«Безопасное дорожное движение – главное для детей умение».
проект (младшая группа)

Рудева Светлана Владимировна

Краткосрочный проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_office_word.docx29.76 КБ
Файл proekt_office_word.docx58.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  методической разработки:

«Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников»

Составитель:  воспитатель МБДОУ №62 Рудева С.В.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка». Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей.

Теоретические основы художественно-эстетического образования дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Г.Г. Григорьевой, Е.А.Дубровской, С.А.Козловой, Т.С. Комаровой, Е.М. Торшиловой, Т.Фокиной и др. В работах этих авторов определены задачи художественно-эстетического образования старших дошкольников.

Исследования В.Н. Аванесовой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А.Венгера, М.И. Волошиной, Е.И.Тихеевой, Д.Б. Эльконина и др. раскрывают роль дидактических игр в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность дидактических игр, которая состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.

Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о культуре страны и родного края, эстетической стороне окружающего мира и искусстве, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

На основании анализа образовательной программы ДОУ  были выделены два основных направления художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр:

  •  активизация интереса к декоративно-прикладному искусству страны и родного края;
  • знакомство с различными видами жанровой живописи.

В рамках выделенных направлений разработаны художественно-дидактические игры, которые  соответствуют комплексно-тематическому планированию, реализуемой программы ДОУ.  

Формы работы с детьми при использовании дидактических игр: это непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей.

Длительность одной игры составляет 5-10 минут. Каждая игра содержит комплект наглядного материала, который привлекает внимание детей к выполнению игровой задачи.

Игры на активизацию интереса к декоративно-прикладному искусству страны  и родного края

«Укрась наряд матрёшки».

Дидактическая задача: закрепить знания о составных элементах хохломской росписи.

Материал: «фоновые»  заготовки матрёшек из бумаги, цветные элементы хохломской росписи.

Ход игры: игрокам раздаются «фоновые»  заготовки матрёшек из бумаги, цветные элементы хохломской росписи. Даётся инструкция:  

  «-Отгадайте загадку:

 Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... (матрёшка)

- Украсьте наряд матрёшки способом наложения на  «фоновые» заготовки из бумаги элементов хохломского орнамента».  

Игра «Украсим городецкие блюда».

Дидактическая задача:  закрепить знания о составных элементах гжельской росписи.

Материал: «фоновые»  заготовки блюд из бумаги, цветные элементы гжельской росписи.

Ход игры: детям предлагается украсить «фоновые» заготовки блюд из бумаги цветными элементами гжельской росписи. Даётся инструкция: «Прилетели на простые деревянные блюда сказочные  городецкие птицы, да только грустно им без цветов, давайте сделаем цветочный узор. Возьмите по 2 элемента, подумайте, посоветуйтесь, где их расположить. Соблюдая закономерность расположения орнамента,  создайте свой узор на блюде, так  чтобы птицы в сказочном саду оказались. Назовите элементы гжельской росписи».

Игра «Найди, какие игрушки здесь спрятались».

(Силуэты дымковских изделий).

Дидактическая задача:  продолжать формировать знания об особенностях росписи дымковских игрушек, колорите, основных элементах узора; развивать умение выделять дымковскую игрушку среди других, объясняя свой выбор.

Материал: силуэты дымковских изделий.

Ход игры: детям предлагается плоскостные силуэты дымковских игрушек. Даётся инструкция: «Посмотрите, какие игрушки! (Показывает  плоскостные силуэты дымковских игрушек)
Игрушки не простые, 
А волшебно расписные. 
Белоснежны, как березки, 
Простой, казалось бы узор, 
Но отвести не в силах взор.   

-Силуэты, каких дымковских игрушек  вы видите, назовите их?
- Назовите элементы узора на игрушках  (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия). 

-Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей).

Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит». 

Игра «Расписные лошадки»

Дидактическая задача: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

Материал: 4 картинки форматом А4 с изображением основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»); 4 силуэта расписных лошадок.

Ход игры: игрокам предлагается 4 картинки форматом А4 с изображением основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»); 4 силуэта расписных лошадок. Даётся инструкция: «Посмотрите, какие расписные полянки. Определите на, какой полянке будет пастись каждая из  этих лошадок (показывает силуэтное изображение), и назовите вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны».

Игра «Украшение национальных форм одежды»

(калмыцкий пояс, манишка)

Дидактическая задача: закрепить знания детей о составных элементах калмыцкого орнамента (геометрического, растительного); учить составлять узор в полосе, формировать композиционные навыки (ритм предметов, сочетание цветов).

Материал: контурное изображение пояса, элементы калмыцкого орнамента (геометрического, растительного), вырезанные из бумаги.

 Ход игры: детям предлагается контурное изображение пояса, элементы калмыцкого орнамента (геометрического, растительного), вырезанные из бумаги.

Варианты инструкций:

  • «Выберите элементы калмыцкого орнамента (геометрического, растительного) и украсьте пояс»;
  • Украсьте пояс калмыцким геометрическим орнаментом».

Игра «Одень куклу в национальный костюм»

Дидактическая задача: приобщать детей к прошлому  русской национальной культуры; закрепить знания  детей об особенностях  русского девичьего национального костюма и его элементах; развивать общие познавательские способности: умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;  сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

 Материал: кукла из картона, элементы одежды национального костюма (рубаха, сарафан, юбка, пояс, передник), вырезанные из бумаги.

Ход игры: перед детьми выкладываются силуэты вырезанных из картона кукол, элементы одежды русского  национального костюма.

Даётся инструкция: «Оденьте куклу из картона в национальный костюм. Обратите внимание на детали элементов одежды. Назовите их». Побеждает тот игрок, который первым правильно оденет куклу и назовёт все элементы одежды.

Игра «Укрась дымковскую игрушку».

Дидактическая задача: закрепить знания детей о дымковской игрушке, особенностях декоративной росписи.

Материал: шаблоны, дымковской  игрушки подносы с элементами узора (круги, кольца, полоски, волнистые линии, разные по цвету).

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение о деревне Дымка. Воспитатель обращается к детям: «Как вы думаете, ребята, о каком промысле говорится в стихотворении? Какие поделки делали в этом селе? Давайте и мы сейчас станем народными мастерами и украсим узором шаблоны игрушек! Помните, что для каждой игрушки существует свой узор, поэтому нужно быть очень внимательным при составлении и украшении шаблона». Дети сами выбирают себе шаблоны. По сигналу воспитателя - звонок колокольчика - дети приступают к украшению шаблона. На выполнение работы отводится определенное время - 5 минут.

Фишку получает тот ребенок, который первым составит узор, правильно подобрав элементы и правильно расположив их на шаблоне. затем дети меняются шаблонами и по сигналу воспитателя приступают к составлению узоров. Игра может повторяться до 4-х раз.

Игра: «Дорисуй половину предмета»

(Русская деревянная посуда)

Дидактическая задача: развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги.

Материал: половика  изображения, фотографии предмета  русской деревянной посуды, элементы декоративной росписи (хохлома, гжель и др.).

Ход игры: перед детьми выкладываются силуэты русской деревянной посуды, изображённые на листе  бумаги наполовину.

Даётся инструкция: «Художник задумал нарисовать предмет русской деревянной посуды, но изобразил его только наполовину.  Узнай предмет посуды и дорисуй его».

Второй вариант:  «Дорисуй половину предмета  древнерусской посуды и укрась знакомыми элементами  росписи».

Игра: «Собери картинку».

Дидактическая задача: развивать зрительное восприятие, пространственное мышление, чувство цвета, ритма, формы.

Материал: изображение русской деревянной посуды, нарисованное акварелью на  бумаге и разрезанное на несколько частей.

Ход игры: детям предлагается изображение русской деревянной посуды (хлебница, солонка, ковш, и др.), нарисованное акварелью на  бумаге и разрезанное на несколько частей. Даётся инструкция: «Соберите целое изображение из частей».

Игра: «Найди лишнее».

Дидактическая задача: учить находить предметы определённого промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал: три-четыре изделия (ли карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдёт лишнее изделие. Т.е. непохожие на другие, и  сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются четыре-пять предметов, даётся инструкция: «Найдите лишнее изделие  и объясните, к какому промыслу  оно относится. Расскажите о его свойственных отличительных признаках».

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберёт больше жетонов.

Игра «Художественный салон».

Дидактическая задача: учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывает его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок? «Когда «продавец» определит, что за предмет, продаёт, он продаёт его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Игра «Что изменилось?»

Дидактическая задача: закрепить представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснить в узорах разных предметов и уметь объяснить их.

Материал: предметы разных промыслов.

Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

Игра «Узнай элементы узора»

Дидактическая задача: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Варианты:

  • игрокам выдают большие карты, маленькие - у ведущего. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдётся такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот, кто первым соберёт все элементы своего узора.
  • игрокам выдают большие карты, маленькие – у ведущего. Чтобы получить нужную карточку, игрок должен описать её, например: «Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть чёрная смородинка». Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдаёт ему карточку. Если в описании допустил ошибки, пропускает ход.
  • до начала игры воспитатель составляет комплект из трёх-четырёх маленьких карточек, элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игроки получают по одному-двум наборам. Их задача: к имеющемуся набору элементов подобрать карту с изделием. Выигрывает тот, кто первым выполнил задание.

Игры по ознакомлению дошкольников

с различными видами жанровой живописи

«Из чего состоит пейзаж».

Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.

Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

Игра «Собери пейзаж».

Дидактическая задача: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.

По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, и т.д.)

Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.

Ход игры: игрокам  раздаются составные элементы пейзажа (осенний, летний, и т.д.). Даётся инструкция: «Посмотри внимательно, на  цветные  изображения объектов живой и неживой природы. Используя данные элементы, составьте композицию осеннего пейзажа по собственному замыслу».

Игра «Составь натюрморт».

