Главные вкладки

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
    материал по теме

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kachestva_rechi_pedagogov.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

         Одним  из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

         К речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и

    проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

         Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают  в ДОУ.

         Такие исследователи, как А.И.Максаков, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды  в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность  создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».

         В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования  к ним.

         К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

    1. Качество языкового оформления речи;
    2. Ценностно-личностные установки педагога;
    3. Коммуникативная компетентность;
    4. Четкий отбор информации для создания высказывания;
    5. Ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

    Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

    1.   Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

    1. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

    1. Логичность – выражение в смысловых связях  компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

    1. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранению нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

    1. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    1. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точного словоупотребления, выразительности и образности речи.

    1. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, овладение чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)

         К вышеперечисленным требованиям   необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

         Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Семинар-практикум для воспитателей и специалистов на тему: «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

    ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Культурные и методические требования к речи воспитателя ДОУ.•  Значение культуры речи воспитателя детского сада.•  Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ.•  Требования к речи ...

    Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

        Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...

    консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

    качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...