«Сюжетно-ролевая игра – средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире» доклад
материал по теме

Черненко Лана Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

   «Детский сад комбинированного вида с.Великомихайловка Новооскольского района Белгородской области»

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАНИЙ

ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ»

ПОДГОТОВИЛА:                                                                                      

ВОСПИТАТЕЛЬ IІ КАТЕГОРИИ

                                                                 ЧЕРНЕНКО ЛАНА                                                                 АЛЕКСАНДРОВНА

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

РМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

2013 ГОД

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания  об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.         

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.

Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».

Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Л. A. Венгер выделяет значение сюжетно-ролевой игры в формировании у детей способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами.        

Следовательно, удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следуют за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх.

Сюжеты детских игр достаточно многообразны. Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Достаточно подробно, они описаны в работах Д. Б. Эльконина. Условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.), производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и д. р., т. е. игры отражающие профессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).                

Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность Д. Б. Эльконин связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослым в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры.

Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.        Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из  окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Развитие сюжетной игры имеет свои особенности на разных возрастных этапах.

Во второй младшей группе ребенок способен овладеть ролью. Овладение ролью складывается из умений осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.

Задача педагога – построить совместную игру с детьми так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Игра может быть начата ребенком, педагог «угадывает», что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа «телефонный разговор», где воспитатель участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа «Колобок», «Репка».

Таким образом, воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог. Ролевое поведение ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на сверстника).

 Средняя группа. Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

В практике развития игры в возрастной группе педагог любую тему игры раскладывает в виде «куста» ролей, где одна основная (капитан) и несколько сопутствующих ей по смыслу (пассажир, матрос, водолаз). Таким образом, получается развертка темы в ролях (поездка на пароходе). Играя с детьми, важно предоставить возможность каждому выполнять основную и сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При этом предполагаемых ролей в игре должно быть больше, чем играющих детей, чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу игры. Сюжет также не должен быть продуман заранее, он развивается в процессе игры.                          

Педагог на этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

Старший дошкольный возраст. В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение включает: умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению; умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.

Передо мной, как   воспитателем детского сада стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. В младшую группу пришли малыши с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений.

Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой.  Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заменители обогащают ее содержание.

Широко использую в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорила: «Нашей Кате хочется погулять, давайте поможем ей одеться».  Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем ее. Затем я последовательно одеваю куклу. Дети наблюдают за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагаю повторить мои действия. Вначале детям требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре.  А в результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

В младшей группе сюжет игры был простой,  в средней он постепенно усложняется,  ввожу новые игровые действия: мама стирает белье, купает куклу, лечит ее, гуляет с ней и т. д. Были организовывали экскурсии и целевые прогулки, на которых обращали внимания на трудовые действия повара, медсестры, шофера, дворника. Во время наблюдения обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот,  рассказывая о том,  какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно,  поэтому все так вкусно.

В старшей группе, дети активно взаимодействуют в игре, игровые интересы устойчивы. Дети играют более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

Основной этап связан с обогащением  детей  знаниями, впечатлениями,  представлениями  об  окружающей  жизни. Были использованы следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:

  1. Экскурсии;
  2. Встречи с людьми разных профессий;
  3. Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
  4. Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;
  5. Рассказ  воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;
  6. Составление  детьми  рассказов  на  определенные  темы,  связанные с наблюдением окружающей жизни;
  7. Индивидуальные  беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;
  8. Инсценировка  литературных  произведений  с  использованием  игрушек, персонажей кукольного театра;
  9. Этические беседы.

Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу. Например, в игре «Дочки-матери» можно объединить несколько социоролевых игр. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама едет на машине на работу, дома хозяйничает «бабушка». Вечером они собираются, пьют чай, беседуют и все вместе едут на автобусе в театр. В театре садятся в зрительном зале, а на сцене дети поют, читают стихи, показывают сказочное представление. Когда концерт заканчивается, все идут домой, ужинают, готовятся к следующему дню. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного приукрашивается, упрощается, сглаживаются острые углы конфликтов.

Для того, чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети». Приготовила ряд консультаций: «Воспитание дружеских отношений в игре», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника», «Взрослые, дети, игра» и др. С  целью  повышения  уровня  педагогической  культуры  родителей  было проведено родительское  собрание  «Играют дети – играем вместе» в форме деловой игры. Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимают все рекомендации, что очень помогает мне в работе.

Так же провела диагностирование на основе методики, разработанной Д. Б. Элькониным. Диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Это позволяет индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.

Сюжетно-ролевая игра по характеру – отражательная деятельность, но полученные знания об окружающем мире ребенок пропускает через себя, преобразовывая их, придавая им личностный смысл и включая их в свой личный опыт.

Итак,  развитие  сюжетных  игр  на  основе  начальных  интересов  к  окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.

Возникновение  и  развитие  игр  у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.  Чтобы   сюжетно-ролевая игра стала средством формирования элементарных знаний дошкольников об окружающем мире,   необходимо   постоянное, целенаправленное  руководство  воспитателя  игровой  деятельностью,  его  личная заинтересованность  играми,  стремление  поддержать  и  развить игровые интересы детей.

Закончить свое выступление хотелось бы словами В. А. Сухомлинского «Игра – это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие элементарных знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

НМР ДОУ детский сад «Буратино»Развитие элементарных знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста.2013 годВоспитатель: Московкина Г.В.   ...

«Сюжетно - ролевая игра — средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире»

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;- повышать методический уровень;- способствовать творческому поиску.Форма проведения: «деловая игра»....

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Сборник сюжетно – ролевых игр как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста

Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...

«Развитие элементарных знаний об окружающем мире посредством сюжетно-ролевой игры».

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация тре...

Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....