Дидактическая задача: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)

Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов).

Ход игры: игрокам  раздаются силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов). Даётся инструкция: «Посмотри внимательно, на  цветные  изображения этих предметов. Используя данные предметы, составьте композицию натюрморта по собственному замыслу».

Игра «Мозаика – натюрморт».

Дидактическая задача: собрать натюрморт из разрезанных частей, развивать пространственное мышление, зрительное восприятие целостного изображения.

Материал: изображение натюрморта, нарисованное акварелью на  бумаге и разрезанное на несколько частей.

Ход игры:  детям предлагается изображение натюрморта, нарисованное акварелью на  бумаге и разрезанное на несколько частей. Даётся инструкция: «Внимательно рассмотрите и соберите картинку (натюрморт) из отдельных частей».

Варианты:

  • каждый игрок получает два набора разрезных картинок, чтобы собрать изображение двух натюрмортов.
  • игроки собирают изображение по образцу.
  • Игроки получают два одинаковых натюрморта, разрезанных по – разному. Части перемешиваются. Игрок должен составить изображение двух натюрмортов


Игра «Дорисуй изображение».

Дидактическая задача: развивать воображение у детей, пространственное мышление, зрительное восприятие целостного изображения.

Материал: альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках.

Ход игры: детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Даётся инструкция: «Посмотрите  внимательно на картину и на недорисованные элементы в ней. Дорисуйте  картину до целостного изображения».

Игра «Придумай и собери портрет».

Дидактическая задача: закрепить знания дошкольников о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно, ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.

Ход игры: игрокам раздаются разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д. Даётся инструкция: «Соблюдая пропорции составьте портреты из разных частей лица по собственному выбору и воображению».

Игра «Найди недостаток в портрете».

Дидактическая задача: развивать у детей  воображение и зрительное восприятие целостного изображения.

Материал: графическое изображение одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), чёрный фломастер.

Ход игры: детям предлагается графическое изображение одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), чёрный фломастер. Даётся инструкция: «Соблюдая пропорции,   исправьте недостаток в портрете».

Игра «Назови жанр живописи».

Дидактическая задача: закрепить  умение детей различать  и называть тот или иной жанр живописи.

Материал:  карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета, юла со стрелкой. Среди карточек можно использовать изображения картин, с которыми дети уже познакомились на занятиях: Левитан «Золотая осень», Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Ход игры: Воспитатель  вращает юлу со стрелкой, после остановки юлы предлагает детям взять карточку и  назвать жанр живописи. За правильный ответ, ребёнок  получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать юлу.


Список используемой литературы:
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М., 1987.
2. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребена / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966.
3. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: 2009.
4. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. - М.: Академия, 2015.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М: Мозаика - Синтез. 2005.




Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта: «Безопасное дорожное движение – главное для детей умение».

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Тип проекта:  познавательно-игровой.

Вид проекта: групповой.        

Возраст детей: вторая младшая группа.

Период выполнения: с 20.05.19 по 24.01.19 года.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатель.

Актуальность.

Все мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Но есть особая категория пешеходов и пассажиров - дети дошкольного возраста. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для их понимания дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, что затрудняет процесс обучения и воспитания.

Именно поэтому с самого раннего возраста, используя более доступные для понимания детей игровые методы и приёмы, нужно учить дошкольников правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте.  

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте.

Задачи:    Формирование у детей представлений о правилах поведения на проезжей части.  Расширение представлений о разновидностях транспорта (пассажирский, грузовой). Знакомство с сигналами светофора и пешеходным переходом. Обогащение словарного  запаса детей. Расширение кругозора. Активизация познавательной деятельности малышей. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД. Развитие памяти, внимания, мышления, речи и мелкой моторики пальцев рук. Воспитание грамотного пешехода.

Формы реализации проекта:

  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • наблюдения на прогулке за транспортом;
  • рассматривание иллюстраций;
  • раскрашивание картинок;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • просмотр мультфильма;
  • работа с родителями;
  •  НОД  по аппликации;
  • Режиссёрская игра.

Ожидаемые результаты проекта: у детей будут сформированы представления о правилах  безопасного поведения на дороге, умение понимать сигналы светофора и назначение пешеходного перехода; расширены знания о разновидностях транспорта (пассажирский, грузовой); активизированы познавательная,  речевая и творческая деятельность дошкольников;  повысится уровень компетентности  родителей  воспитанников в  вопросах, касающихся  соблюдения ПДД и  воспитания грамотного пешехода.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап: 

-  определение цели и задачи проекта;

-  подбор наглядно-дидактического материала для реализации проекта;

-  подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

-  беседы: «Знакомство с улицей», «Светофор», «Транспорт», «Безопасность на дорогах»,  «Правила поведения в транспорте»;

- чтение художественной литературы (С. Михалков «Шагай осторожно», М. Пляцковский  «Светофор»,  С. Маршак «Для пешеходов», «Мяч», В. Клименко «Происшествие с игрушками»,    В.Тимофеева «Азбука безопасности»);

