Занятие с родителями имеющих детей с ОВЗ
план-конспект занятия

Сигаева Екатерина Александровна

Цель встречи: гармонизация отношений между детьми и их родителями.

Вопросы мам:

1. Как не замкнуться в себе, воспитывая ребенка-инвалида?

2.Как разобраться с детскими капризами, истериками и предупредить их?

3. Как помочь ребенка бороться с комплексами?

4. Что делать со страхами за будущее?

5. Детская агрессия и нежелание общаться вне дома.

6. Боязнь большого количества людей.

7. Манипулирование взрослыми.

 

Содержание занятия:

Знакомство .

1 блок. Личностные и эмоциональные особенности родителей.

Знакомство. Установление контакта. (вопросы 1,4,7)

2 блок. Эмоционально-волевая сфера ребенка( вопросы 2,3,4,6)

Завершение занятия.

 

Материалы и оборудование: слайд-презентация, видеоролики, бумага, карандаши, клей, ножницы, музыка.

 

1.Знакомство.  Назвать свое имя, 1 буква имени – качество, которое помогает в жизни, последняя буква имени – качество , которое мешает.

 

Вступительное слово.

Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей,  но и изменяет их представление о своей роли и месте жизни. Рождение ребенка с ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы «переживания горя». Внутренняя  духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_roditelyami_imeyushchih_detey_s_ovz.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с родителями имеющих детей с ОВЗ

Цель встречи: гармонизация отношений между детьми и их родителями.

Вопросы мам:

1. Как не замкнуться в себе, воспитывая ребенка-инвалида?

2.Как разобраться с детскими капризами, истериками и предупредить их?

3. Как помочь ребенка бороться с комплексами?

4. Что делать со страхами за будущее?

5. Детская агрессия и нежелание общаться вне дома.

6. Боязнь большого количества людей.

7. Манипулирование взрослыми.

 

Содержание занятия:

Знакомство .

1 блок. Личностные и эмоциональные особенности родителей.

Знакомство. Установление контакта. (вопросы 1,4,7)

2 блок. Эмоционально-волевая сфера ребенка( вопросы 2,3,4,6)

Завершение занятия.

 

Материалы и оборудование: слайд-презентация, видеоролики, бумага, карандаши, клей, ножницы, музыка.

 

1.Знакомство.  Назвать свое имя, 1 буква имени – качество, которое помогает в жизни, последняя буква имени – качество , которое мешает.

 

Вступительное слово.

Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей,  но и изменяет их представление о своей роли и месте жизни. Рождение ребенка с ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы «переживания горя». Внутренняя  духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи.

Этапы переживания горя:

1.                Отрицание – вы все ошибаетесь, это не так!

2.                Сделка – я сделаю все, что угодно, чтобы все изменить, исправить, переделать…

3.                Гнев – все вокруг против меня, всех ненавижу.

4.                Депрессия – я ничего не могу, я уже ничего не хочу, мне все равно…

5.                Принятие ребенка.

Вопросы для мам:

 

1.                Вы  можете относительно спокойно говорить о  проблемах ребенка?

2.                Вы можете сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности?

3.                Вы составляете в сотрудничестве со специалистами краткосрочные и долгосрочные планы?

4.                У вас есть  личные интересы, не связанные с ребенком?

5.                Вы можете что то запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувство вины?

6.                Вы проявляете по отношению к ребенку гиперопеку или  чрезмерную  и ненужную строгость?

 

 

1 блок. Личностные и эмоциональные особенности родителей.

 

2. Упражнение «Иной» ( карандаши и бумага).

Задолго до рождения родители представляют себе своего ребенка, готовятся к его появлению. Ребенок, который рождается, отличается от того,  о каком мечтали, и это различие нужно преодолеть и принять. У каждого прошел разный промежуток времени после того, как вы узнали об ограничениях своего ребенка. Сейчас, я прошу вас вспомнить время, когда вы узнали о особенностях своего ребенка и используя изобразительные средства, сделать работу под названием «Иной».

- дать название работе;

- Что означают символы, цвета?

-  Что чувствовали в начале упражнения и после завершения?

(Вычленить основные проблемы и общие трудности).

3. Упражнение «Страхи»

Используя  изобразительные средства, покажите свои страхи, связанные с вашим ребенком.

Показывают свою работу группе, остальные сообщают, какие ассоциации вызывает работа.

Какие чувства испытывали в процессе изготовления работ.

Выписать страхи  - записать с чем связан страх – что делать, чтобы избавится от него.

4. Упражнение «Я не смогу себя реализовать».

Запишите на листке бумаги: «Я всего лишь мать ребенка с ограничениями, хотя могла бы…

- Почему могла бы?

- Кто вы еще?

- Вы достойны реализовать себя, заявите об этом сейчас.

5. Упражнение «Зона прочности».

Возьмите лист бумаги, напишите в центре большую букву Я. Можете обвести кружком, проведите несколько линий от «Я» и напишите под ними области реализации своих способностей. Определить как можно больше областей, где это «я» может проявить себя, быть реализовано.

