Главные вкладки

    Картотека "Игра- пантомима для детей старшего дошкольного возраста"
    картотека (старшая, подготовительная группа)

    Бабенко Елена Андреевна

    Игра – пантомима способствуют развитию нравственно-коммуникативные качества личности;  пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Способствуют развитию двигательных качеств и умений; творческого воображения и фантазии; познавательных способностей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra-pantomima_dlya_doshkolnikov.docx92.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ – ПАНТОМИМА

    ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    C:\Users\Lenovo\Desktop\Новая папка (2)\sotvorenie2.jpg

    Игра – пантомима способствуют развитию нравственно-коммуникативные качества личности;  пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Способствуют развитию двигательных качеств и умений; творческого воображения и фантазии; познавательных способностей.

            «Загадки без слов»

     Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

    Воспитатель созывает детей:

     Сяду рядышком на лавку,

    С вами вместе посижу.

     Загадаю вам загадки,

     Кто смышленей — погляжу.

    Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

    Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

            «Поиграем  — угадаем» 

    (А. Босева)

    Цель: развивать пантомимические навыки.

    Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

     Про мои стихи-загадки?

     Где отгадка, там конец.

     Кто подскажет — молодец!

    Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

     Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

     Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

    Только это, верно, был никакой не крокодил,

     А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

    (Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

    Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

     С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

     Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.

    Я запутался, однако , он  верблюд и ли ...? (Собака.)

    (Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

    Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

    А  глядит она в окошко и мяукает как... (Кошка.)

    (Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и  фыркают, показывают «когти».)

    Верно, мирно угадали, будто где ее видали!

    А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

    (дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

     Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

    Ну а это на полянке  ядовитые... (Поганки.)

    (дети расходятся по залу  («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

    Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)

            Игра: «Пантомима»

    Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет  (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

            Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

    Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

    Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

    Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

    Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

    половинки.

    Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

    Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

    Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

    Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

    Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой

    рукою.

    Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

    Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

    Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька

    пыхтит.

    —  Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

    — Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

    Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают во-ду, вытирают руки.

            Игра-пантомима «Сугроб»

    Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

    Дети имитируют движения по тексту.

    На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

    — Почему река исчезла в озере?

     Игра-пантомима «Медвежата»

    Цель: развивать пантомимические навыки

    А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

    Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

    Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!

    Игра-пантомима «Нос, умойся!» 

    (по стихотворению Э.Мошковской)  

    Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

    Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения.

     Кран, откройся! Нос, умойся!        Шейка, мойся хорошенько!

     Мойтесь сразу, оба глаза!                 Мойся, мойся, обливайся!

    Мойтесь, уши, мойся, шейка!        Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

            Пантомима «Утренний туалет»

    Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

    Воспитатель говорит, дети выполняют

    — Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!

    Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите

    без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

    Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»

    Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.

    Плачет киска в коридоре:

    У нее большое горе —

    Злые люди бедной киске

    Не дают украсть сосиски.

    Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван.

    Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации.

    Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе».

    Эту ситуацию дети разыгрывают также парами.

    —  Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее. Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее гладите:

    — Киска, кисонька, кисуля! —

     Позвала котенка Юля.

    — Не спеши домой, постой! —

    И погладила рукой. (Л.П.Савина)

    —  Кисонька успокоилась и пошла во двор. А во дворе она увидела двух ворон, которые вели между собой оживленный разговор.

    Воспитатель предлагает детям представить себя в роли ворон и разыграть разговор. Одна из ворон рассказывает, как она повеселилась на дне рождения у своей подруги, какой был чудесный торт, как они громко пели песни, танцевали. Вторая ворона слушает и очень сожалеет о том, что не попала на этот праздник. Общаются вороны карканьем.

    Во второй ситуации одна из ворон рассказывает о страшном случае, который с ней произошел. Во дворе, где она клевала корку хлеба, появился злой мальчишка и чуть не поймал ее. Вторая ворона сочувствует подруге и радуется, что та вовремя смогла улететь.

            Расскажи стихи руками

    Цель:  побуждать детей к импровизации.

    Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

    Кот играет на баяне,

    Киска — та на барабане,

    Ну, а Зайка на трубе

    Поиграть спешит тебе.

    Если станешь помогать,

    Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

    Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.

            Расскажи стихи с помощью мимики и жестов.

    «Убежало молоко» (М.Боровицкая)

    Цель: развивать пантомимические навыки у детей

    Разогрелось — и назад:

    Вниз по лестнице скатилось,                       Вдоль по улице летело,

    Вдоль по улице пустилось,                           Вверх по лестнице пыхтело

    Через площадь потекло,                               И в кастрюлю заползло,

    Постового обошло,                                          Отдуваясь тяжело.

    Под скамейкой проскочило,                        Тут хозяйка подоспела:

    Трех старушек подмочило,                           Закипело?

    Угостило двух котят,                                        Закипело!

    В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актеры. Затем дети меняются.

    Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Колобок». Некоторые сценки из сказки можно проиграть. А затем детям предлагается следующий вариант разыгрывания: все роли в сказки пропеть. Причем мелодии придумывают сами актеры. Это задание сложное, поэтому сначала воспитатель пропевает вместе с детьми. Можно использовать шапочки-маски и театральные костюмы.

            Игра: «Представьте себе» 

    Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:

    Как на нашем на лугу                       Прилетели две тетери,

    Стоит чашка творогу.                       Поклевали, улетели.

    Задания

    Представьте себе:

    1.  Вас обидели до слез, и вы рассказываете нам свою обиду словами этого стихотворения.

    2.  У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку. Расскажите о ваших впечатлениях словами стихотворения.  ( Дети, находя нужные интонации, используя мимику, жесты, текст, стараются передать душевное состояние человека, попавшего в заданную ситуацию. Они сами могут придумать или вспомнить  жизненные ситуации.)

    3. Позвонил будильник. Вы проснулись, потянулись, открыли глаза, на полу ищете тапочки. Нашли, надели и пошли в ванну. Вдруг обнаруживаете, что не можете идти. В вашем тапочке — камушек. Ой, как больно!

    4.  Вы гуляете в лесу. Кругом снег, на ваших ногах валенки, и вдруг что-то острое вонзается вам в пятку... Это кнопка!

    5. Вы сладко спите, и вдруг вас будит мама и говорит, что вы проспали. Все быстро одеваются и — бегом в детский сад. По дороге вы обнаруживаете, что надели ботинки вашей младшей сестры. Они вам ужасно малы. Но возвращаться нет времени. Вы еле дошли до садика...

    — Очень болят ноги? Посидите и отдохните. Можно сделать массаж ног.

    Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

    Цель:  развивать пантомимические навыки.

    Воспитатель читает, дети имитируют движения.

    Был у зайки огород,                      Зайка с радостью идет.

    Ровненьких две грядки.                Но сначала всё вскопает,

    Там играл зимой в снежки,          А потом всё разровняет,

    Ну а летом — в прятки.                 Семена посеет ловко

    А весною в огород                         И пойдет сажать морковку.

    Ямка — семя, ямка — семя,

    И глядишь, на грядке вновь

    Вырастут горох, морковь.

    А как осень подойдет,

    Урожай свой соберет.

    Игра-пантомима «Муравейник»

    Цель: учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли:

    Загадка:

    В лесу у пня суетня, беготня.

    Народ рабочий весь день хлопочет, —

    Себе город строить хочет.

    — Кто эти строители? Что за дом они строят? (Муравьи строят муравейник.)

    Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень!

    Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.

    И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону...

    Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.

            «Отгадай, кто мы»

    Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

    Движениями дети показывают, во что или в кого они превратились (слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.). Ведущий отгадывает — отгадав, расколдовывает детей.

    Игра – пантомима «Утка»

    Цель. Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук;

    Педагог читает стихотворение:

    Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря:

    В толстую дудку утка гудела. «Кря, кря, кря!»

    Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок. Реплику утки говорят

    громко все вместе.

    Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом:

    — Утятки мои, идите ко мне, я вас покормлю.

    Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями, вытягивают шею, едят.

    Игра-пантомима «Кто живет в Африке?»

    Цель. Учить свободно двигаться, используя все окружающее пространство;

    формировать навыки импровизации.

    Перед игрой педагог выставляет на фланелеграфе иллюстрации с изображением африканских животных

    (жираф, слон, лев, носорог, бегемот, зебра, обезьяны...).

    —Знакомы ли вам эти животные? (Ответы детей.)

    —Представьте себе, что вы попали в жаркую Африку и превратились в этих животных. Вы не

    говорите, кем вы стали, а я попробую это отгадать.

    Включается фонограмма «Чунга-чанга», дети имитируют движения выбранного животного, а

    воспитатель пытается отгадать.

    Игра-пантомима «Мухи»

    Цель. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение

    Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем педагог читает, а дети, не

    произнося ни слова, «показывают» стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать

    музыкальное сопровождение.

    На паркете в восемь пар мухи танцевали.

    Увидали паука — в обморок упали.

    Ах!

    Стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)

    Игра-пантомима «Жадный пес»

    Цель. Развивать пантомимические навыки.

    Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:

    Жадный пес — Тесто замесил,

    Дров принес. Испек пирожок,

    Печку затопил, Сел в уголок

    Воды наносил, И съел его сам! AM!

    После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если

    есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более

    убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.)

            «Кто я»

    Взрослый или ребенок жестом, мимикой, звуком изображает что-то или кого-то: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху, самовар. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

            Игра: «У зеркала»

    Ролевая гимнастика у зеркала.

    Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

    1)  Нахмуриться, как:

    а) король,

    б) ребенок, у которого отняли игрушку,

    в) человек, скрывающий улыбку.

    2) Улыбнуться, как:

    а)  вежливый японец,

    б)  собака своему хозяину,

    в)  мать младенцу,

    г)  младенец матери,

    д)  кот на солнце.

    3)  Сесть, как:

    а)  пчела на цветок,

    б) наказанный Буратино,

    в)  обиженная собака,

    г) обезьяна, изображавшая вас,

    д)  наездник на лошади,  е)  невеста на свадьбе.

    «Игра с платком».

    Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а) бабочку,

    б)  лису,

    в)  принцессу,

    г) волшебника,

     д)  бабушку,

    е)  фокусника,                                                        

    ж) больного с зубной болью.

             Игра:  «Пантомимы»

    Цель: учить детей элементам искусства пантомимы , развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

    1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

    2. Много снега — протопчем тропинку.

    3.  Моем посуду. Вытираем.

    4. Мама с папой собираются в театр.

    5.  Как падает снежинка.

    6.  Обиженный щенок.

    7.  Как скачет солнечный зайчик.

    8.  Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.

    9. Едим щи, попалась вкусная косточка.

    10.  Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

    11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

    12.  Лепим снежки.

    13. Расцвели, как цветы. Завяли.

    14. Волк крадется за зайцем. Не поймал.

    15.  Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

    16.  Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

    17.  Пчела на цветке.

    18. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

    19. Обезьяна, изображающая вас,

    20. Поросенок в луже.

    21. Наездник на лошади.

    22.  Невеста на свадьбе. Жених.

    23.  Бабочка порхает с цветка на цветок.

    24.  Зуб болит.

    25.  Принцесса капризная, величественная.

    26. Бабушка старенькая, хромает.

    27.  Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

    28.  .  Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).

    29.  Гвоздь упадет                   (расслабленные руки падают вниз, присесть).

    30.  Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

    31.   Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.

    32.  Я не знаю.

    33. «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.

    — Ты кто? — Жучок. — Что делаешь? — Сплю. И т.д.

    Составила воспитатель Елена Андреевна Бабенко

    МБДОУ «Детский сад №7»

    г. Усолье-Сибирское

    Иркутская область


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

    Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

            Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

    8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

    8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

    Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

    Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

    Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством К.И.Чуковского детей старшего дошкольного возраста»

    Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXIвека. Данным прое...

    Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

    Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

    Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

    Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...