Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, имеющими ребенка с нарушениями зрения.
статья по коррекционной педагогике на тему

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnaya_tiflopedagogika.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, имеющими ребенка с нарушениями зрения.

   В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

  Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

    В современных условиях социально - экономической нестабильности общества, семья не только выполняет функцию воспитания, но и является той средой, в которой происходит психологическая коррекция личности, познания ребенка с нарушением зрения. Поэтому вопросы семейного воспитания детей с глазной патологией особенно актуализировались. К сожалению, большинство родителей осуществляют процесс воспитания детей с нарушением зрения спонтанно, не задумываясь о необходимости специальных подходов к развитию зрительного восприятия, познавательных процессов, личности ребенка.

    Возможность родителей влиять на психофизическое развитие, становление личности ребенка со зрительным нарушением, создавать благоприятные условия для предупреждения, коррекции и компенсации вторичных отклонений во многом зависит от степени их просвещенности в вопросах тифлологии.

Отсюда встает вопрос о взаимодействии семьи и тифлопедагога, задача которого:

помочь родителям понять особенности развития зрительного восприятия своего ребенка;

сообщить им необходимые знания о развитии и воспитании ребенка;

обучить специфическим приемам, обеспечивающим нормальное психофизическое и психомоторное развитие ребенка.

  Основная цель деятельности специалиста - построить свою работу с родителями детей как с параспециалистами, относиться к родителям как к партнерам;

Оказывать квалифицированную поддержку;

Помогать создавать для ребенка развивающую и комфортную семейную среду;

Создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;

Формировать адекватные взаимоотношения в родительской и детско-родительской семейных подсистемах;

Соблюдать принцип сотрудничества во взаимоотношениях с родителями и детьми; Соблюдать принцип учета интересов, т.е. поддерживать заинтересованность в сотрудничестве.

Задачи родителей

Создание дома спокойной, доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

Постоянное наблюдение за состоянием ребенка;

Овладение основами специальной педагогики и психологии; навыками поведения в домашних условиях, посещение занятий тифлопедагога по коррекционному развитию и воспитанию, а также обучение своих детей и закрепление полученных результатов;

Знание особенностей развития ребенка, адекватная самооценка, правильное отношение к дефекту, волевые качества, умение включать в жизнь ребенка игровую и посильную трудовую деятельность;

   Специальные занятия в детском саду с детьми с нарушением зрения сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.

Парадоксальным образом факт наличия в семье проблемного ребенка осложняет мотивацию родителей на сотрудничество. Однако серьезность ситуации родителями все же осознаётся, поэтому они приводят ребёнка в сад и передают его на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным. Необходимость тесного сотрудничества родителей в первые годы жизни ребенка с нарушением зрения с педагогами группы и воспитателями очевидна, поскольку роль накопленного багажа знаний в этот период жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребёнка они сами и, той колоссальной работой, которую совершают педагоги, чтобы способствовать преодолению недостатка зрения ребёнка. В этом случае родители стремятся получить необходимую информацию и знания для помощи своим детям.

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением зрения, имеет целью:

-оказать квалифицированную поддержку родителям;

-помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

-создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

-формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

    Формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребёнком дошкольного возраста с нарушением зрения и его родителями. Наиболее подходящими формами организации коррекционно-педагогической работы, являются:

- консультативно-рекомендательная;

- лекционно-просветительская;

- практические занятия для родителей;

- организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;

- индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком;

- подгрупповые занятия.

   Консультативно-рекомендательная работа - включает первичное психолого-педагогическое обследование специалистами, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования. В ходе первичного приема специалисту-дефектологу следует обратить своё внимание на позицию матери по отношению к ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др.), следует учитывать также состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы или поиск путей решения проблем). Во время беседы от специалиста родители ждут или эмоциональной поддержки, или сочувствия, или получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, или совместного составления плана дальнейших действий и т.д.

Положительным результатом таких консультаций считается такой, когда родители, прислушавшись к рекомендациям специалистов и почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращаются к ним за помощью. При повторных посещениях прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.

   Лекционно-просветительская работа - проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей. По желанию родителей возможно проведение лекций, посвящённых медицинским аспектам развития ребёнка. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, придает родителям спокойствие, снимает напряжение.

К лекционно-просветительской работе относится и участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами ДОУ. Примерная тематика таких собраний:

-познание себя как родителя;

-конфликты с детьми и их преодоление;

-анализ различных подходов в воспитании детей;

-наказания и поощрения - за и против;

-как подготовить ребёнка к школе и т.п.

  Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имеют возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично. Рубрики обновляются ежемесячно.      

   Практические занятия для родителей. Как показали проведённые исследования, наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия - тематические лекции и семинары, причем темы практических занятий соответствуют лекционным.

   Организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников и т.д. Беседы или «круглые столы» проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы. Подготовка и проведение родительских бесед и «круглых столов» должно происходить с участием специалистов - педагога, психолога, врача и др.

     Индивидуальные занятия с родителями. Во время занятий специалист-дефектолог использует личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. При этом дефектологу необходимо учитывать состояние родителей, и поэтому он должен начинать работать только тогда, когда поймет, что родители смогут его «услышать». Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:

- демонстрация матери приёмов работы с ребёнком;

- конспектирование матерью занятий, проводимых педагогом;

- выполнение домашних заданий со своим ребёнком;

- чтение матерью литературы, рекомендованной специалистом;

- реализация творческих замыслов матери в работе с ребёнком.

    Для разных родителей характерны различные реакционные состояния, которые те испытывают в процессе индивидуальных занятий:

- родители растеряны (как правило, это родители, для которых характерна в построении отношений со своим ребёнком тенденция к предполагаемой взаимосвязанности). На первых занятиях они не способны воспринимать объяснений педагога, поэтому специалист-дефектолог работает с ребёнком самостоятельно, а маму просит фиксировать ход занятия. Вначале от родителей требуется лишь повторение дома заданий, последовательное копирование действий дефектолога и т.п. На последующих занятиях специалист проверяет результаты сделанных упражнений;

- родители жалуются либо отрицают состояние ребенка (это родители, для которых характерна в построении отношений со своим ребёнком к речевой взаимосвязанности или взаимосвязанности по типу «молчаливого соприсутствия»). С этими родителями первые занятия строятся иначе. Маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребёнком, проводимого дефектологом: например, в катании машины, мяча друг другу, в проведении подвижных игр типа «У медведя во бору», «Гуси и волк», «Воробьи и кошка», «Солнышко и дождик», «Прятки с колокольчиком» и т.д. При этом активно участвуют все трое: специалист-дефектолог вместе с ребёнком и мама - напротив (как партнёр по игре). Через несколько занятий предлагается поменяться местами - мама с ребенком и специалист напротив (как партнёр по игре);

- родители ищут пути решения проблем (это родители, для которых характерна в построении отношений со своим ребёнком тенденция к взаимосвязанности по типу «влияния и взаимовлияния»). Они готовы услышать дефектолога, понять его объяснения и выполнять задания. Поэтому специалист активно вовлекает их в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. На следующих занятиях специалист предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребёнком и объясняя причины неудачи.

    Подгрупповые занятия. На завершающем этапе работы с родителями дефектологом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист-дефектолог организовывает подобные занятия лишь после того, как удаётся сформировать сотрудничество мамы со своим ребёнком на индивидуальных занятиях.

   Родители, воспитывающие детей данной категории, часто испытывают затруднения со своим ребёнком в обществе. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми, и родители таких детей порою не знают способов выхода или предупреждения данной конфликтной ситуации. Именно поэтому необходимо проведение подгрупповых занятий. Целью подобных занятий является обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой.

  Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными - релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций. Наиболее эффективным направлением работы с детско-родительской группой, является игротерапия.

   Благодаря использованию представленных форм работы с родителями отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений дошкольником с нарушением зрения; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка.

  Эффективность внедрения комплексной помощи по коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми с нарушением зрения подтверждается следующими положениями:

- включение в педагогический процесс и матери, и отца, изменяет восприятие их ребёнка и способствует его включению в единый семейный коллектив;

- коррекция недостатков родительского отношения позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребёнком данной категории, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения;

- совместное участие детей и родителей в групповых занятиях приводит к позитивным изменениям в сфере межличностного взаимодействия со сверстниками;

    Основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания строятся на понимании структуры взаимоотношений в семьях и уровне педагогической культуры родителей в семье. Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

   Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

   Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Список используемой литературы

1 Литвак, А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии / А. Г. Литвак. - СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена,1995. - 201 с.

2 Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. / Под ред. В.А. Феоктистовой. - М.: 1993г.

3 Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционно-педагогической работы в детских садах для детей с нарушением зрения. - М.: ГороД, 1998г.

4 Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. /Под ред. Л.И.Плаксиной. - М: ИКП РАО, 1995г.

5 Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2001. С. 264


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС

Консультация для родителей.Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС....

"Психологическая работа с родителями имеющими детей с нарушением зрения"

Статья из опыта работы клуба для родителей "Понимающий мир"...

Консультация для родителей "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями"

Материал поможет воспитателям и родителям осознать важность и значение взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников....

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, имеющими ребенка с нарушениями зрения.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями зрения

Содержание Введение………………………………………………………&helli...