- Придумать еще четыре, самых неожиданных. Но они должны быть вполне реальны.

Посмотрите на свою «звездную  карту» - теперь вы видите сколько возможностей. Воспользуйтесь ими.

6. Медитация –визуализация «Внутренний проводник».(видео)

Займите удобное положение. Закройте глаза и расслабьтесь.

«Сказка о милостливой судьбе» .

Цвели рядышком два деревца, молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе.

- Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. – У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные….

- Нет, - говорило другое,  - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет , пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что- нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке….

И чтобы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе

Сережки и дорогие бусы. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж -  спроси у ветра. Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них – то, что было когда то первым деревцем, - расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостливой судьбе.

Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.

 

2 блок. Эмоционально-волевая сфера ребенка.

 

1.                 Упражнение Мудрость ангелов (слайд)

В течении 1 мин продолжите фразу: «Мой ребенок…»

А теперь свяжите это с чертами характера своего ребенка и в теч 5 мин письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка.

Разделите их на 2 группы:

- которые устраивают;

- которые хотели бы изменить в нем.

Каких больше положительных или отрицательных?

Метафора про 3х этажный магазин.

На каком бы этаже вы хотели приобрести товар?

В ребенке есть что то со всех 3 этажей.

Работа в группах.

Посмотреть на качества , которые выделили для изменения. Выберите , которые для группы являются более или менее общими.

Предлагаю прорекламировать эти качества – найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие захотели приобрести их. Назвать качества, которые решили приобрести и  прокомментировать причину выбора.

 

Детская истерика - это приступ гнева или отчаяния. Ребенок как бы "выпускает пар", когда не получает того, что хочет, или у него что-то не выходит.

 В возрасте до трех лет малыш не всегда  в состоянии контролировать свои эмоции, а кроме того, не настолько хорошо говорит, чтобы выразить переполняющие его чувства и желания. В дальнейшем, по мере того как знания детей об окружающей действительности расширяются, они все реже прибегают к этому испытанному "орудию протеста".

 

Педагоги Элен Невилл и Диана Кларк Джонсон, авторы книги "Характер: Работа над врожденными особенностями вашего ребенка", подразделяют детские истерики на два типа:

Истерика характера: Это выражение характера ребенка. Цель такой истерики в том, чтобы разрядить эмоциональное напряжение. Когда от ребенка требуется сделать что-то, что сталкивается с проблемными чертами его характера, созданное такой ситуацией напряжение может вылиться в истерику. Потребность в пище, сне, физической разрядке или просто возбужденное состояние также вызовут эти истерики.

Решение – избежать их. Старайтесь избежать ситуаций, когда ваш ребенок переутомляется, перевозбуждается, становится голодным или должен долго сидеть не двигаясь.

Манипулятивная истерика: Цель этой истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми. Такая истерика происходит тогда, когда ребенок получает в чем-то отказ: он хочет играть с игрушкой, которую держит другой ребенок; он хочет танцевать на новом ковре в гостиной и одновременно пить виноградный сок; он хочет рисовать фломастерами на стене.

Детские истерики и капризы очень часто являются следствием неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, "только бы он не расстроился", то последствия такого воспитания - обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, только с еще большей силой.

 Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета..

Если мама не разрешила, значит нельзя; папа сказал - делай. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик.

 

10 правил для родителей, желающих избежать истерики (слайд)

Приручить истерику можно такими нехитрыми способами:

 

1. Хороший отдых – верное оружие в борьбе с истериками.

 Удостоверьтесь, что ваш малыш достаточно отдохнул, выспался, не переутомился.

 

2. Игра «без правил». Убедитесь, что ребенок имеет достаточно свободного времени, во время которого он может играть, не заботясь о беспорядке вокруг, не отвлекаясь от игрового действия. Приберегите «строгие правила» для более серьезных случаев.

 

3. Отвлеките ребенка. Прежде, чем истерика набрала обороты, попытайтесь переключить внимание ребенка на какой-то интересный объект: пейзаж, игрушку, книжку. Это учит ребенка тому, что он может переключать энергию и переходить к другим занятиям, если ему этого хочется.  Если же истерика уже началась – переключение внимания вряд ли поможет. 

 

4. Попробуйте пошутить. Если истерика на подходе, но еще не началась, попробуйте разрядить ситуацию юмором. Но будьте осторожны: малыш должен знать, что вы шутите, а не высмеиваете его.

 

5. «Я знаю, что ты чувствуешь».  Назовите эмоции, испытываемые ребенком: “я вижу, ты злишься” или “мне кажется, ты устала”. Стоит малышу научиться объяснять то, что он переживает, как главная причина капризов и истерик снимается сама собой.

 

6. Своевременная помощь. Обычно разочарования могут подстерегать детей, если они берутся за дела и игры слишком сложные для их пока еще ограниченных способностей. Но тут могут вмешаться родители и облегчить своим чадам задачу, например, изменить траекторию машинки, чтобы она не врезалась в ножку кровати, помочь взобраться на детскую горку или открыть плотно закрытую крышку бутылки и т.п., правда, при этом не нужно пытаться все сделать за кроху, он должен быть уверен, что сам в состоянии справляться с трудностями и добиваться цели.

