Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!
статья на тему

Леем Ирина Владимировна

Безопасное дорожное движение - главное для детей умение

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"

 Я работаю в детском саду воспитателем. Стараюсь осваивать и применять в работе новый педагогический опыт, в общем, нахожусь в постоянном поиске новых методов воспитания подрастающего поколения, новых способов решения различных педагогических задач.

Вашему вниманию хочу представить опыт работы по формированию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах.

Мероприятия, посвящённые теме Правил дорожного движения, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Учитывая, что наш детский сад расположен в центре города Зернограда, на пересечении главных дорог, данное направление моей работы очень актуально. Проблема роста дорожно-транспортного травматизма с участием детей направила меня на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Конечно же, необходимо рассказывать детям о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Потому что в органике ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит Правила дорожного движения, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. В игре ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит Правила дорожного движения, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть. Иными словами, плюсов очень много.

Исходя из цели и поставленных задач, я предположила, что чем раньше начать обучение ребенка правилам дорожного движения при правильно созданных педагогических условиях, тем лучше будут сформированы навыки безопасного поведения детей на улице и меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге. 

В процессе работы я предпологала получить конкретные результаты.

В рамках реализации работы в данном направлении мной был разработан долгосрочный познавательно-игровой  проект с элементами исследования по теме: “Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения”.

Эффективное обучение детей правилам дорожного движения возможно при соблюдении следующих условий:

  • создание предметно-развивающей среды;
  • знание педагогом программы работы с детьми по привитию им навыков дорожной безопасности;
  • привлечение внимания родителей к проблеме;
  • использование интегрированных занятий;
  • взаимодействие специалистов;
  • содружество детского сада и семьи, детского сада и органов ГИБДД.

Данный проект можно рассматривать как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам и, использовать в рамках кружковой работы. Вся деятельность по проекту основывалась на нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня. Содержание проекта отражало материал программ "Основы безопасности жизнедеятельности" и «Приключения Светофора».

Разработанный мной проект долгосрочный и его реализация осуществлялась в три этапа:

На первом этапе в 2009 году я изучила статистику дорожно-транспортных происшествий, нормативно-правовую, методическую и справочную литературу. Определила цель, задачи, провела начальную диагностику и разработала план работы.

Анализ изученной литературы по проблеме позволил мне выявить ряд
противоречий, разрешение которых могло бы способствовать совершенствованию педагогического процесса. Эти противоречия имеют место в теоретическом, научно-педагогическом и технологическом аспектах педагогической действительности.

Во-первых,  Правила дорожного движения едины для всех участников движения и написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому при выборе форм обучения необходимо доступно объяснить Правила дорожного движения детям и донести до них смысл, не исказив смысла содержания при использовании основных понятий и терминов.

Во-вторых,  стараясь доходчиво донести до детей содержание Правил дорожного движения, некоторые взрослые обращаются к детям так называемым «детским языком», состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами. Это не только не делает правил понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными  на дорогах бывают автомобили, а не автомобильчики! Поэтому, обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком.

По той же причине, что и «детский» язык, «детские» картинки, выполненные в стиле веселых и смешных комиксов, вряд ли приемлемы в качестве иллюстраций учебных пособий. Забавные картинки привлекают и развлекают детей, но вместе с тем отвлекают от основной задачи — увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее.

Я пришла к выводу, что необходимо тщательно подходить к подбору и подаче материала детям.

Далее было проведено комплексное диагностическое обследование детей, включающее наблюдение, беседы с  родителями и педагогами ДОУ.

Для реализации поставленной цели я разработала разработана модель интегрированной деятельности специалистов детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Свою опытно-педагогическую работу я начала с создания в группе предметно-развивающей среды.

Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Она  позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Одной из основных задач предметно-развивающей среды  должно быть обогащение игрового центра активности элементами правил дорожного движения,  которые могли бы стимулировать познавательную активность детей.

Мы знаем, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Поэтому развивающая среда должна быть открытая, динамично изменяемая. Важно чтобы информация, заложенная в ней, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. С этой целью  в центре «ПДД» имеются разные дидактические игры.

Оснащение группы техническими средствами давало возможность смотреть обучающие фильмы и сказки («Уроки тетушки Совы», сказки: «Петя в стране светофора»), которые помогают детям закреплять правила дорожного движения; а так же слушать стихи, песни.

Музыкальная окрашенность, пение песен создавало желание быстрее запомнить правила по основам безопасности.

Методика работы в рамках проекта была разработана с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети вели наблюдения, исследования, рисовали, конструировали, слушали музыку и т.д.

 Чтобы знания детей были более разнообразными, им необходимы дополнительные знания об окружающем мире.   Поэтому я разработала перспективный план для проведения дополнительных занятий и экскурсий познавательного цикла. Данные занятия проводились один раз в неделю. Они  предусматривали систематическое освоение дошкольниками, в доступной для них форме, окружающего мира, развитие познавательной активности, любознательности, воспитание навыков безопасного поведения на улице и дороге.

В данном проекте Правила дорожного движения рассматривались с разных сторон, то есть это не только рассказы о правилах и знаках, цветах светофора, но и к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД.

