Главные вкладки

    Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми
    консультация

    Варламова Наталья Борисовна

     

     

    Практические рекомендации педагогам

    «Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»

    Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.

    Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача взрослых людей которые его окружают.

    Портрет застенчивого ребенка

    застенчивые дети выглядят удивительно похоже- опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы....Они готовы спрятаться куда угодно- только бы их не трогали... застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками...Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными. В более тяжелых случаях - ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет , когда к нему обращаются, не отвечает , даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти

    укромный уголок, начинает заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху...

    «Невидимые» проблемы»

    Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую

    же бурю эмоций , что и другие дети , не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений( тики, заикания, пощипывания, навязчивые движения и т.д.)

    Мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей не всегда верно. Экспериментальные исследования показывают, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже , чем они сами.

    Бывает , что застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость....

    Очень часто под застенчивостью прячется бедная фантазия, неразвитое мышление, медленные реакции- ребенок уклоняется от общения потому, что не знает как поступить и что сказать...

     

    Личностные особенности застенчивых детей:

    Каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается главным образом на том, как его действия оценят взрослые

     

    Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной!

     

    Особая тактичность и деликатность требуется от педагога, так как  застенчивый ребёнок реагирует на обращённые к нему слова и действия в коллективе сверстников острее и чувствителен к любой как покажется на первый взгляд мелочи.

    Работа педагога с застенчивым ребенком

    - развитие позитивного самовосприятия ребенка

    - повышение уверенности в себе и своих силах

    - развитие доверия к другим.

    - работа со страхами

    - развитие умения выражать свои эмоции

    - развитие навыков коллективной работы

    - развитие навыков самоконтроля

    Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений.

    Важно:

    - создание ситуаций успеха- выбирать такие задания или поручения с которыми ребенок наверняка справится

    - обязательно отмечать успехи ребенка вслух, тактично, не слишком заостряя внимание на ребенке

    - просьба, обращенная к застенчивому ребенку должна содержать конкретные задания. Важно , чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением.

    - В общении необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания

     

     

    Подготовила

    педагог-психолог

    МАДОУ ЦРР- Д/с № 167 г.Тюмени

    Варламова Н.Б.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       

    Практические рекомендации педагогам

    «Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»

    Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.

    Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача взрослых людей которые его окружают.

    Портрет застенчивого ребенка

    застенчивые дети выглядят удивительно похоже- опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы....Они готовы спрятаться куда угодно- только бы их не трогали... застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками...Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными. В более тяжелых случаях - ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет , когда к нему обращаются, не отвечает , даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти

    укромный уголок, начинает заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху...

    «Невидимые» проблемы»

    Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую

    же бурю эмоций , что и другие дети , не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений( тики, заикания, пощипывания, навязчивые движения и т.д.)

    Мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей не всегда верно. Экспериментальные исследования показывают, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже , чем они сами.

    Бывает , что застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость....

    Очень часто под застенчивостью прячется бедная фантазия, неразвитое мышление, медленные реакции- ребенок уклоняется от общения потому, что не знает как поступить и что сказать...

    Личностные особенности застенчивых детей:

    Каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается главным образом на том, как его действия оценят взрослые

    Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной!

    Особая тактичность и деликатность требуется от педагога, так как  застенчивый ребёнок реагирует на обращённые к нему слова и действия в коллективе сверстников острее и чувствителен к любой как покажется на первый взгляд мелочи.

    Работа педагога с застенчивым ребенком

    - развитие позитивного самовосприятия ребенка

    - повышение уверенности в себе и своих силах

    - развитие доверия к другим.

    - работа со страхами

    - развитие умения выражать свои эмоции

    - развитие навыков коллективной работы

    - развитие навыков самоконтроля

    Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений.

    Важно:

    - создание ситуаций успеха- выбирать такие задания или поручения с которыми ребенок наверняка справится

    - обязательно отмечать успехи ребенка вслух, тактично, не слишком заостряя внимание на ребенке

    - просьба, обращенная к застенчивому ребенку должна содержать конкретные задания. Важно , чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением.

    - В общении необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания

    Подготовила

    педагог-психолог

    МАДОУ ЦРР- Д/с № 167 г.Тюмени

    Варламова Н.Б.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практические рекомендации педагога-психолога по развитию воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Психолог может оказать неоценимую помощь родителям, если даст ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности. Как правило, этой проблемой особенн...

    Методические рекомендации педагогу как работать с гиперактивными детьми

    Методические рекомендации педагогу как работать с гиперактивными детьми...

    Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста

    Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников...

    Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

    Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

    Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами

    Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

    Педагог – психолог по теме «Агрессивность и что делать» Практические рекомендации педагогам и родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

    В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтны...