Консультация для родителей "Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"
консультация

Консультация для родителей

"Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zanimatelnyh_uprazhneniy.docx342.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"

        У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушением слуха и поражением центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь – это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривать с детьми. Они стараются говорить с ребенком при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

        Наблюдение показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

        Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, и что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

        В начале года в нашу группу пришли дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Например: всей ладонью могли захватывать мелкие игрушки, а не 2-3 пальчиками.

        Во время игр силой заталкивают предметы в отверстия или емкости, т.к. не владеют адекватным и рациональным способом действия. Поэтому, работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время. Таким образом, пальчиковой гимнастики мы отводим достаточно времени ( по 7-10 минут).

        Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось большое разнообразие движений пальцами.

        Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Тексты произведений легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, развивается речевой слух.

        Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц и кнопок, игры с открывающимися игрушками (матрешки), игры с карандашами и крупой «пальчиковый бассейн».

        Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр».

        Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их.

        Моя задача поддерживать это стремление, организовать общение развитие ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.

        Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными упражнениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

        На первый взгляд, отдельные умения не имеют никакого отношения к мелкой моторики, но в действительности они являются для нее базовыми, т.к. формируют ручную умелость. Кроме того следует отметить что приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии.

        Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта многообразна и разносторонняя.

        Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами – среди его игрушек должны быть различные пирамидки, матрешки, конструкторы, строительные материалы. Игры с песком, с землей, со снегом, посильная помощь в переборке пшена, круп. Удовольствие – раскатывать тесто.

        Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения – а так же на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Тройняшки

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук

«Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям. Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами:

        «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе? » Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте:

• поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.) ;

• выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

• «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.) ;

• «пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками) ;

• «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

• сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они)

«Что же спрятано в песке? »

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности. Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

«Откопай разгадку»

Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее. Или же «пишет» ответ, вылепляя песочные буквы.

Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку, За задание берись.

Кто колдует, заклинает, В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ежка)

Маленькому ребенку имеет смысл сначала продемонстрировать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр.

Однако перед началом его самостоятельного творчества необходимо опять все разровнять. Когда ребенок заканчивает создание своей сказочной страны, мы при помощи наводящих вопросов просим его рассказать о ней.

Организация и функционирование групп кратковременного пребывания детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлена авторская методика коррекционной работы по формированию коммуникативных  навыков у детей с ОНР....

"Воспитание культурно- гигиенических умений и навыков у детей раннего и дошкольного возраста".

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения....

Использование ИКТ в процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста.

Острота проблемы общего речевого развития (в том числе, формирования лексико-грамматического строя) у детей в настоящее время. Использование информационно-компьютерных технологий в своей работе: практ...

Проект по теме: «Формирование художественно - эстетической культуры детей раннего и дошкольного возраста через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи посредством использования нетрадиционных техник рисования» «Юный художник»

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....

Формирование графических навыков у детей с ЗПР дошкольного возраста.

Материал предназначен для учителей-дефектологов....

Перспективный план по саморазвитию «Использование дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей дошкольного возраста»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком; воспитание стремления вести здоровый образ жизни; развитие уважения в общен...

Использование проектного метода "Сторисек" "Игрушки" по циклу стихов А.Л.Барто у детей раннего и дошкольного возраста.

В презентации отражен опыт работы воспитателя по приобщению детей раннего возраста к чтению художественной литературы. Использование проектного метода  "Сторисек"   "Игру...