«Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»
статья (младшая группа)

Якушева Татьяна Павловна

Взаимосвязь изучения фольклора со всеми направлениями воспитания детей: познание, художественно-эстетическое, физическое, речевое и социально-коммуникотивное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»

Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития ребёнка, формирования разнообразных знаний, умений, навыков и поведения.

Задача в воспитании детей этого возраста - правильно организовать становление личности ребёнка. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых. Для детей раннего возраста характерна огромная потребность в общении. Благодаря общению развивается речь ребёнка, с развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребёнком окружающих предметов и явлений.

Детский фольклор (народное творчество) имеет множество жанров, направлений: колыбельные песни,  потешки, скороговорки, загадки и детские сказки.

Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его    духовное  богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость труда, уважение к людям, бережное отношение к природе. Средствами народного искусства активно формируется воображение детей, как  образное, так и наглядно-действенное.

Ярче и  образнее становится речь. Дети учатся понимать прекрасное, приобретают знания о жизни, о труде людей, о том, что ценят в человеке.

Народные произведения являются мощным и направленным средством воспитания детей.

Работая в группе с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет), я на практике убедилась в том, что народное творчество является действительно незаменимым средством нравственного воспитания детей.

Во-первых, оно близко к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках героев произведений, которые неоднократно совершал сам ребёнок.

Во-вторых, в произведениях воссоздаётся конкретная образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер.

В-третьих, художественное, поэтическое слово вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает произведение. Малыши искренне переживают за героев и оценивают их поступки и действия, присваивают себе опыт этих героев. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия самих детей.

Чтобы усвоить содержание художественного произведения (будь то  сказка или потешка или др.) детьми, я в своей практике использую его неоднократно:

Как материал для чтения, этической беседы, игры (сюжетной, дидактической, подвижной), инсценировки, рисования, т.е., включаю его в различные ситуации и виды деятельности. Персонажи известных детям сказок и потешек «приходят в гости» с просьбой помочь что-либо выполнить, и таким образом побуждают детей к определенному действию – действию заинтересованному, с удовольствием.

Я использую чтение потешек практически во всех режимных моментах (это и утренняя гимнастика, и прием пищи, и одевание-раздевание, мытье рук, причесывание, укладывание спать и, конечно, игра). Это благотворно влияет на общение с детьми, создает положительный эмоциональный фон.

Содержание произведений народного творчества многозначно, и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания и обучения. Это:

  • создание и поддержание положительного эмоционального отношения, интереса к бытовым процессам;
  • подчеркивание их эстетики и красоты;
  • ознакомление с окружающим миром, со свойствами предметов;
  • создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков;
  • мотивированная оценка поведения ребенка;
  • побуждение его к активности и самостоятельности.

Хотя народное произведение используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно.

В воспитательной и в образовательной работе с детьми раннего возраста я в большей степени использую такое направление народного творчества, сказки и потешки.

1) чтение потешек используется при обучении, а так же закреплении  культурно-гигиенических навыков;

2) потешки используются в физическом воспитании, в частности в подвижных играх;

3) в музыкальном воспитании (потешки и народные детские песни);

4) фольклор: сказки, потешки - имеют значение и в изобразительной деятельности, сочетая в себе и изобразительную, и словесную деятельность - в рисовании, лепке;

5) чтение сказок и потешек способствует эстетическому восприятию;

6) велика роль народных произведений в нравственном воспитании. У детей формируется обобщённое представление о положительных качествах: аккуратности, взаимопомощи, заботливости, формируются обобщённые эталоны: каким быть хорошо, а каким – плохо. Слушая сказку или потешку, дети приходят к осознанию значимости правил поведения и нравственных норм;

7) расширяются знания детей о предметах окружения;

8) несомненно, что произведения фольклора дают представление об орудиях труда. Они содержат основную мысль о необходимости совершения каких-либо трудовых действий, способствуют формированию общественных мотивов хозяйственно-бытового труда;

9) знания, представления, полученные при ознакомлении с народными произведениями, дети используют в игре, обращая сюжеты и делая более разнообразными игровые действия;

10) используются потешки для развития мелкой моторики пальцев рук при пальчиковых играх, что способствует развитию речи;

11) формируются сенсорные способности детей (представления о цвете, форме, количестве – много-мало, величине).

Учитывая всё выше перечисленное и постоянно наблюдая за детьми во всех видах их деятельности, я могу с полной уверенностью сделать вывод, что использование произведений устного народного творчества является ценным средством, а также методом воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.

Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Доклад на тему "Использование руссго фольклора с детьми раннего возраста"...

Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

Статья на тему :Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

ценность использования фольклора в работе с детьм раннего возраста...