 

7. Игнорируйте требования. Истерики на людях заставляют некоторых родителей пойти на поводу у маленького скандалиста и дать ему то, что он хочет. Но этот способ чреват тем, что ребенок может повторить истерику в следующий раз в похожей ситуации.

 

8. Покидаем «место происшествия».  Спокойно удалите ребенка из помещения, где произошла истерика, лучше всего в его комнату. Скажите, что он может выйти только после того, как успокоится. Это учит малыша контролировать свои эмоции в присутствии других людей и самостоятельно находить способы справляться с ними.

 

9. Берите тайм-аут. Если вы боитесь потерять контроль над своим поведением, повернитесь  спиной к ребенку на некоторое время, убедившись, что он не может причинить вред себе или еще кому-либо. Не выходите из комнаты и не уходите прочь – это может напугать малыша. Просто скажите: «Я рассержена и должна отвернуться на минуту, пока не успокоюсь»

 

10. Обсудите истерику. После того, как ребенок успокоился, поговорите с ним о том, что его так расстроило. Однако не заостряйте внимание на действиях во время вспышки гнева. Вместо этого, обнимите его, расскажите, как сильно вы его любите, и о том, как приятно вам находиться с ним рядом, когда он спокоен. Это помогает ребенку задуматься над тем, как его поведение действует на окружающих.

 

Обратитесь к детскому невропатологу если:

- ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание;

 - истерики становятся все более частыми и агрессивными;

 - малыш продолжает закатывать истерики после того, как ему исполнилось четыре года;

 - он наносит повреждения себе и окружающим, ломает вещи;

 - истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими и частыми перепадами настроения.

Страхи.

Психические травмы — это внешние раздражители, оказывающие патогенное, болезненное воздействие на ребенка.

 Они могут быть двух видов:

 - ситуационные;

-  пролонгированные.

  Пролонгированной психотравмирующей ситуацией является  их физическая  беспомощность вследствие двигательной недостаточности, вынужденная изоляция в связи с инвалидизацией, частая госпитализация. Патогенное влияние оказывает не столько сама тяжесть физического дефекта, сколько его значимость для ребенка и родителей. Эмоциональное неблагополучие у детей с ограничениями может быть обусловлено органическими патохарактерологическими особенностями. У подавляющего большинства детей с раннего возраста отчетливо проявляются повышенная раздражительность, тревожное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благоприятный фон для формирования таких личностных характеристик, как противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность.   Важным   фактором,   предрасполагающим  ребенка к эмоциональному неблагополучию, являются неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания. Преобладающим стилем семейного воспитания детей является гиперопека и гиперпротекция, что проявляется в излишней концентрации родителей на проблемах ребенка. Патогенное влияние на стиль воспитания оказывает наличие у родителей, особенно матерей чувства вины за рождение больного ребенка. Это в значительной степени дизгармонирует личность детей, формирует у них инактивность и зависимость.

Завершение.

Формула:

1.                Нельзя отрицать ребенка (отрицая проблему – отрицаем ребенка).

2.                Нельзя переделать ребенка.

3.                Надо прокладывать ему путь, помогать идти ему по этому пути, постепенно отпуская от себя (иногда, даже всю жизнь).

 

Признаки принятия ребенка:

1. Вы способны относительно спокойно говорить о  проблемах ребенка.

2.Вы способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности.

3.Вы способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы.

4.У вас есть  личные интересы, не связанные с ребенком.

5.Вы способны что то запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувство вины.

6.Вы не проявляете по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.

Упражнение «Цветы жизни» (видео Цветы)  - сделать семь лепестков и написать свои приобретения, с рождением такого ребенка.

Магический круг.

Без него, не было бы меня.

Он мой ребенок и всегда будет моим.

Он научил меня особой любви, любви самоотверженной, сквозь слезы и непреодолимые преграды

Он научил радоваться его маленьким успехам и моим глубоким перевоплощениям, он сделал меня другой.

 ЛЮБЯЩЕЙ, ДАРУЮЩЕЙ СВОЕ ТЕПЛО.НЕ СТРАДАНИЯ ОН ПРИНЕС В МОЮ ДУШУ. ОН ПРИНЕС ЛЮБОВЬ.ЛЮБОВЬ.ЛЮБОВЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разговор по душам"Психологическая адаптация родителей, имеющих детей с нарушением слуха"

Помочь родителям правильно принять диагноз  ребёнка,определить оптимальные условия  для  развития ребёнка, его дальнейшей интеграции в обществе....

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста - Предметы домашнего окружения в роли игрушек.

Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.В данной консультации рассказывается о том, как организоват...

Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями

Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...

Консультация для родителей. Советы родителям, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи

Консультация для родителей. Советы родителям, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи ...

Консультация для родителей. Советы родителям, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи

Консультация для родителей. Советы родителям, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи ...