциональные состояния с помощью мимики, пантомимики;

2) стремлением педагога помочь детям в овладении умением понимать собственные эмоциональные состояния, определять различные эмоции взрослых и детей, выраженные в мимике, пантомимике, интонации речи;

3) использованием педагогом групповых и индивидуальных бесед о средствах эмоциональной выразительности образа в музыке, литературе, фотографии, книжной иллюстрации;

4) выбором доступных для детей видов деятельности: игры, имитации, рисования;

5) демонстрацией мимических, пантомимических, интонационных средств воплощения образа;

6) внесением поправок в процесс выполнения ребенком действий.

2. Направляюще-корректирующий тип отличается:

1) ориентацией педагога на развитие у детей осознанного включения в процесс имитации, выбора средств достижения выразительности образа;

2) стимулированием самостоятельного поиска выразительных средств передачи образа;

3) направленностью участия взрослого на развитие умения анализировать невербальные средства эмоционального воплощения, использованные самим ребенком и другими детьми.

3. Для направляющего типа педагогического регулирования характерны: 1) ориентация на развитие у каждого ребенка индивидуальных способов эмоционального самовыражения в игровой деятельности;

2) стимулирование творчества и инициативы ребенка.

Указанная типология является общим подходом к развитию эмоциональной сферы и коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.

3.Вопрос « Профилактика ОРВИ»   /Консультация/

4.Вопрос. Разное. Подготовка к празднованию «День Матери» и «Новый Год»

5.Вопросы родителей.

Р Е Ш И Л И:

1.Продолжать совместную работу по развитию математических способностей дошкольников. Использовать методы новых технологий на практике в домашней  обстановке, проводить индивидуальную работу с детьми дома.

2.Продолжать расширять представления дошкольников об эмоциях, развивать творческие способности и инициативу у ребенка.

3. Укреплять здоровье ребенка,  закалять физически, развивать и общаться.

4.Учить предложенные педагогом сценарные выступления детей  в предстоящих праздниках, стихотворения, песни, подготовить  костюмы.  Формировать у дошкольников нравственно-патриотические качества. Подготовить детям подарки к «Новому Году 2020»

Подведение итогов.

Список литературы

1. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций Ярославль, 1999.

2. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. No 2-3.

3. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.

4. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение., 1990.

6. Шаповаленко Н.В. Формы и функции подражания у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. психол. наук. М, 1988.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Больше-Оёшинский детский сад «Теремок» НСО, Колыванский район, д. БольшойОёш

Чикличеева Г.Ш. -  Воспитатель высшей квалификационной категориии

ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАНОЙ РАБОТЕ в  МАРТЕ  2020 года

В  разновозрастной средней/старшей группе «НЕПОСЕДЫ»

Самообразование  педагога -  

  1.  «Правила САНПиН», «Работа педагога с родителями». «Здоровье детей в наших руках».

Прохождение «курса вебинаров» 30 академ.часов / Институт изучения детства РФ.

C:\Users\viao\Downloads\f1f37b24c7b441d0c224285d236f18fb.png

  1.  Консультация по безопасности детей в быту «Один дома»

 Информация  / ч\з социальные сети ОК и ватсап/

  1. Сделана  презентация  интегрированная НОД по  рисованию «Весенняя капель».                

  1. Продолжена « Подборка «Стихотворений и загадок  Весны».

  1. Дидактическая математическая  игра « Собери  по образцу»

  1. Дидактические игры –  «Когда это бывает?» / времена года/, «Картотека артикуляционной гимнастики»/картинки с изображением видов логопедических гимнастик/, «Весёлые человечки» / учить рисовать по схеме, интерес к рисованию людей/

  1. Оформление выставки художественного творчества к  8 марта – «Подарок любимой мамочке» /поделки из природного и бросового материала/

  1. Сделана и распечатана «КАРТОТЕКА  ИГР по математике»  

  1. Сделана подборка « ВЕСНА» в музыкальную шкатулку воспитателя для развития звуковой культуры речи.

  1.  Продолжение ведения работы  над проектом по нравственно-патриотическому развитию дошкольников.

  1.  Подготовлен сценарий  и утренник  «Моя мама лучшая на свете» -

5 марта 2020г.  /  материал отправлен на конкурс,  получено свидетельство.

C:\Users\viao\Desktop\РАБОТА2020 ФЕВРАЛЬ МАРТ ВЕСЬ\ПОРТФОЛИО 2020\непоседам на 8 марта.png

  1.  Разработаны  конспекты для образовательной деятельности – /Речевое развитие, Рисование, Аппликация-Лепка/.

  1. Подготовка сценария к инсценировке  в группе  «Лисичка со скалочкой».  Получено свидетельство об участии в конкурсе.

