«Развитие элементарных знаний об окружающем мире посредством сюжетно-ролевой игры».
статья (средняя группа)

Московкина Галина Владимировна

 Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем.

Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_moskovkina.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

 НРМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

«Развитие элементарных знаний об окружающем мире  

посредством сюжетно-ролевой игры».

Воспитатель: Московкина Г.В. (из опыта работы)

 Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем.

Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть.

 В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.

      В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

    Наблюдения показали, что у детей  нет достаточных знаний  об окружающем мире и социальной действительности. Поэтому  основная цель моей работы:

 формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Задачи:

  • учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
  • формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
  • учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
  • воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре
  • Обогащать содержание сюжетных игр на основе впечатлений о жизни, труде людей
  • Подготовить условия для создания игровой обстановке с использованием реальных предметов            и их заместителей
  • Непосредственное руководство играми детей.

   Замечательный педагог и ученый Д.Б.Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…». Его слова сейчас приобретают особую актуальность. Наблюдая за играми  детей, мы замечаем, что они отражают современную действительность: играют не в « Магазин», а в « Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты» и т. д.

Мы обязаны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок мог   использовать эти знания в игре, а в будущем он мог легко адаптироваться к действительности.«Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее» - Фребель Фр. – немецкий педагог.

Игра   не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, береги и охраняй ее!

        В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими.

  Дети  учатся   играть,   подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

 Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами игры являются: знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка; способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах; те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

        Методы  и приемы  зависят  от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков. Для того,  чтобы сюжетно ролевая  игра развивалась,  необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать  развитию воображения. С этой целью мы используем  дидактические игры:

Игра «Кто, где работает?»        

Игра «Кому это нужно?»        

Игра «Исправь ошибки»        

Игра «Кто что делает?»

Игра «Четвертый лишний»        

Игра « Семья» и многие другие.

Примерный сценарий игры. «Парикмахерская»

         Я после дневного сна объявляю, что сегодня в группе открывается парикмахерская. Традиционное причесывание девочек после сна происходит в уголке парикмахерской. Ожидающие высаживаются в очередь.  Я сама беру на себя роль парикмахера и даю детям образцы общения и действий:

«Садитесь, пожалуйста. Что бы вы хотели? Вам сделать один хвостик, два? Вы хотите три хвостика? Замечательно. Пожалуйста! Вы довольны моей работой? Я тоже рада, что вам понравилось. Приходите к нам еще. Например, после ужина, я предложу вам новую прическу. Пожалуйста, следующий!

После этого дети без особого труда организовывают игру «Салон красоты»

        Важно учить  детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.  Применять  такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего посёлка », «Построим дорогу» и др.; подбор материала для обыгрывания построек,  умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.),   изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использовать тематические задания: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство посёлка") и т. п        

Не маловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и печенья и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Предметно развивающая среда  в группе   позволяет  организовать игру таким образом, чтобы   дети свободно могли перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей.

 У детей свободный доступ к  игровым центрам,  это природный уголок, книжный уголок и уголок изо деятельности.

Атрибуты различных сюжетных игр  находятся  в   пластиковых,   или картонных лотках, коробках  которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека», изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). «Водитель». «Машинист», «Пожарный», «Салон красоты». «Супермаркет», «Рыбаки»

Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам;  

В группе    достаточно  конструктора и строительного материала,  чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели  в группе  есть  игровые модули.  «Дорога», «Железная дорога», «Поле битвы».

        На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий, складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное.

 Для обогащения   детской игры используем  различные методы и приёмы :

наблюдения, экскурсии, чтение и игры о людях разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

        Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Вывод:

 Развитие элементарных знаний об окружающем мире  посредством сюжетно-ролевой игры

позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

   В играх  содержится комплекс разнообразной деятельности ребенка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи. С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы.

 Список  литературы:

- Аникиева Н.П.  «Воспитание игрой». М., Просвещение, 1007г

-Богусловская З.М., Смирнова Е.О.  «Роль игры в нравственном развитии ребенка». М., Просвещение, 1991г.

-Бабаева.Т.И. Развитие детей старшнго дошкольного возраста в игровой деятельностью. С.П.Б. «Детство- пресс»ю2004-192с.

-Бойченко.Н.А. Сюжетно- ролевые игы дошкольников. Киев «Радянська школа 1982.  

-Ваильева.М.А.  Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Москва «Просвещение»1986

-Губанова Н.Ф.  «Игровая деятельность в детском саду»

-Зворыгина Е.В.  «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988г.

-Эльконин Д.Б.  «Психология игры». М., Педагогика, 1978г.

-Использованы интернет ресурсы.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие элементарных знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

НМР ДОУ детский сад «Буратино»Развитие элементарных знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста.2013 годВоспитатель: Московкина Г.В.   ...

Познание окружающего мира через сюжетно—ролевые игры.

Познание окружающего мира через сюжетно—ролевые игры....

«Сюжетно - ролевая игра — средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире»

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;- повышать методический уровень;- способствовать творческому поиску.Форма проведения: «деловая игра»....

Рекомендации для родителей "Развитие представлений детей об окружающем мире посредством сюжетно-ролевой игры"

рекомендации для родителей о развитии представлений детей об окружающе мире с помощью сюжетно-ролевых игр...

консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»

В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям....