Педсовет №3 Тема: «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ"
методическая разработка

Оксана Владимировна Черкасова

 

Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Дата проведения: 29.03.19г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет №3 Тема: «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ

Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Дата проведения: 29.03.19г.

План проведения:

Повестка дня

Ответственные

1

Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС

Зав. МБДОУ «Детский сад «Островок» Н.Н.Баравая

2

Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ

Прокаева Г.А. из опыта работы восп.ср. гр.

3

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Презентация памятки.  

Ст. воспитатель Черкасова О.В.

4

«Эколого- экспериментальные проекты как средство экологического воспитания».

Воспитатели ср. ст. гр. ДОУ

Гаевская Л.А., Прокаева Г.А.

5

Дискуссионный клуб «Человек: созидатель или потребитель?»

ст. воспитатель Черкасова О.В.

ХОД ПЕДСОВЕТА:

Вступительное слово:

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку взрослый мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Как донести до детей основы экологических знаний? Об этом пойдет речь на педагогическом совете. За вашими плечами, уважаемые педагоги, опыт, позволяющий высказывать свои суждения по обсуждаемым вопросам. Как сформировать интерес и бережное отношение к природе?

I.По первому вопросу выступит Зав. МБДОУ «Детский сад «Островок» Баравая Н.Н. с темой выступления: «Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС».

II. Консультация: «Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ» Прокаева Г.А.

III Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Презентация, памятки, игры. 

IV «Эколого- экспериментальные проекты как средство экологического воспитания».

V. Дискуссионный клуб «Человек: созидатель или потребитель?»

       В обществе существует различие между био-эко-центризмом и антропоцентризмом в экологическом воспитании?

Антропоцентризм – это по сути потребительский подход к экологическому воспитанию. В соответствии с ним человек считался хозяином природы, способным изменить ее для удовлетворения своих потребностей.

Био-экоцентризм предполагает приоритет не социально-экономических, а природных факторов. Конечной целью его является также человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания.

Совершенно верно. Г.А.Ягодин отмечал: «Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы: кто мы? Дети природы или ее властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или создавать?»

Существует несколько стереотипов в содержании экологического воспитания. Давайте попробуем рассмотреть некоторые из них.

Стереотип «человек-царь, хозяин природы». Обсуждение.

В соответствии с этим подходом человек представляется мерой вещей, а объекты окружающей природы оцениваются с точки зрения опасности или полезности для людей; предполагается, что человек может изменять природу для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей.

Стереотип «вредные и полезные животные, растения» до сих пор широко распространен в классификации живых организмов (вредные, опасные, полезные) и отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую, дети оказываются в сложном положении: вначале им рассказывают об опасности ядовитых грибов, а затем – о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно; волки являются санитарами леса, поедая слабых, больных животных, но крадут овец. Вредные животные в представлении дошкольников должны «исправиться», «стать хорошими». В результате дети делают вполне логические выводы: чем меньше «вредных» животных, тем лучше, поэтому они не нуждаются в бережном отношении и охране.

Стереотип «в уходе нуждаются те объекты, которые используются человеком».

Часто мы слышим: «Лес – наше богатство. Он дает нам ягоды, грибы, орехи», «Природа – наше богатство, потому что она дает нам...», «Белое море – это сокровищница... Но главное богатство – это рыба». В результате такого экологического воспитания у детей формируется потребительское отношение к окружающему миру, представление о необходимости бережного отношения только к тем объектам природы, которые имеют практическое значение, и необязательности такого отношения к «бесполезным» для него объектам, что противоречит идее самоценности всех видов без исключения.

Существует и стереотип «помогать природе», «улучшать природу», «умножать ее богатства».

С этим стереотипом сложнее всего расстаться. Трудно осознать и признать тот факт, что природа живет по своим собственным законам, прекрасно обходится без человека. Иногда его стремление помочь оборачивается непредсказуемыми последствиями, так как помощь эта не учитывает природные закономерности. Приведем пример. Сажать деревья – это хорошо или плохо? Естественно, мы сажаем деревья в городе, это прекрасно, таким образом, мы улучшаем среду своего обитания. Но при этом надо знать, где, когда и какие растения сажать. Ведь ни для кого не секрет, что многие из них погибают, потому что не были учтены требования этих растений к условиям обитания.

Несомненно, нужно помогать животным, растениям, живущим рядом с нами, заботиться о них; это могут быть деревья возле нашего дома, растения цветника, голодающие зимой городские птицы – словом те, чье благополучие зависит от нас, от наших действий. Уход за живыми организмами, забота о них оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребенка. Но при этом он должен понимать: в дикой природе помощь человека, если она действительно необходима, должна быть хорошо продуманной. В природе многие правила, многие законы не могут быть оценены с точки зрения человеческой морали. В естественных условиях любая деятельность и «помощь» должна строиться с учетом законов самой природы.

Таким образом, в экологическом воспитании дошкольников необходима смена старой, традиционной парадигмы на новую, биоцентрическую, что предполагает отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность (природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления). Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна!

IV. Деловая игра

1 часть. «Вопрос -ответ» (работа в группах, отвечает тот, кто первый поднимет руку)

1. Что означает термин “Экология”.

Термин “экология” введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

2 . Проблемы экологии в мире, стране, острове?

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем городе.

3. Что такое экологическое воспитание?

– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.

Экологическое воспитание представлено в авторских программах: “Наш дом – природа” Н.Рыжова, “Юный эколог” С.Н.Николаева, “Тропинка в природу” В.В.Смирнова, Н.И.Балуева, Г.М.Парфенова, “Паутинка”, “Мы”, “Азбука Природы”, “Мы земляне”.

4. Определите задачи экологического воспитания.

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

5. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

6. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.

1. Организованные:

– экскурсии (в лес, рощу, луг, водоем и т.д),
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.;
– работа с моделями;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса”);
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– марафоны, аукционы, акции;
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”;
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения;
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

Критериями сформированного осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:

1. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

7. Назовите детских писателей кто писал о природе.

А.С.Пушкин “ чтение – вот лучшее учение”.
В.Бианки, М.Пришвин, Э.Сетон-Томпсон, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А. Барто, Н.Сладков, Л.Толстой, К.Паустовский, Г.Снегирев и др.
На основе художественных произведений формируется любовь к природе.

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. М.М.Пришвин.

8. Как можно взаимодействовать с семьями воспитанников, какие формы работы можно использовать?

На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”, “День птиц” и др.),оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе ), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и тд.

9. Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе (по кругу, каждая команда называет, выбывает та команда которая не смогла ответить)

10. Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.

2 часть. Решение педагогических ситуаций.

Ситуации задаются командам.

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей \детей\, или остановитесь и поговорите с матерями \детьми\?

3 часть“Копилка мудрых мыслей”. 
Педагогам дается задание, составить высказывание из обрывков фраз.

“Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой… Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, – воспитай своих детей” В. А. Сухомлинский

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но  их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...» А. П. Чехов

4 часть Рекламное агентство”
В течение 5 минут команды должны придумать различные способы использования любого предмета в жизни.

Решение:

1.Рзнообразить использование различных форм работы с детьми родителями по экологическому воспитанию.

2. Усилить контроль за повышением уровня развития детей дошкольного возраста по ознакомлению с природой.

3. Признать работу по экологическому воспитанию удовлетворительной.





Предварительный просмотр:

         

Выступление старшего воспитателя на педагогическом совете «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ»

Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании»-   этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo и любoвь к poдным мeстaм   и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй   систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe   обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени:

- Сложная экологическая обстановка в мире;

 - ее тяжелые последствия;

- экология родного края;

 - засоренность среды обитания;

 - чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы;

- теряют плодородие почвы;

- обедняются флора и фауна.

Задачи:

1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

4.Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Как сoздать  эффeктивнyю систему экологического образования   в  детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

-экспериментирование;

-наблюдение;

-труд;

-игру;

-музыкальную; изобразительную; физическую деятельности;

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.  Пpoцeссы  вoспитaния и  обучения  не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют  деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим  сoдepжaниeм.

              Слайд 1 Экологическое воспитание в рамках ФГОС в ДОУ

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

 В. А. Сухомлинский.

Слайд 2. По общему признанию ученых, природа - это абсолютная ценность высшего порядка, ведь она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
     Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателей в ДОУ. И только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и  человечество из того катастрофического состояния, в котором мы пребываем сейчас. Поэтому экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего времени.

Слайд 3. Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».  Таким образом,  экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с                                               окружающей средой.   Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Слайд 4. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно.  Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.  Поэтому работа с малышами с 2,5 до 7 лет важна для формирования экологической культуры личности.

Слайд 5.  Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения:
- Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989.
- Конституция Российской Федерации от 12.121.1993.
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Слайд 6. Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает:

- развитие у воспитанников представлений и  элементарных понятий о взаимосвязях и  взаимоотношениях человека и природы;
- становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;
- осознание своего собственного «Я» как части природы.

Слайд 7. 
При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:
-
экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
-экологическое мышление
- отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
-
экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
-
экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
-
экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Слайд 8.  Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Слайд 9. Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит  в  испoльзoвании  разнообразных  мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь  фopм и мeтoдoв  экoлoгичeскoй  paбoты с дoшкольниками:

. экoлoгичeскиe экскypсии;

. ypoки дoбpoты;

. ypoки мышлeния;

. экoлoгичeскиe  кружки;

. экoлoгическиe конкурсы;

. экoлогичeскиe  ауцкионы, викторины, марафоны;

. экoлoгичeскиe  сказки;

. клyб  исслeдoвaтeлeй  пpиpoды;

. лабopaтopия  юнoгo экoлoгa;

. сoстaвлeниe    экологических карт;

. экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;  

. экoлoгичeские мyзeи;

. дни экoлoгичeскoгo   творчества;

. экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Слайд 10.

 Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает.
      Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

Слайд 11. Экологическое просвещение родителей

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Слайд 12.

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.

 К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

 Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”

Слайд 13.

 Поэтому самое главное привить ребенку главные     принципы его жизни в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?
5. «Подумай о последствиях!»

Слайд 14. В заключение хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали её и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями.

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?

 Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры экологического содержания Подготовил старший воспитатель: Черкасова О.В. Игра «Что это такое?» Взрослый загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если ребёнок его отгадал, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, внутри жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.

Слайд 2

Игра «Птица, рыба, зверь » Вы бросаете мяч ребёнку и произносите «птица», «зверь» или «рыба». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «птица»-«ласточка», «зверь»-«слон» и бросить мяч обратно. Можно в игру играть и без мяча. Игра «Цепочка » Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков или характеристик данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться. Например, объект живой природы «ёж» - животное, дикое, лесное, колючее, зимой впадает в спячку, при опасности сворачивается в клубок, и т.д.

Слайд 3

Игра «Да» - «нет» На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания родитель и ребёнок меняются ролями в игре. Игра «Ассоциации» В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучащим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-крылья-птица-небо-солнце-тепло-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Слайд 4

Игра «Найди лишнее» Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор. заяц, ёж, шмель, лиса; дождь, снег, облако, роса; роза, одуванчик, тюльпан, лилия; корова, волк, овца, кролик; голубь, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела; ель, берёза, яблоня, осина; лиса, свинья, лось, кабан кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; лес, парк, роща, тайга. Игра «Кто где живёт?» Взрослый называет животное, ребёнок называет его «домик». Например: «Белка»-«дупло», «лиса»-«нора», «пчела»-«улей» и так далее… Игра «Вершки-корешки» Вы называете «жителя» огорода, если овощ растёт в земле – ребёнок руки опускает вниз, а если нет, то поднимает рук вверх.

Слайд 5

Игра «Я знаю …» Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять диких зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы (рыбы, цветы, деревья, насекомые, домашние животные, птицы) Игра «Воздух, земля, вода» Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле, на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ Подготовил старший воспитатель: О.В.Черкасова

Слайд 2

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Слайд 4

Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с детьми дошкольного возраста так важна для формирования экологической культуры личности.

Слайд 5

Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения: - Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989. - Конституция Российской Федерации от 12.121.1993. - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Слайд 6

Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает: - развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы; - становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними; - осознание своего собственного «Я» как части природы.

Слайд 7

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как: экологическое восприятие - видение, слышание , обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности; экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы; экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание; экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений; экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Слайд 8

Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Слайд 9

Сюжетно -ролевые и д /игры Игры с природным материалом Целевые прогулки и наблюдение в природе Просмотр фильмов о природе Создание книг – самоделок Чтение детской художественной литературы Труд в мини – центре природы Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Беседы с детьми на экологические темы Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария Работа с календарями природы, дневниками наблюдений Изобразительная деятельность по экологической тематике Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Экологические досуги, проекты С овместная деятельность воспитателя и воспитанников

Слайд 10

Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает. Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

Слайд 11

Познавательный •Окружающая среда и здоровье ребенка • Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе • Пути решения этих проблем •Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром • Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный Участие в природоохранных акциях совместно с детьми • Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах • Выращивание растений •Чтение литературы совместно с детьми Ценностный •Природа как универсальная ценность для человека •Значение природы в жизни человека • Здоровье ребенка и природа •Человек – часть природы •Формирование разумных потребностей Нормативный • Знание правил поведения во время отдыха на природе. •Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми. •Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция •Знание психологических особенностей ребенка, соответствующих его возрасту, потребностей, в том числе в общении с природой. «Экологическое просвещение родителей»

Слайд 12

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний ». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”

Слайд 13

Поэтому самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные принципы его жизни в гармонии с природой: 1. «Не навреди » 2. «Познавая, не разрушай » 3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо » 4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: - Что я хочу сделать? - Зачем мне это нужно? - Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет? 5. «Подумай о последствиях!»

Слайд 14

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные приметы о природе Подготовил старший воспитатель: Черкасова О.В. Игра «Что это такое?» Взрослый загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если ребёнок его отгадал, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, внутри жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.

Слайд 2

Народные приметы о природе 1. Дождливая осень – к такой же весне. 2. Ранний снегопад осенью – к ранней весне. 3. Сухая и холодная зима сулит жаркое лето. 4. Снежный и вьюжный январь – к дождливому июлю. 5. Настоящая зима начинается ровно через 40 дней после того, как выпадет первый снег. 6. Весна холодная – летом будут частые дожди с градом. 7. Снег выпадает – морозы отступают. 8. Осенний снег скоро растает. 9. Если зимой выпадает много снега – летом будет много травы. 10. Крупные хлопья снега – к мокрой погоде. 11. Зимой небо звездное – к морозам. 12. Весна наступила рано – к большому разливу рек. 13. Туман на воде – к ясной погоде. 14. Много росы – к жаркому дню. 15. Деревья инеем покрылись – к трескучему морозу. 16. Розы в саду отцвели – к наступлению холодов. 17. Туманный март – ненастное лето.

Слайд 3

Народные приметы о природе 18. Ветер шумит в трубе – к морозам. 19. Новогодняя ночь выдалась холодной и ветреной – в лесу будет много орехов. 20. Сильный ветер вечером – к ненастью утром. 21. Если дождь пошел после обеда – продлится весь день. 22. Лягушки квакают на берегу – скоро будет дождь. 23. Убить лягушку или дождевого червя – к дождю. 24. Две радуги в небе – к продолжительным дождям. 25. Увидеть радугу – к счастью и исполнению желаний. 26. Радуга на небе появилась после дождя – скоро пойдет еще дождь. 27. Радуга вечером – к ясной погоде. С утра – к дождю. 28. Зимняя радуга – к сильному снегопаду. 29. Ясный рассвет – к облачной погоде. 30. Алый закат – к ясному дню. 31. Вечером солнце скрывается за тучами – следующий день будет теплым и ясным. 32. Солнце в тумане – к дождливой погоде. 33. Алая луна – к морозной и ветреной погоде. 34. Молодой месяц скрывается за тучами – к затяжным дождям в полнолуние. 35. В новолуние лучше всего ловится рыба.

Слайд 4

Народные приметы о природе 36. Зимой звезды мерцают – к холодам. Летом – к ясной погоде . 37. Сильный осенний звездопад – в следующем году следует ждать голода и эпидемий. Считается, что у каждого человека есть своя звезда на небе. Если она вдруг упадет – жди беды . 38. Зимний звездопад – к снегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации экологического воспитания дошкольников

Мы живём в современном обществе, где существует множествопроблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу,забывая,...

Педагогический совет на тему"Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ"

Тематический педагогический совет по совершенствованию работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологического воспитания....

Семинар для воспитателей "Новые подходы по организации экологического образования детей в ДОУ"

В  семинаре отражены новые подходы в работе с дошкольниками в области экологического образования....

Выступление на педсовете на тему: «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ»

Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, эта задача входит в годовой план....

Педсовет "Новые подходы по организации экологического воспитания"

Наш детский сад давно выбрал работу по эколого-краеведческому направлению. Так как  считаем, что любовь к природе надо воспитывать с раннего детства. Наши педагоги постоянно ищут новые формы, нап...

Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ

Тематический педсовет Тема:  «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ»...