-  рассматривание иллюстраций «Транспорт»;

-  наблюдения во время прогулки за транспортом;

-  сюжетно-ролевая игра: «Шофёры»;

-  дидактические игры: «Собери автомобиль», «Узнай и назови», «Сломанный светофор»;

-  подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили»;

- работа по художественно-эстетическому развитию: раскрашивание раскрасок «Светофор», «Транспорт»; аппликация «Светофор»;

-  режиссёрская игра «Приключение Маши и её друзей»

Мероприятия по работе с родителями:

-  консультация «Воспитываем грамотного пешехода»;

-  рекомендации «Правила безопасности для детей на дорогах»;

-  участие родителей в подготовке  атрибутов к режиссёрской игре «Приключение Маши и её друзей».

3.Заключительный этап: 

-  оформление выставки  детских работ «Светофор»;

-  режиссёрская игра «Приключение Маши и её друзей»;

-  анализ достижения цели и полученных результатов.

Продукт проекта:  постановка режиссёрской игры «Приключение Маши и её друзей»

МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ

Беседа  «Знакомство с улицей».


Цель: познакомить детей с улицей её особенностями, закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; переходить улицу только по пешеходному переходу.

Незнайка:  Здравствуйте ребята! Я тут недавно был в школе пешеходных наук и мне много рассказывали про улицы и дороги, но я не всё понял. Помогите мне разобраться!

Воспитатель: Ребята,  расскажите, что такое улица? (ответы детей)
Незнайка:  Понятно, это дорога, вдоль которой стоят дома.
Воспитатель:  А кого называют пешеходами? (людей, которые ходят пешком)

Незнайка:  А кто такие пассажиры? (это люди, которые едут в транспорте)
Воспитатель:  Ребята, а  где по улице движется транспорт? (по дороге)
Воспитатель:  Правильно, дорога, по которой едут машины, называется проезжая часть?
Воспитатель:  Скажите, а по какой  же части улицы должен ходить пешеход? (ответы детей)
Воспитатель:   Нужно запомнить, что пешеходы должны ходить по тротуару или дорожке.
Воспитатель:   Незнайка, а ты знаешь, где пешеход должен переходить улицу? (нет)

Воспитатель:  По пешеходному переходу, его обозначают вот таким знаком (показывается знак пешеходного перехода). Его легко запомнить, он похож на зебру. Послушайте сказку о необычной зебре.

«Сказка о Зебре»

-Жила - была Зебра. Она помогала детям и пешеходам, а к водителям была строга. Жизнь у нашей Зебры была необычная! А всё потому, что Зебра наша совсем необычная. Вот вы, о какой Зебре подумали? О такой полосатой, чёрно-белой лошадке, которая бегает по саванне, траву ест, да ото львов бегством спасается? Вот и не угадали! Наша Зебра не скачет по полям и не ест траву. Она лежит на дороге и защищает пешеходов от автомобилей, а всё потому, что наша Зебра - простая дорожная разметка, которая называется довольно скучно «пешеходный переход». А Зебра это уже совсем другое дело – весёлая лошадка, к тому же такой красивой расцветки. Вот и наша Зебра весёлая и озорная. Лежит она на своём месте, знает в лицо не только пешеходов, но и машины. Ведь так много жителей города проезжали и проходили по ней. Сколько дошколят и родителей по ней прошли в детский сад! С детьми она ласкова, а с машинами строга!

Воспитатель:   Ребята, так, где пешеход должен переходить улицу? (по пешеходному переходу)

Воспитатель:  Как его называют?  (зебра)

Воспитатель: А по какой части улицы можно ходить пешеходам? (по тротуару).

Воспитатель: Как называется часть дороги, по которой движется транспорт? (проезжая часть).

Незнайка:  Спасибо ребята! Как много я узнал, но мне пора бежать. Я постараюсь быть примерным пешеходом.

Беседа  «Светофор»


Цель:  закрепить представления детей о светофоре и его назначении.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Днём и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня.
Как зовут меня друзья? (светофор)

Воспитатель:  Верно, это светофор. Сколько сигналов у светофора? (Три) Назовите  их. (Ответы детей)

-Я хочу вам рассказать одну историю, я случайно её подслушала. В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный. Красный говорил: Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность. Желтый говорил: нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись! Зеленый говорил: Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии. Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал: «Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города». Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!

- Ребята, так  для чего нам нужен светофор на улице? (он управляет движением пешеходов и транспорта, чтобы не было аварий на улице и все двигались по правилам).

-А на какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (зеленый).

-Что нужно делать, если на светофоре горит желтый свет? Красный свет?

-Правильно. Молодцы. Светофор нужен для порядка на дорогах, чтобы люди и машины соблюдали правила дорожного движения.

Игра «Светофор».

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем и посмотрим, кто же из вас самый внимательный пешеход.

