Главные вкладки

    консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»
    консультация по развитию речи

    Наталья Михайловна Пупкова

    качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

    Подготовила учитель-логопед Пупкова Н.М.

                   Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения

               Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

            Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

            Одним из основных механизмом овладения детьми родным языком является подражание.

            М.М.Алексеева отмечает, что. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

            Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования.

    Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

    Многие ученые уделяли особое внимание созданию речевой среды в детском саду, как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».

    К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

    • качество языкового оформления речи;
    • ценностно-личностные установки педагога;
    • коммуникативная компетентность;
    • четкий отбор информации для создания высказывания.

    Культурные и методические требования к речи педагога:

    • строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
    • владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками;
    • ориентация на процесс непосредственной ориентации.

    Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

    • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
    • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
    • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
    • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
    • Выразительность – особенность речи, захватывающее внимание и создающая атмосфера эмоционального сопереживания. Владение педагогом различными средствами выразительной речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произносительности речи ребенка, но и более полному осознанию им речи взрослого.
    • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
    • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

    К выше перечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

    Безусловно, знание педагогом ДОУ названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога ДОУ ".

    Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога  ДОУ  "....

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

        Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...