Во время таких бесед дети высказывали свои мнения и факты, известные им из личного опыта. А я дополняла их новыми для детей  знаниями. Беседы сопровождались демонстрацией иллюстраций из цикла «Дошкольникам о ПДД», мультимедийными презентациями и просмотром обучающих фильмов. Темы и содержание таких бесед подбирались с учетом  возрастных особенностей детей и интересующих их вопросов. Проведенные беседы сопровождались экскурсиями, которые закрепляли теоретические знания.

Вместе с детьми в группе отрабатывали безопасные маршруты дороги в детский сад с помощью «маршрутных листов», которые дети изготавливали совместно с родителями. Детей старшего дошкольного возраста учила различать дорожные знаки, объясняя, что означает каждый из них, а так же разыгрывали дорожные ситуации с помощью макета улицы.

Имеющаяся на территории ДОУ тренировочная учебная площадка давала детям возможность закреплять навыки безопасного поведения на дороге.

Подобранный материал и формы  работы помогли детям закрепить знания практически, именно в тех видах деятельности, в которых и происходит развитие и обучение дошкольников: в игре, беседе, театрализованной деятельности, обыгрывании ситуаций и экспериментировании.

Наблюдения за деятельностью детей в начале проектной деятельности показали, что, практические навыки безопасного поведения на улице и дороге развиты не достаточно. Я задалась вопросом: «Почему владея теоретическими знаниями, дети теряются в реальных дорожных ситуациях?»

Анализируя причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, я часто встречалась со словом «привычка». Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. И главными помощниками в этом вопросе должны стать родители.

Недаром  В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». Поэтому необходимо было сделать родителей своими союзниками в воспитании у детей сознательного безопасного поведения на улицах города. В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что, к сожалению, далеко не все родители понимают важность проблемы.

Выявив проблему, и учитывая то, что семья является основным фактором формирования навыков безопасного поведения детей на улицах города, я наметила план работы с родителями и определила формы взаимодействия с ними, которые вы видите на экране.

До сведения родителей был доведен  тот факт, что именно их пример – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Так как одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения.

Перед началом работы по проекту рассказала родителям о целях, задачах предстоящей работы, постаралась убедить их в важности проблемы, в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям и заданиям, которые будут проводиться в подготовительной группе.  

На исследовательском этапе вместе с детьми проводили наблюдения у пешеходных переходов.  Детально изучали состояние дороги, тротуара под воздействием времени суток, природных и сезонных явлений. Отмечали наиболее опасное время и состояние дороги для перехода.

В качестве объектов исследования были выбраны три пешеходных перехода:

- Один в районе детского сада.

- В районе гимназии.

- И в районе улицы Ленина.

Родителям предлагалось выбрать задание для исследований и наблюдений.

 

Опыт работы показал, что многие родители заинтересовались проводимой работой и по собственной инициативе стали помогать детям. Они активно участвовали в исследованиях у пешеходных переходов, рассказывали о правилах поведения в транспорте, на дорогах, помогали оформлять фотоальбом наблюдений. Многие родители, у которых имеется автомобиль, перестали игнорировать детские вопросы, а   старались объяснить ребенку: «Почему маленьким детям нельзя сидеть на переднем сидении? Для чего применяется детское удерживающее устройство? Почему нельзя играть и баловаться во время движения и т.д.

Таким образом, работа в рамках проекта способствовала не только воспитанию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах, но и   формированию близких и доверительных семейных отношений.

По окончании исследовательской деятельности я обобщила результаты всей работы над проектом.

 Были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по обучению дошкольников правилам дорожного движения, инструкции для родителей с учетом возрастных особенностей детей.

Хочу обратить ваше внимание на очень интересные рекомендации, которые разработали сами дети.

Сравнительный анализ  за период с 2009 по 2011 год показал рост сформированности у детей навыков безопасного поведения детей на улице и дороге на 16%.  Данные диагностики в процентном соотношении представлены в диаграмме.

Достижения воспитанников явились объективно высокими, что позволило оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе и  правомерность выдвигаемой гипотезы.

Оценив сделанное я наметила перспективы.

Но наиболее значимой я считаю работу по активизации родителей в вопросах обучения детей Правилам дорожного движения и отработке с ними практических навыков.

Таким образом, я пришла к выводу, что если ребёнку вовремя и грамотно  не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Ребёнка с детских лет необходимо учить управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно",  "надо", "нельзя". Это касается всех сфер жизни, в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Дети должны твёрдо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения. И в  этом сложном и длительном учебно-воспитательный процесс должны принимать участие и родители, и детские сады, а в дальнейшем, конечно же, школа.

 В заключении  хочу пожелать : «Научи другого — и, возможно, ты изменишь его жизнь. Помоги другому научиться самому — и ты изменишь вселенную». И конечно, всегда помните, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали ...

Проект для детей 1младшей группы по теме: "Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"

Развивать интерес к разным видам транспорта. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге...

«Безопасность дорожного движения-главное для детей умение». конспект родительского собрания для родителей 2 младшей группы

Конспект разработан для работы с родителями 2 младшей группы.Цель:Ø заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность;Ø привлечь родителей к сотрудничеств...

Проект на тему: «Безопасное дорожное движение – главное для детей умение»

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому пропаганда соблюдения правил дорожного движения, правил поведения на прогулке, во дво...

«Безопасное дорожное движение – главное для детей умение».

Краткосрочный проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения....

Отчет о реализации проекта "Безопасное дорожное движение – главное для детей умение!" 2020 г.

Реализация проекта "Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"...