C:\Users\viao\Desktop\РАБОТА2020 ФЕВРАЛЬ МАРТ ВЕСЬ\ПОРТФОЛИО 2020\театрализация.png

  1. Проведено итоговое  комплексное занятие  НОД  МАТЕМАТИЧЕСКАЯ АППЛИКАЦИЯ в средней/ старшей группе НЕПОСЕДЫ  «Кукла»

    C:\Users\viao\Desktop\РАБОТА2020 ФЕВРАЛЬ МАРТ ВЕСЬ\АППЛ КУКЛа\18 НАША.jpg     C:\Users\viao\Desktop\РАБОТА и САМОИЗОЛЯЦИЯ\фотомарта\IMG-20200319-WA0007.jpg C:\Users\viao\Desktop\РАБОТА и САМОИЗОЛЯЦИЯ\ДЕТИ РИСуют\мобилАПре\IMG-20200319-WA0039.jpeg C:\Users\viao\Desktop\РАБОТА и САМОИЗОЛЯЦИЯ\ДЕТИ РИСуют\мобилАПре\IMG-20200319-WA0018.jpg

 Образовательные задачи: учить составлять образ куклы по частям из геометрических фигур, упражнять в разрезании по прямой линии, по сгибу, в вырезании круглых форм.

Развивающие задачи: закрепить знания о строении человека при помощи фигур, навыки аккуратного наклеивания, пользования ножницами.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, терпение, внимательность, творческую инициативу.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Демонстрационный материал:  мультимедиа показ, образцы аппликации кукол.

Раздаточный материал: листы белой бумаги по количеству детей, полукруг, квадраты размером …см, квадраты,  прямоугольник, трапеции, цветная бумага для дополнительного украшения, клей, ножницы, клеенки, кисти для клея, тряпочки.

Методы и приемы: Наглядные: показ схемы для описания, презентации  моделей кукол и   геометрических   фигур, картинок с изображением предметов разных геометрических форм.

Словесные: вопросы к детям, отгадывание загадок, описание геометрических фигур.

Получено свидетельство о публикации материала

C:\Users\viao\Desktop\РАБОТА2020 ФЕВРАЛЬ МАРТ ВЕСЬ\ПОРТФОЛИО 2020\свидетельство кукла матем аппл.png

  1. Благодарность за активное участие в сети работников образования 23 марта 2020г.

C:\Users\viao\Desktop\РАБОТА2020 ФЕВРАЛЬ МАРТ ВЕСЬ\ПОРТФОЛИО 2020\благодарность.png

  1.  Получено мною - Свидетельство Всероссийского издания «Слово педагога», серия ЭК № 1401 от 30.03.2019г.  «О принятии активного участия в деятельности экспертного совета СМИ «Слово педагога».

17. Проведено родительское собрание «Развитие математических способностей дошкольников. Схемы по «Никитину»,  «Учимся играть в шахматы»

  1. Подготовка к конкурсу рисунков, посвященному 75-й годовщине Победы.

  1. Использование в своей работе:

Смехотерапии:

- веселые видеопросмотры,  игры-забавы, ряженье и др.

Фольклор во время проведения всех режимных моментов:

- потешки, поговорки, «считалки»

Оздоровительные мероприятия по укреплению здоровья детей

-гимнастика после пробуждения, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, хождение босиком по коврику, наблюдение  за характером сна,  гигиенические процедуры, помощь в одевании и раздевании детей, помощь при пользовании унитазом, наблюдение за поведенческими особенностями дошкольников, ведение индивидуальной работы с детьми.

19.  Работа с родителями поделки для  выставки, оформление к празднику

«8 МАРТА».

20.  Привлечение родителей к совместной работе,  обновление предметно- развивающей среды /   Пополнился математический уголок Д\И.

21.  Участие    в мероприятии «Моя мама лучшая на свете» с детьми и родителями группы состоявшемся  5 марта 2020г.

22. Проводится работа с родителями в группе, информационном ресурсе  НОК РФ,  в НГС социальной сети работников образования и на личном сайте портала,  социальных сетях «Непоседушки», и «Ватсапе» – «Теремок».

23. Обработка  игрушек,  переоснащение и реконструкция пространственной среды,  генеральная уборка в группе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важная информация для Вас родители

Семь фраз, которые нельзя говорить ребенкуПомогать или общаться?Воспитание у ребенка терпенияКак справится с детским гневом?...

Стендовая информация "Дети и родители"

Данная информация будет полезна для родителей детей любого возраста. Именно с такими проблемами часто приходят родитлеи на консультации к педагогу-психологу детского сада. Надеюсь, что мои работы укра...

Очень важная информация для ВАС, родители!

Структурное подразделение детский  сад  «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины. Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна....

"Сообщение негативной информации о ребенке родителям"

Рекомендации для молодых педагогов.         Время, которое ребенок проводит в саду, не может быть только радостным и безоблачным. Поэтому педагоги, вынуждены вр...

Информация для родителей.Правила наших родителей.

Информация для родителей.Правила наших родителей....