"Психологическая работа с родителями имеющими детей с нарушением зрения"
статья по коррекционной педагогике на тему

Сергеева Екатерина Валерьевна

Статья из опыта работы клуба для родителей "Понимающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая работа с родителями,
имеющими детей с нарушением зрения

В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Специальные занятия в детском саду с детьми с нарушением зрения сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.

Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с нарушением зрения» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности ребёнка с нарушением зрения.

Парадоксальным образом факт наличия в семье проблемного ребенка осложняет мотивацию родителей на сотрудничество. Однако серьезность ситуации родителями все же осознаётся, поэтому они приводят ребёнка в сад и передают его на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным. Необходимость тесного сотрудничества родителей в первые годы жизни ребенка с нарушением зрения с педагогами группы и воспитателями очевидна, поскольку роль накопленного багажа знаний в этот период жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребёнка они сами и той колоссальной работой, которую совершают педагоги, чтобы способствовать преодолению недостатка зрения ребёнка. В этом случае родители стремятся получить необходимую информацию и знания для помощи своим детям.

Стимулом для написания данной статьи стало недостаточное освещение практики работы с родителями детей с нарушением зрения в психолого-педагогической литературе. В данной публикации отражен опыт работы клуба для родителей «Понимающий мир», созданного при МБДОУ № 73 г. Орла. Двенадцатилетний опыт работы в специализированном дошкольном учреждении показал, что использование традиционных форм работы с родителями, таких как индивидуальное консультирование, просветительские беседы, родительские собрания, не всегда дает желаемый результат.  Работа клуба – это  новая форма взаимодействия психолога с семьями детей, имеющих нарушения зрения. На первый план в клубе выходит взаимное общение родителей, имеющих детей с нарушением зрения при направляющей  роли психолога, организующего этот процесс.

 Цель работы клуба – гармонизация детско-родительских отношений и создание терапевтичной среды для развития и обучения ребенка с особенностями развития.

Реализацией этой цели должно стать изменение отношения родителей к заболеванию детей, смена способов взаимодействия с детьми в семье.

Задачи работы клуба:

  • Помощь в принятии ребенка с нарушением зрения родителями, через изменение установок.
  • Создание благоприятных условий  в семье для развития и адаптации ребенка посредством повышения психолого-педагогической компетентности членов семьи.
  • Обучение эффективным формам взаимодействия  с ребенком с помощью проигрывания различных бытовых и учебных ситуаций.
  • Психотерапевтическая  помощь родителям, направленная на преодоление чувства вины, связанного с рождением больного ребенка.

В работе с родителями решаются следующие задачи:

  • Повышение личностной компетенции родителей в сфере воспитания.
  • Изменение педагогических установок по отношению к воспитанию ребенка с нарушением зрения.
  • Повышение педагогической грамотности родителей в отношении возрастных и индивидуальных особенностей детей, в решении эмоциональных и личностных проблем ребенка.
  • Обогащение родительского опыта в области воспитания детей с использованием системы субъект-субъектных отношений.

Начиная свою работу с семьей, в начале взаимодействия рекомендуется определить, на каком этапе кризиса в связи с принятием факта особенностей своего ребенка находится семья. В западной коррекционной педагогике выделяют три стадии преодоления кризиса: когнитивную, или внешне управляемую, эмоционально-неуправляемую и действенную, или самоуправляемую. Психологу приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с нарушением зрения. Ему важно знать, насколько готовы они говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с медико-психолого-педагогическим персоналом образовательного учреждения.

Анализ сложившейся практики коррекционно-развивающейся работы и теоретических работ по данной проблеме позволяет нам утверждать, что модель организации помощи матери, воспитывающей ребенка с нарушением зрения, должна иметь три этапа своего развития.

Первый этап направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка. Психолог должен убедить мать в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что, кроме нее, этим процессом заняться некому.

На втором этапе предполагается формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Педагог показывает матери возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать с ребенком дома те задания, которые дает педагог.

Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

Коррекционная работа с родителями необходима не только для восстановления самочувствия и работоспособности родителей, но и для формирования адекватного отношения к болезни и лечению ребенка.

Каждый ребенок и его семья представляют собой особый мир. Этот мир может быть очень закрытым, чувствительным к любой попытке вмешательства извне. Психологу и любому другому специалисту нужно действовать внимательно и осторожно, не пытаясь сделать больше того, на что люди готовы в данный момент. Важно выслушать рассказ человека о том, как он пытался справиться с проблемами – это поможет увидеть место психологической помощи в данной семейной ситуации, установить доверительные отношения с родителями.

Одной из форм работы в клубе является кинотерапия: домашний просмотр специально подобранных фильмов, помогающих принятию ребенка, имеющего нарушения в развитии, и последующее обсуждение этих фильмов на группе. Другой эффективной формой работы с родителями является приглашение на собрания клуба людей с нарушениями зрения, имеющих позитивный опыт воспитания в семье и реализовавшихся в жизни. Наряду с этим предполагается чтение лекций об особенностях психического развития детей с нарушениями зрения с привлечением позитивного опыта детско-родительских взаимоотношений в подобных семьях. Психотерапевтические упражнения позволяют не только закрепить полученный на лекциях материал, но приобрести навык его применения в конкретной жизненной ситуации, а также позволяют снять накопившееся психоэмоциональное напряжение, связанное с воспитанием больного ребенка.

Сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением.

Работа психологического клуба родителей предполагает как индивидуальную (семейную), так и групповую формы работы. Эффективность работы зависит от участия родителей в прослушивании лекций по особенностям психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в тренингах, направленных на коррекцию эмоциональных состояний, межличностных и детско-родительских отношений.

Список литературы:

  • Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2003.
  • Мамайчук, И.И., Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье. - М.: Просвещение, 1986.
  • Семаго, М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. - М., 1992.
  • Семья в России. 2008: Стат.сб. / Росстат - M., 2008. - C. 172-175.
  • Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями / В.В. Ткачева // Дефектология. - 2005. - №1. - С.25-34.
  • Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка / Дефектология. - 1991. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разговор по душам"Психологическая адаптация родителей, имеющих детей с нарушением слуха"

Помочь родителям правильно принять диагноз  ребёнка,определить оптимальные условия  для  развития ребёнка, его дальнейшей интеграции в обществе....

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

В предлагаемой программе представлена система работы по формированию фонематического восприятия лексико-граматических средств языка и развитию связной речи у детей. Она позволяет экономнее использоват...

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, имеющими ребенка с нарушениями зрения.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться...

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, имеющими ребенка с нарушениями зрения.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями зрения.

Статья о целях и задачах психолого-педагогического сопровождения семей, о проблемах, возникающих в семьях, имеющих детей с нарушениями зрения. о формах психолого-педагогического сопровождения семей....