Актуальные аспекты работы с родителями, имеющими детей с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии по теме

Васильева Людмила Ивановна

Работа с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные аспекты работы с родителями, имеющими детей с нарушениями речи.

Учитель-логопед Л.И.Васильева.

        В современных социально-экономических условиях дошкольные учреждения предоставляют корреционно-развивающие услуги не только в виде организации групп компенсирующего типа различной направленности, но и в виде организации других форм работы, в частности, логопунктов. Деятельность логопунктов имеет некоторые особенности в отличие от функционирования групп компенсирующей направленности. Так как на федеральном уровне нет нормативных документов, регламентирующих их деятельность, то на местном уровне принимаются локальные нормативные акты, в которых эту деятельность пытаются упорядочить. Анализируя эти документы можно сделать вывод о том, что при увеличении количественной нагрузки на одну ставку учителя-логопеда (от 20-25 детей и выше), при сохранении того же количества рабочего времени, перед ним ставят такие же задачи по нормализации речи детей, от него ждут той же результативности в работе, что и при условиях работы, когда на ставка учителя-логопеда приходится на 10-12 детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, а работающие в этих группах воспитатели получают соответствующие доплаты к заработной плате. Все это, конечно же, требует определенной перестройки в сознании и деятельности самого специалиста, оптимизации форм, методов приемов, алгоритма работы, закрепления в нормативных документах ответственности не только учителя-логопеда за достижение конечных результатов работы,  но и педагогов, работающих рядом с ним и родителей. Остановимся на организации и содержании работы с третьей группой участников образовательного процесса – родителями.

   Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития ребенка, либо неприятие рекомендаций специалистов в этом вопросе, нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций. А ведь еще Л.С.Выготский говорил о том, что построение и формирование высшей психической деятельности (а речь, как известно, входит в неё составной частью) совершается в процессе социального развития ребенка. Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование этих процессов. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в детском саду не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является вооружение родителей адекватными способами коммуникации, их готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание важности и необходимости этого, наличие обратной связи со стороны родителей, оказание помощи взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды.

    Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Для семей с низким уровнем такой готовности самым продуктивным является индивидуальное консультирование. В его рамках важным является создание доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Это становится возможным в результате беседы с ними, где надо стараться избегать выражения неодобрения их действий, так как это может поставить барьер в общении. Важна эмоциональная поддержка, сочувствие, расположение родителей к себе. Необходимо сосредоточится на разъяснении конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта, степени участия родителей и других взрослых в семье в общей системе коррекционной работы, скорректировать отношение  родителей к трудностям ребенка, спланировать последующие встречи с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. В ходе индивидуального консультирования можно и нужно демонстрировать конкретные факты, отражающие уровень актуального развития ребенка. В ходе дальнейших консультаций необходимо формировать у родителей круг знаний по коррекционно-развивающей проблематике, привлекать к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком, совместно с ними обсуждать ход и результаты этой  деятельности, анализировать причины незначительного продвижения в развитии отдельных сторон (если это имеет место быть), организовывать индивидуальные практикумы по закреплению упражнений артикуляционной гимнастики, психогимнастики, автоматизации поставленных звуков в различных речевых заданиях. Особое внимание следует обратить на речь взрослого, на её регулирующую функцию с становлении собственной речи ребенка.

    Наряду с индивидуальными формами работы, для родителей с более высоким уровнем рефлексии на просьбы учителя-логопеда о сотрудничестве могут применяться и групповые формы. Основными задачами при реализации этих форм работы являются активное привлечение родителей к реализации целей коррекции, утверждение активной родительской позиции и отношения к ребенку, обучение элементарным приемам коррекционной практики,  с целью повышения их компетентности при оказании действенной помощи их детям. Наиболее продуктивными формами групповой работы с родителями являются групповые собрания с просмотрами фрагментов занятий с детьми, тематические консультации (например, о причинах нарушений речи, о готовности ребенка к школе, о значении развития мелкой моторики рук и т.п.), организация детских праздников, родительские конференции, «круглые столы», родительские клубы с проведением практикумов по обучению артикуляционной гимнастике, словесным играм с детьми по закреплению различных грамматических форм, лексических тем, пальчиковому театру, формированию графических навыков с целью подготовки руки к письму и т.д. Состав родительских групп целесообразно делать разнородным, чтобы родители с высоким уровнем мотивации в сотрудничестве были своеобразным примером для тех, кто пока еще  не осознал до конца своей роли в достижении конечного результата на пути компенсации речевых нарушений у их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями

Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...

Занятие «Школа речи» для родителей микрорайона, имеющих детей с нарушением речи.

Цель: Создание условий для активного сопровождения детей с нарушением речи в  условиях семьи. Задачи:1.      Познакомить родителей с предметной развивающей среды, об...

"Психологическая работа с родителями имеющими детей с нарушением зрения"

Статья из опыта работы клуба для родителей "Понимающий мир"...

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей c нарушениями речи, по развитию и обогащению словаря.

Основной целью семинара для родителей является ознакомление родителей с различными способами обогащения и развития словаря, а также закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи...

Рекомендации учителя – логопеда родителям, имеющих детей с нарушением речи

Сколько времени занимает работа по коррекции звукопроизношения, как организовать домашние задания ребёнка и родителей....