Воспитатель объясняет детям правила игры: на красный сигнал светофора – дети стоят спокойно, на желтый сигнал – дети хлопают в ладоши, а на зеленый сигнал – дети ходят по группе.

Игра проводиться три раза.

Воспитатель: Молодцы, ребята, запомнили правила светофора.

Беседа  «Безопасность на дорогах».

Цель: напомнить детям о правилах поведения на дорогах.
Незнайка: Здравствуйте ребята! А я сегодня успел побывать в школе пешеходных наук. Мне там рассказали, что надо делать, чтобы сохранить свою жизнь на дорогах. А вы знаете? (ответы детей)
Незнайка:  Правильно, надо соблюдать правила дорожного движения. Сейчас я вам о них расскажу:

Правило №1Правильно, переходить дорогу можно только по пешеходным переходам, его называют «зеброй».

Правило №2. Переходя дорогу, всегда надо смотреть по сторонам. Куда мы сначала посмотрим? Да, сначала – налево, а дойдя до середины дороги – направо.
Правило №3. Ещё дорогу можно перейти по сигналу светофора: «красный» означает: «стой!»,  а «зелёный» означает: «иди!»
Правило№4. Нельзя переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин.

Правило №5.Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов. Это понимают даже бездомные собаки, которые не знают правил дорожного движения. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. Ребята, а почему нельзя выбегать на дорогу? А на дороге играть можно? Почему? Правильно.

Это правило №6. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

 Незнайка: Вот молодцы ребята! Все правила помните.  

Воспитатель: Давайте их повторим.

 Незнайка:  Молодцы! Только вот мне уже пора. Пойду к другим ребятам напомню правила. До скорой встречи!

Беседа «Транспорт».

Цель: расширить представления детей о транспорте (грузовой, пассажирский).

Незнайка:  Доброе утро, ребята. Я так боялся к вам опоздать. Вчера в Школе пешеходных наук рассказывали о машинах.

-  А вы, какие машины знаете? Назовите их? (Ответы детей)

 Воспитатель: Ребята, а каким, одним словом можно назвать все машины? (Транспорт)

Воспитатель: Ребята, кто из вас скажет, как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)

- А вот вам одна загадка:

За один какой-то миг

Сбросил уголь грузовик.

Он лишь кузов приподнял,

Вот что значит… (самосвал)

Воспитатель: Какие грузы может перевозить грузовой транспорт? (мебель, продукты, песок и т.д.) Грузовые машины – это помощники человека. Из чего и каких частей состоит грузовая машина? (кабина для шофера и кузов для груза).

Воспитатель: Я сейчас вам прочитаю стихотворение-загадку, доскажи словечко, а вы мне ответите. Как можно назвать людей, которые едут в пассажирском транспорте?

Сесть в машину не хотите ль

Чтоб объехать целый мир?

Пусть пока вы не водитель,

А всего лишь… (пассажир)

Воспитатель: Правильно, ребята – это пассажиры.

Давайте назовем виды пассажирского транспорта? Я сейчас вам загадаю загадки, а вы скажите что это:

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...(Автобус)  

Воспитатель:  Что это, ребята? (автобус)

Не летает, не жужжит –

Жук по улице бежит,

И горят глаза жука

Два блестящих огонька.

Воспитатель:  Что это, ребята? (автомобиль или машина)

 Сейчас я вам прочитаю стихотворение еще про один вид пассажирского транспорта:

Мы в троллейбус

Сядем с вами

В синий, с длинными усами.

Ус один и ус другой.

Вот усатый,

Вот смешной.

Воспитатель:  Ребята, а вы когда-нибудь ездили на пассажирском транспорте?

- А с кем вы ездили?

Воспитатель: Значит, на пассажирском транспорте можно ездить только со взрослыми, одним нельзя! Запомните это! И ты Незнайка запомни!

 Воспитатель: Скажите, так как называют транспорт, который перевозит людей? А транспорт, который перевозит грузы?

Воспитатель: Сейчас поиграем, я буду показывать картинки с машинами, а вы говорите пассажирский или легковой это транспорт?

Незнайка: Молодцы ребята, и я запомнил, какой транспорт грузовой, а какой пассажирский. Теперь точно не забуду. Ну, мне пора! До новых встреч!


Беседа «Правила поведения в транспорте».


Цель:
 закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Когда я ехал к вам в садик на автобусе, то увидел мальчика, который кричал и сорил в автобусе. Разве так можно себя вести в транспорте? (Нет)
Воспитатель: Ребята, а давайте поговорим о правилах поведения в транспорте, которые нужно соблюдать всем пассажирам.

1. В автобусе нельзя кричать.

– Как вы думаете, почему? (Потому что в автобусе едет много пассажиров. Кто- то может себя плохо чувствовать, кто-то разговаривать по телефону или читать газету, а мы своим криком помешаем им).

2. Держись крепко за поручень, чтобы не упасть.

– Если водитель повернет на перекрестке или резко затормозит, то автобус неожиданно остановится и те пассажиры, которые не держались, могут упасть и больно удариться.

