План самообразования Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)

Ефремова Анна Ивановна

Актуальность темы:

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Рисование является одним из самых интересны и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показывает, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Таким образом, задачами в работе педагога является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление и воображение)

Цель:

  • Повысить компетентность педагогов в создании условий для развития художественно - творческих способностей у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • формировать у детей младшего дошкольного возраста знания о нетрадиционных способах рисования;
  • формировать у воспитанников умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • формировать активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • развивать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
  • развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие;
  • развивать внимание и усидчивость;
  • формировать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.

Сроки работы над проектом: сентябрь 2019 г. – апрель 2020 г.

Предполагаемый результат:

Формирование у детей раннего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования. Владение дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами. Повышение компетентности педагогов, родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционных методов рисования.

Этапы работы:

  1. Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной теме:

  1.  «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
  2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва, 2010 г.
  3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
  5. Интернет – ресурсы.
  1. Практический этап.

•  Создание предметно-развивающей среды в группе.

•  Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

•  Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

•  Работа с родителями: консультации, мастер-классы, собрания, мероприятия и т.д.

•  Выставки детских и совместных работ.

Отчет по плану самообразования проводится в форме ежемесячных выставок детских работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №5 «Звездочка»

Согласовано:                                                                                                                                                                      Утверждено:

на педагогическом совете                                                                                                                                             приказом по учреждению                                                                                                                                    

МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»                                                                                                                        № ________ от _____________

Протокол №___от «____» ____________2019 г.                                                                                                     заведующий МБДОУ

                                                                                                                                                                                              детский сад №5 «Звёздочка»

                                                                                                                                                                                                ____________ Бисерова Н.

                                                                                                                                                                                               

                               

План работы по самообразованию на тему:

«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Разработали:

воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»

Ефремова Анна Ивановна

воспитатель первой категории

МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»

Некрасова Валентина Николаевна

                                                                                                                                                                                                                     

               

г. Осташков

2019г

Актуальность темы:

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Рисование является одним из самых интересны и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показывает, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Таким образом, задачами в работе педагога является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление и воображение)

Цель:

  • Повысить компетентность педагогов в создании условий для развития художественно - творческих способностей у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • формировать у детей младшего дошкольного возраста знания о нетрадиционных способах рисования;
  • формировать у воспитанников умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • формировать активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • развивать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
  • развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие;
  • развивать внимание и усидчивость;
  • формировать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.

Сроки работы над проектом: сентябрь 2019 г. – апрель 2020 г.

Предполагаемый результат:

Формирование у детей раннего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования. Владение дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами. Повышение компетентности педагогов, родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционных методов рисования.

Этапы работы:

  1. Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной теме:

  1.  «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
  2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва, 2010 г.
  3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
  5. Интернет – ресурсы.
  1. Практический этап.

•  Создание предметно-развивающей среды в группе.

•  Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

•  Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

•  Работа с родителями: консультации, мастер-классы, собрания, мероприятия и т.д.

•  Выставки детских и совместных работ.

Отчет по плану самообразования проводится в форме ежемесячных выставок детских работ.

Месяц

Содержание работы

Материалы

Практические выходы

Самореализация

Работа с родителями

сентябрь – май

Изучение методической литературы и других источников

1. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва, 2010 г.

3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

5. Интернет - ресурсы

Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

Подготовка плана работы по теме самообразования.

Октябрь

1. «Любимый дождик» (И. А. Лыкова стр. 32;

Д. Н. Колдина стр. 33, №1)

Цель: показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

2.Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Какого цвета предмет?».

Цель: закреплять основные цвета, развивать чувство цвета.

Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки; синяя пальчиковая краска в мисочках; салфетки, зонтик для игры; иллюстрации и эскизы.

Выставка рисунков «Золотая осень».

 

Рассматривание иллюстраций из серии «Осень».

Сбор папки с материалами по теме самообразования.

Изучение  опыта работы по данной теме.

Папка – передвижка «Рисование нетрадиционными способами».

Ноябрь

1. «Лесные ягоды». (Е. А. Янушко, стр. 43)

Цель: закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Дорисуй предмет».  

Цель: развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Листы бумаги формата А4 с заготовками для рисунков по количеству детей; гуашь красного цвета; готовая картинка с изображением ягодок (на веточке 1-2,3 ягодки).

Рассматривание иллюстраций из серии «Ягоды».

Выставка рисунков «Дары природы»

Сбор папки с материалами по теме самообразования.

Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).

Консультация «Рисовать – это важно?»

Декабрь

1. «Снежок порхает, кружится». (И. А. Лыкова, стр. 40)

Цель: познакомить с техникой рисования ватными палочками, формировать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

2. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку».

Цель: развивать умение располагать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета.

Листы бумаги голубого цвета с изображением туч серого, синего, фиолетового, розового цвета; ватные палочки; гуашевые краски синего и белого цвета.

Рассматривание иллюстраций из серии «Зима»

Подбор стихотворений о зиме.

Прослушивание песен «Маленькой ёлочке», «Ёлочка – зеленая иголочка».

Выставка «Зимние красоты»

Сбор папки с материалами по теме самообразования.

Проведение мастер-класса для родителей

Консультация «Почему дети рисуют».

Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».

Январь

1. «Снеговик». (Конспект)

Цель: познакомить детей работе в технике рисования сухой кистью (тычок); учить пользоваться кисточкой заданным образом.

2. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Найди вторую рукавичку»

Цель: закреплять основные цвета, развивать внимание, память, моторику рук.

Лист бумаги с эскизом снеговика по количеству детей; белая гуашь; кисти с жёсткой щетиной; салфетки.

Выставка рисунков «Зимушка-зима».

Чтение стихотворений о Деде Морозе.

Сбор папки с материалами по теме самообразования.

Памятка «Учить цвета легко и просто».

Февраль

1. «Галстук для папы». (Конспект)

Цель: продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета.

2. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Составь узор».

Цель: развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Заготовки галстука на каждого ребенка, гуашь.

Подбор и заучивание стихотворений о папе.

Изготовление подарков для пап

Сбор папки с материалами по теме самообразования.

Разработать дидактические игры по нетрадиционной технике рисования

Консультация «Рисуем вместе с мамой».

Март

1. «Цветы для мамы». (Конспект)

Цель: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов.

2. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Собери бусы».

Цель. формировать умение  располагать бусинки, чередуя цвета, закреплять цвета, развивать мелкую моторику.

Листы бумаги А4; штампы; ватные палочки; пробки; гуашь.

Рассматривание иллюстраций из серии «Весна».

Заучивание заклички «Солнышко- ведрышко», стихотворений о маме.

Изготовление подарка для мам

Сбор папки с материалами по теме самообразования.

Изготовление совместно с родителями необходимых материалов для рисования.

Апрель

1.  «Божьи коровки на лужайке». (Конспект)

Цель: упражнять в технике рисования пальчиками и поролоном. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать поролоном травку.

2. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Составь букет».

Цель: развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Листы бумаги с раскрашенными божьими коровками без точек на спинках, краски в плоских ёмкостях, поролон, ватман, салфетки,

Рассматривание иллюстраций из серии «Растения», «Насекомые», «Животные».

Оформление выставки «Творим вместе».

Сбор папки с материалами по теме самообразования.

Индивидуальные беседы «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»

Используемая литература:

  1. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
  2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва, 2010 г.
  3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год

В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

Отчет по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Отчет по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»...

Отчет по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

-Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нет...

Отчет по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

-Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нет...