Рекомендации для родителей "Развитие представлений детей об окружающем мире посредством сюжетно-ролевой игры"
методическая разработка на тему

Москалева Лариса Витальевна

рекомендации для родителей о развитии представлений детей об окружающе мире с помощью сюжетно-ролевых игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Развитие представлений детей об окружающем мире посредствам сюжетно-ролевой игры»

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Главная задача в развитии знаний об окружающем мире заключается в организации такой детской деятельности, в процессе которой ребенок мог бы применить полученные знания на практике.

Именно игра является лучшим средством удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации его замыслов, желаний и стремлений, средством ознакомления с окружающей жизнью. Игра – основной вид  деятельности дошкольника. Она, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, ему еще недоступно. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.  Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми. Для   каждой  такой   игры   характерны:  тема,  игровой  замысел,  сюжет, содержание и роль.

Нередко   игра   служит  поводом   для  сообщения  дошкольникам  новых

знаний, для расширения их кругозора. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игр для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…изучают растения, животных».

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента.

То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. В  игре  ребенок  таков, каким  ему  хочется быть, в игре ребенок там,  где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу. То, что не сложилось и не сформировали в детские годы уже не восполнить взрослому человеку. Сюжетно - ролевые игры знакомят ребенка с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей.

Рекомендации:

 • Ваш ребенок становится взрослее, его интересует все окружающее, он не перестает задавать вопросы. Уважительно относитесь к его любознательности, отвечайте ему вниманием. Взрослый, умеющий ответить на любой вопрос ребенка, возвышается в его глазах, становится для него непререкаемым авторитетом.

 Поощряйте  в  семье  занятия  ребенка  лепкой,  рисованием.  Приобрести  для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски и т.д.

• Рассказывайте  ребенку  о  профессиях,  читайте  о них,  показывайте профессию «в действии»: как дворник убирает двор, как парикмахер общается с клиентом, как продавец взаимодействует с покупателем и др. Свои впечатления ребенок перенесет в игру. Дома поиграйте с ним на тему профессии, например, предложите малышу стать врачом, а сами побудьте в роли пациента; главное – подтолкнуть ребенка на ролевой диалог, научить его общаться в игре.

Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами. С окружающими нас деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать за природой и любоваться ее красотой.

• Поощряйте совместные игры ребенка со сверстниками, так как именно они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распределять роли, создавать общий замысел, вести ролевой диалог.

• Если вы видите, что ребенок, занят игрой, постарайтесь не отвлекать его, попробуйте понаблюдать, в какие игры и как он играет. Если малыш играет с удовольствием, обустраивает игровое поле, то это значит, что его идеи в игре не иссякли; если проигрывает один и тот же сюжет, а действия однообразны, то ему необходима ваша помощь. Вовремя подскажите ребенку, какие могут быть варианты развития игрового сюжета, какие новые персонажи могут в нем использоваться, и игра оживится.

• Читайте стихотворения, рассказы и загадывайте загадки. Детям 4–5 лет по-прежнему нравятся сказки, которые учат добру, смелым  поступкам. Но  особенно интересны  детям сюжеты, в которых есть приключения, путешествия и, конечно, герои, достойные подражания. Беседуйте с детьми  о прочитанном.

Приучайте детей хранить игровые предметы аккуратно в специально отведенном месте.

•  Вводите в игру предметы – заместители (нитки, катушки, коробки и др.).

•  Учите детей играть с новыми игрушками, самим включаться в игру.

•  Убирайте периодически игрушки и выставляйте их.

•  Как  можно  чаще  ставьте  ребенка  в  позицию  «взрослого».  Это способствует развитию самостоятельности у детей.

•  Используйте  бытовые  ситуации, как сюжет для игры.

•  Поощряйте совместные игры ребенка со сверстниками, так как именно они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распределять роли, создавать общий замысел, вести ролевой диалог.

В настоящее время игровая деятельность претерпевает существенные изменения: она занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром телевизора, компьютерными играми, подготовкой к школе и т. д., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры, игра - не пустая забава!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание окружающего мира через сюжетно—ролевые игры.

Познание окружающего мира через сюжетно—ролевые игры....

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская» в средней группе.

Данный материал направлен на формирование и обогащение знаний детей о профессии парикмахера, развитие игровых навыков, коммуникативных навыков. ...

Обогащение представлений об окружающем мире через сюжетно-ролевую игру в процессе проектной деятельности.

Обогащение представлений об окружающем мире через сюжетно-ролевую игру в процессе проектной деятельности....

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»

Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий"  ориентиров...

«Развитие элементарных знаний об окружающем мире посредством сюжетно-ролевой игры».

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация тре...

Формирование представлений на тему: " Мир профессий" у детей младшего дошкольного возраста, посредством сюжетно-ролевой игры, в интеграции с познавательной деятельностью.

Цель:  Формирование познания на тему профессий, у детей младшего дошкольного возраста, через сюжетно-ролевою игру.Задачи: 1. Развивать воображение, внимание, логическое мышление.2. Способствовать...