3. Не входи в транспорт и не выходи из него, когда закрываются двери.

– Как вы думаете, почему? (Потому что закрывающиеся двери могут придавить заходящего пассажира.)

4. Заботься об удобствах других пассажиров.

– Нельзя в транспорте толкаться, топать, наступать на ноги другим пассажирам, кушать, потому что будет неприятно людям, если их испачкают, ударят, обольют и ещё это некультурно.

5. Уступай места старшим.

Дети уступают места дедушкам, бабушкам, женщинам с сумками, так как им тяжело стоять.

– Ребята о чем сегодня говорили? Давайте повторим правила.

Незнайка: Ой, ребята, спасибо вам! Вы мне сегодня много непонятного объяснили. Я теперь буду примерным пассажиром! Мне пора. До скорой встречи!


Сюжетно-ролевая игра

«Шофёры»

Предварительная работа: наблюдение за движением транспорта (автобусов, машин, троллейбусов и т.д.); наблюдение за светофором и действиями пешеходов; рассматривание иллюстраций в альбомах, где изображены транспорт, шофер в автобусе и т.д.; чтение детской литературы: Б. Заходер «Шофёр», А. Барто «Грузовик», И.Павлова «На машине», «Грузовик» З.  Александрова, «Водитель троллейбуса», «Шофер» В.Степанов; прослушивание музыкальных произведений: «Автобус» муз. М.Иорданского, сл. О. Высоцкой; «Машина» муз. Т.Потапенко, сл. Н.Найденовой; «Мы едем, едем, едем ...».

Атрибуты к игре: стулья детские, полифункциональные модули, рули, светофор, билеты, сумка кондуктора, знаки дорожного движения, куклы, игрушки «пассажиры».

Воспитатель начинает игру: «Сейчас я буду строить что-то интересное. Мне нужно много стульчиков и большие модули».  Воспитатель строит машину и комментирует свои действия. «Сначала построю кабину (берет стулья). Теперь буду делать кузов. Поставлю стульчики вот, так чтобы все уместились. Теперь можно садиться в машину и ехать кататься. Все сели удобно? Чик-чик, мотор включила. А знаете, куда мы поедем? В магазин игрушек. Би-бип. Поехали. Чш-ш-ш. Приехали, выходите.

- «Ребята, ездили ли вы на автобусе? Куда вы ездили?» Воспитатель предлагает построить автобус, чтобы всей группой можно было бы поехать в лес или на речку. Воспитатель вместе с детьми строит автобус из стульев или строительных модулей.

- «Ребята, кто поведёт автобус? Роль кондуктора берет на себя воспитатель. Детям раздают кошельки, деньги, сумки.

- «Проходите, пожалуйста, в центр салона. Не забывайте оплачивать проезд!» Кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет. Кто из них куда едет и дает сигнал водителю к отправлению. В пути он объявляет остановки («Магазин», «Школа», «Больница»).

Дидактическая игра

«Собери автомобиль»

Цель: закрепить знания детей о транспорте, формировать умение собирать из частей целое; развивать умение доводить начатое дело до конца; воспитывать усидчивость.

Материал: разрезные картинки с изображением легкового автомобиля.

Ход игры:

Дети всей группой на ковре собирают целое изображение по образцу из разрезных картинок.

Дидактическая игра

«Узнай и назови»

Цель: закрепить у детей знания о различных видах транспорта.

Материал: иллюстрации — транспортные средства.

Ход игры:

Педагог описывает автомобиль, ребенок должен узнать и показать его на картинке.

Дидактическая игра

«Сломанный светофор»

Цель: закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах; развивать внимание, конструктивные способности.

Материал: цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный) разрезанные на 4 части, макет светофора, - на каждого ребенка.

Ход игры:

Педагог предлагает починить ребятам «сломанный светофор», при этом необходимо соблюдать последовательность расположения сигналов светофора (красный – желтый – зеленый). В заключении ребенок должен объяснить значение цветового сигнала.

Подвижная игра

«Воробушки и автомобиль»

Цель: закрепить представления о транспорте, ПДД; развивать умение ориентироваться в пространстве, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу воспитателя.

Материал: медали с изображением птиц, автомобиля, игрушечный руль.

Ход игры: На одном конце площадки на скамейках - дети- «воробышки». На другом в гараже - ведущий- «автомобиль». «Воробышки» вылетают из гнезда - спрыгивают со скамеек, начинают бегать в разных направлениях, прыгают на двух ногах. Раздается гудок, появляется «автомобиль». «Воробышки» пугаются и улетают в гнезда. «Автомобиль» возвращается в гараж.

Подвижная игра

«Цветные автомобили»

Цель: закрепить представления о транспорте, ПДД; упражнять детей в умении реагировать на сигнал (цвет); развивать внимание.

Материал: медали с изображением цветных машинок, игрушечные рули, сигналы (флажки).

Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим, он поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры «ездят», подражают автомобилям, соблюдая ПДД. Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.


Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе

«Светофор»

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о светофоре и его назначении;  учить наклеивать круги на прямоугольник, чередуя их последовательность (красный, желтый, зеленый); объяснить, что обозначает каждый свет светофора; упражнять в применении правильных приемов наклеивания и работы с  клеем и кистью; учить различать и называть геометрическую форму: круг и три основных цвета.

Развивающие: развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, речь ребенка,  самостоятельность и аккуратность в работе с клеем.

Воспитательные: воспитывать желание помогать всем, кто в этом нуждается, и вызывать положительные эмоции от НОД.

Материалы: поднос с нарезанными кругами: красного, желтого, зеленого цветов;
макет светофора; прямоугольник светофора; клей, кисточки, клеёнка,  влажные салфетки, корзинка, угощение.

Предварительная работа: беседа о правилах дорожного движения, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мне позвонили Зайчата. У них случилась беда, зайчата говорят, что не могут перейти дорогу потому, что на дороге сломался светофор. А дома их ждет мама Зайчиха,  очень волнуется за своих малышей. Зайчата очень хотят домой. Как вы думаете, мы можем помочь им?
Дети: Конечно, можем.

Воспитатель:

 Кто подскажет пешеходам,
Что им делать у дороги?

Дети: Светофор.
Воспитатель: Верно, это светофор.

Красным цветом: «Стой! » - кричит,
Желтым: «Ждите… » - говорит,
а зеленый загорится, это значит
всем: «Идите».

Воспитатель: Только светофор поможет нашим зайчатам перейти улицу и вернуться к маме Зайчихе. Давайте сделаем для наших зайчат не один светофор, а много. Эти светофоры помогут и другим зверям.
Воспитатель:  Посмотрите внимательно на светофор. Какой формы у него основная часть?
Дети: Прямоугольной формы.

Воспитатель: Молодцы! И  на нем  располагаются три основных сигнала.  Какие?
Дети: Красный, желтый и зеленый.

Воспитатель: Правильно. Какие по форме цвета светофора?
Дети: Круглые.

Воспитатель: Молодцы! И это вы очень хорошо знаете. Обратите внимание: у вас на столах лежат подносы с готовыми деталями светофора - это три разноцветных круга и прямоугольник, сам светофор, который еще не работает. А чтобы он заработал, необходимо разложить круги в правильной последовательности.
Воспитатель: Какого цвета первый круг?
Дети: Красный.

Воспитатель: Правильно.  Какого цвета второй круг?
Дети: Желтый.

Воспитатель: Молодцы. Какого цвета третий круг?
Дети: Зеленый.

Воспитатель: Все верно.



Игра «Светофор»


Воспитатель: Немного поиграем. Выйдите все из-за столов и встаньте на коврик. У меня в руках три кружка, это глаза светофора. Если я вам буду показывать красный кружок, вы должны будете присесть, если желтый – встать, если зеленый – шагать.
Воспитатель. Мы с вами поиграли, а  теперь за дело. Вы должны будете наклеить на этот прямоугольник круги светофора, оставляя между ними небольшие расстояния. Давайте вспомним с вами, что нельзя делать с  клеем? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, теперь кончиком кисточки аккуратно  смазываем  клеем края  и центр круга красного цвета. После того как все края и центр круга смазаны,  приклеиваем его на прямоугольную форму светофора. Излишки клея убираем салфеткой, отступив небольшое  расстояние, клеим второй жёлтый круг, затем третий- зелёный.
Воспитатель. Куда мы кладём кисточку с клеем после работы?
Дети. На тарелочку.

Воспитатель. Берём поочерёдно каждый круг, смазываем клеем и приклеиваем. Что, ребята, у вас получилось?
Дети: Светофор.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень помогли зайчатам. И теперь им не страшно будет переходить дорогу. Потому что вы починили светофор. Светофоры у вас получились аккуратные и правильные. Спасибо вам большое за помощь.
А сейчас приводим в порядок рабочие места и вытираем ручки влажными салфетками .
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали? (Ответы детей). Давайте ещё раз скажем, что означает каждый сигнал светофора?
Дети:  Красный свет - стой.
          Жёлтый -  приготовься.
           Зелёный - иди.
Воспитатель: Молодцы! Ой, ребятки, я вижу корзиночку. Что в ней находится? И откуда она у нас в группе появилась? Можно я посмотрю? В ней письмо. А вы не догадываетесь, от кого оно? Можно мне прочитать письмо?
 Письмо: « Дорогие ребятки! Большое спасибо вам за оказанную помощь. Теперь нам не страшно переходить дорогу.  В знак благодарности примите от нас сладкие подарки. Зайчата».


Режиссёрская игра

«Приключение Маши и её друзей»

Ведущая: Жила  была девочка.  Ее  звали  Маша.   Это  была очень  веселая, симпатичная и добрая девочка. И у нее было много друзей. Однажды у Маши  дома зазвонил телефон.

Лисичка:         Алло, Маша, это тебе звонит Лисичка.   Приглашаю тебя к себе на День рождения. Приходи сама и пригласи всех наших друзей.

