Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"
    опыты и эксперименты

    Илюшина Оксана Михайловна

    Компоненты профессиональной речи педагогв ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trebovaniya_k_kachestvu_rechi_pedagoga.docx20.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Требования к качеству речи

    педагога дошкольного учреждения

    Одной из основных задач развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является развитие речи ребенка, т.к. именно дошкольное детство – основной период становления речи. Формирование грамотной речи возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (т.е. связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие особенностей родного языка, ведь речь дошкольника развивается путем подражания речевым и неречевым движениям взрослого.

    Основная роль при этом принадлежит родителям. Однако многие родители не всегда отдают себе отчет в возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Педагогическая запущенность в последние годы наблюдается не только в неблагополучных семьях. Многие родители сегодня вынуждены значительно больше времени, чем раньше, тратить на поддержание необходимого уровня жизни, и дети остаются наедине с телевизором или на попечении бабушек и дедушек, сестер и братьев, не имеющих сил и желания уделить им достаточно времени.

    В таких неблагоприятных условиях основную нагрузку и ответственность за развитие, в том числе и речевое, вынуждены брать на себя педагоги ДОУ. Поэтому к речи педагога предъявляются особые требования.

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

    Культурные и методические требования к речи педагога предполагают строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками.

    В исследованиях Тихеевой Е.И., Сохина Ф.А. и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

    Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Такие исследователи, как Максаков А.И., Тихеева Е.И., Флерина Е.А., уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в дошкольном образовательном учреждении как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

    К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

    • качество языкового оформления речи;
    • ценностно-личностные установки педагога;
    • коммуникативная компетентность;
    • четкий отбор информации для создания высказывания;
    • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

    Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

    • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
    • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
    • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
    • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
    • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
    • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
    • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слушать и слышать его.

    Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Семинар-практикум для воспитателей и специалистов на тему: «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

    ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Культурные и методические требования к речи воспитателя ДОУ.•  Значение культуры речи воспитателя детского сада.•  Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ.•  Требования к речи ...

    Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

        Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...

    консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

    качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...