Разговор по душам"Психологическая адаптация родителей, имеющих детей с нарушением слуха"
материал по теме
Помочь родителям правильно принять диагноз ребёнка,определить оптимальные условия для развития ребёнка, его дальнейшей интеграции в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_po_dusham_microsoft_office_word_4.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговор по душам.
воспитатель Буланкина Т. А.
Психологическая адаптация родителей, имеющих детей с нарушением слуха.
Значимость семьи существенно возрастает при формировании личности ребёнка
с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха.
От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет
их взаимодействие с окружающей средой.
Для формирования гармоничной личности, для развития у ребёнка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребёнком должен находиться любящий его взрослый человек. Наличие тесного и эмоционально насыщенного контакта с матерью является основой развития у ребёнка самостоятельности, уверенности и в то же время тёплого, доверительного отношения к другим людям. В этот период ребёнок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребёнка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что может привести к страху перед общением.
Однако именно в семье, где у детей есть какие-то нарушения в развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Рождение ребёнка с отклонениями в развитии оказываются испытанием для всех членов семьи. Поскольку родители связывают с детьми свои надежды, в том числе по реализации своих неисполнимых мечтаний, они тем самым как бы поднимаются на более высокую ступень личностного развития, принимая на себя обязанности воспитателя следующего поколения. Создаётся психологическое противоречие между созреванием новых отношений в семье и невозможностью их осуществления, которое усугубляется в случае единственно возможного ребёнка. В большей степени это затрагивает слышащих родителей. Отменяется, что родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушением развития, отличаются неадекватностью и сиюминутностью, т.е. адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребёнка, в противовес родительским позициям в семьях с нормальными детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, т.е. адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребёнка.
Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными. Существуют так называемые фазы психологического осознания факта рождения ребёнка, с каким - либо нарушением, в том числе с нарушением слуха.
Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители
испытывают чувство собственной неполноценности рождения ребёнка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребёнка, ощущение беспомощности и многие другие чувства, которые определяют их поведение. Эта сложная гамма чувств и отрицательных эмоций выбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях между супругами. Часто длительное заболевание ребёнка и последующая его инвалидность, отсутствие быстрого эффекта лечения, состояние безнадёжности ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже к разрушению семьи. Значимость момента
сообщения диагноза заключается в том, что в это время закладываются предпосылки для установления своеобразной социально - эмоциональной связи между родителями и ребёнком.
Вопрос: Изменились ли отношения в семье в период установления диагноза ребёнка?
Что помогло вам или что мешало в этот трудный период? Какая помощь требуется родителям в этот период?
Суть второй фазы - отрицание поставленного диагноза и негативизм, функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определённый уровень надежды и чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Родители стараются вырваться из плена неприятных переживаний, отрицая факт, например глухоты.
Они становятся пленниками иллюзий и каждое утро спешат к постели малыша с надеждой, что он слышит, ищут врачей, которые скажут, что глухота их ребёнка –медицинская ошибка, или дадут какое -то необычное лекарство, способное вылечить ребёнка. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребёнка и проведения, каких - либо коррекционных мероприятий.
Многие родители признают диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения. Так начинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, лишающие адекватной адаптации всей семьи и началу целенаправленной работы.
Вопрос: Прошли ли вы через вторую фазу психологического осознания?
Что пробовали?
По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию.
Это состояние характеризует третью фазу. Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже обиду: " Почему именно мой ребёнок глухой?"
Вопрос: Кто из вас, набравшись смелости, может честно сказать, что ещё не перешёл через третью фазу психологического осознания? ;
Четвёртая фаза - самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам.
Это начало социально - психологической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребёнка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняются их цели и жизненные ценности. В их жизни появляется новая важная цель - воспитать глухого малыша так, чтобы он вырос личностью, мог стать счастливым человеком.
Вопрос: К кому вы бы посоветовали обратиться родителям ребёнка, у которого предполагается нарушение слуха?
В семьях, где дети имеют нарушение слуха, существуют специфические проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, детьми, другими родственниками.
Известно, что глухой ребёнок обладает практически сохранным интеллектом и,
следовательно, желанием общаться с другими людьми. Он может быть адаптирован в социуме людей с нарушением слуха и испытывать трудности в общении со слышащими людьми. Это становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Постоянный дефицит общения ведёт к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности или инертности. Дальнейшее следствие - возникновение социальной изоляции, тяжёлое переживание дискриминации. Подобная ситуация особым образом влияет на развитие личностных качеств детей с нарушением слуха.
Чтобы избежать этой изоляции ребёнка от окружающего мира необходимо помочь ему интегрироваться в жизнь и по возможности компенсировать его недостаток. Вводить широчайшую ориентацию на нормальных детей. Успех интегрированного обучения во многом зависит от грамотно организованного психолого – педагогического сопровождения.
Любите своего ребёнка, принимайте его таким, какой он есть и радуйтесь совместным успехам и открытиям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные аспекты работы с родителями, имеющими детей с нарушениями речи
Работа с родителями...
Родительское собрание для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии.
Разработка родительского собрания для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии содержит материал, который направит родителей при организации игры и обучения; сориентирует родителя в подходах ...
Родительское собрание для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии.
Разработка родительского собрания для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии содержит материал, который направит родителей при организации игры и обучения; сориентирует родителя в подходах ...
"Психологическая работа с родителями имеющими детей с нарушением зрения"
Статья из опыта работы клуба для родителей "Понимающий мир"...
Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушением слуха
Рекомендации для родителей. Что делать родителям, если их ребенок родился с нарушением слуха....
Семинар-практикум для родителей, имеющих детей c нарушениями речи, по развитию и обогащению словаря.
Основной целью семинара для родителей является ознакомление родителей с различными способами обогащения и развития словаря, а также закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....
Перспективный план работы взаимодействия с родителями, имеющими детей с нарушениями речи в группе № 1 компенсирующего вида с ОВЗ (детей с ТНР) «Цветик - семицветик» на 2019- 2020 учебный год.
План работы с родителями в группе компенсирующего вида с ОВЗ (ТНР)...