Маша: Хорошо, Лисичка, я возьму с собой медвежонка Мишу, Петю-петушка и котенка Васю. Жди нас, мы обязательно придем.

Ведущая:        В  назначенное  время у Маши  собрались  все друзья.  Маша испекла большой пирог, и друзья отправились в гости к Лисичке. Путь был длинным и долгим. Много интересного и увлекательного встречалось им по пути, но  Маша предупредила своих маленьких друзей, что на улице надо вести себя очень внимательно. Незаметно все подошли к переходу. По дороге мчались машины. Медвежонок торопился, и все время норовил первым перебежать дорогу, Петя-петушок испуганно глядел на движущийся поток машин, а Маша сказала: сейчас проедет машина и мы перебежим дорогу. И тут раздался голос: «Этого делать нельзя!» Кто это удивились зверюшки?

Светофор:        Меня узнаешь сразу: я светофор трехглазый!

Если красный свет горит, значит, переход закрыт. Желтый говорит народу: приготовьтесь к переходу. Свет зеленый приглашает, всем идти он разрешает!»

Петя-петушок: Что за белые полоски на нашем перекрестке?
Светофор:        Это зебра-переход, через улицу ведет.

Ребенок:        Перейти дорогу можно там, где знак стоит дорожный. Чтобы мы его узнали, нам его нарисовали.

Дети исполняют песню «Зебры полосатые», зверюшки в это время переходят пешеходный переход на зеленый свет.

Маша: Спасибо тебе Светофор и вам ребята.  А пришли мы к вам, чтобы пригласить вас к Лисичке на День Рождения. Вы согласны?

Дети:        Да!

Дети и зверюшки подошли к проезжей части.

Котенок Вася:   

Вспомним, как учили нас:

Подошли к дороге раз!

Маша:        

Смотрим влево, смотрим вправо.

Это два!

Петя - петушок:

Нет машин - шагай вперед, начинаем переход!

Ведущая:        Наши герои спокойно перешли проезжую часть дороги и весело, улыбаясь, добрались к Лисичке на день рождения.


Консультация для родителей

«Воспитываем грамотного пешехода»

Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно-транспортных происшествий. Это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми Правил дорожного движения (ПДД), недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Как утверждают врачи-психологи, дети до 8 лет еще плохо распознают источники звука: они слышат только те звуки, которые им интересны. Ориентироваться на дороге им куда труднее, чем взрослым. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Офтальмологи утверждают, что поле зрения детей на 15—20% меньше, чем у взрослого. У детей до 7 лет, как правило, отсутствует надежная ориентация (влево, вправо), у них рассеянное внимание. Реакция у ребенка более замедленная, чем у взрослого, и времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. Такое промедление может оказаться опасным в критический момент. Необходимо иметь в виду еще и то, что у ребенка маленький рост, и водитель может не заметить его на дороге.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей Правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие не только дошкольные учреждения, школа, но и сами родители.

Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. Разговаривать с детьми следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных слов — ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не машинки! Главная задача — воспитать грамотного пешехода.

В младшем возрасте нужно знакомить детей с улицей, дорогой, тротуаром.  В более старшем возрасте понаблюдайте вместе с ребенком за работой светофора, обратите его внимание на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов. Проводя целевые прогулки с ребенком по улицам в разное время года, наблюдайте, как взаимодействуют пешеходы и транспорт. Всегда акцентируйте внимание ребенка на таких важных моментах для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу). Например, в пасмурный день нужно обратить внимание ребенка на то, что опасность повышается из-за того, что дорога плохо видна и пешеходам, и водителям. Из-за недостатка освещения пешеходы не видят, стоит машина или движется, при этом водитель тоже плохо видит пешеходов, не очень хорошо видны огни светофора.

Зимой обращайте внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоза, машина скользит и проезжает еще несколько метров). Можно показать тормозной путь машины.

Рекомендую, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избегать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч и другие игры. 'И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть: это стоянка автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения.

Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а что нельзя делать.

Сейчас, когда у многих родителей имеются видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей. Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможную беду.


Рекомендации  для  родителей

«Правила безопасности для детей на дорогах»

1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

2. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

3. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.

4. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

5. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите, и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите, и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

7. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали ...

Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!

Безопасное дорожное движение - главное для детей умение...

Проект для детей 1младшей группы по теме: "Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"

Развивать интерес к разным видам транспорта. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге...

«Безопасность дорожного движения-главное для детей умение». конспект родительского собрания для родителей 2 младшей группы

Конспект разработан для работы с родителями 2 младшей группы.Цель:Ø заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность;Ø привлечь родителей к сотрудничеств...

Проект на тему: «Безопасное дорожное движение – главное для детей умение»

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому пропаганда соблюдения правил дорожного движения, правил поведения на прогулке, во дво...

Отчет о реализации проекта "Безопасное дорожное движение – главное для детей умение!" 2020 г.

Реализация проекта "Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"...