Формирование у дошкольников элементарных знаний о строении и функционировании человеческого организма, как одной из составляющих культуры здоровья.
статья на тему

Статья знакомит с методами формирования у дошкольников элементарных знаний о строении и функционировании человеческого организма, как одной из составляющих культуры здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников элементарных знаний о строении и функционировании человеческого организма, как одной из составляющих культуры здоровья.

Одним из требований к содержанию воспитания и обучения в ДОУ является формирование у детей представлений о себе, своём организме (так как познание человеком своей телесной сущности это такой же познавательный процесс, как и познание объектов внешнего мира, других людей).

Открывая раздел «Задачи воспитания и обучения» Программы в любой возрастной группе мы видим первую задачу - сохранять и укреплять здоровье детей, что предполагает:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств и обеспечение уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- создание условий для реализации потребности в двигательной активности.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по направлениям:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;

Некоторые из этих направлений желательно сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически (например, привитие стойких культурно-гигиенических навыков и обучение уходу за своим телом).

Важно заинтересовать ребенка этой темой, сформировать знания о том, что от состояния организма зависит успешная деятельность человека.

Если ребенок знает особенности своего организма, ему легче будет предотвратить ситуацию, наносящую вред своему здоровью.

В дошкольном возрасте закладываются основы самопознания. Усвоение дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности. Эти знания помогут ребенку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками.

Методика педагогической работы по формированию элементарных представлений о человеческом организме

1. Привлечение внимания ребенка к своему телу, организму. Активизация интереса к дальнейшему самопознанию.

2. Знакомство детей с внутренним строением организма человека: с различными органами, их деятельностью, значением каждого органа для здоровья человека и жизни в целом. Учить детей: «слушать» и «слышать» свой организм; правилам и нормам здорового образа жизни. Развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение. Воспитывать уважение к жизни человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

3. Закрепление представлений о человеческом организме.

Мы должны действовать по формуле: сначала помоги ребенку осознать, зачем ему это делать, затем научи его в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно.

Малышей в возрасте  3 лет можно знакомить с различными частями тела и органами чувств. Основная оздоровительная задача в данном возрасте – это привитие навыков гигиены: умываться, чистить зубки, причесываться, одеваться в соответствие с погодой.

В среднем дошкольном возрасте дети уже знакомятся с функциональным назначением своих органов тела и чувств, им можно рассказать, как их защитить от повреждения. Чтобы руки не замерзли, надеваются варежки, а чтобы глазки не уставали – нужно делать гимнастику. Дети обучаются технике безопасного поведения дома и на прогулке, что предотвращает травматизм и простуды ребенка.

В старшем дошкольном возрасте уже возможно ознакомление с биологическими системами организма, его функциями, проведение профилактики вредных привычек.

Формирование у детей 5-6 лет элементарных представлений о человеческом организме происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения (самоощущения), что делает этот процесс личностно-значимым.

Приобщение к здоровому образу жизни происходит почти во всех режимных моментах. Мы напоминаем, зачем мыть руки, почему надо выпрямить спину и поставить ровно ноги под столом, зачем застегнуться на все пуговицы, почему надо закрыть глаза в тихий час, постараться заснуть и  т. д. На каждом физкультурном занятии мы объясняем, какая польза от того или иного упражнения (одно - для того, чтобы спинка была ровная и красивая, другое – чтобы талия была тонкая и т. д.)

Рекомендуемые формы работы с детьми: занятия, экскурсии, дидактические игры, совместная деятельность воспитателей с детьми в свободной форме.

Рекомендуемые методы: эвристическая беседа, рассказ, чтение художественной литературы, составление рассказов, загадок детьми, проблемное обучение, организация педагогических, игровых ситуаций, демонстрация наглядных материалов, наблюдение и самонаблюдение, упражнение, приучение, повторение, корригирование действий и поведения, прямое разъяснение отрицательных фактов, шутка, юмор, элементарные опыты, индивидуальная работа с детьми.

Важно при этом не рассматривать ребенка только в качестве объекта воздействия, когда мы говорим «выпрями спинку», он не осознает значимости указаний взрослого, а поэтому, если и исправляет позу, то на короткое время. Взрослый же не может постоянно держать в поле зрения выполнение ребенком всех движений, его позы в разных видах деятельности.
Главным препятствием  является отсутствие у детей
осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, педагогов, а главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за свое здоровье, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья, осознанно и активно  использовал их в повседневной жизни  в ДОУ и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно - ролевая игра — средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире»

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;- повышать методический уровень;- способствовать творческому поиску.Форма проведения: «деловая игра»....

Использование игровых технологий при формировании у детей элементарных знаний и представлений о сохранении и укреплении здоровья

Предлагаю вашему вниманию игры валеологической направленности, разработанные и изготовленные мною для проведения занятий с детьми и использованию их в самостоятельной деятельности детей....

Презентация Программы и методические пособия, раскрывающие методы работы воспитателей дошкольных учреждений по ознакомлению детей с функционированием человеческого организма (С.А Козлова, С.Е. Шукшина, О.А. Князева)

Программы и методические пособия, раскрывающие методы работы воспитателей дошкольных учреждений по ознакомлению детей с функционированием человеческого организма (С.А Козлова, С.Е. Шукшина, О.А. Князе...

План-конспект комплексного физкультурного занятия с включением вопроса о функционировании человеческого организма "Путешествие Колобка"

Физкультурное занятие,  направлено на активизацию двигательной деятельности. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды двигательной  деятельности: общеразвивающие у...

Обобщение опыта работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к питанию, как одной из составляющих культуры здорового образа жизни»

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования основ культуры здорового образа жизни. Одной из задач современного стандарта дошкольного образования, является формирование общей к...