Физкультурно-познавательный досуг «Первый поход» для детей подготовительных к школе групп посвященный ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ТУРИЗМА
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цыганкова Мария Владимировна

Быть туристом не просто модно, самое главное – это значит быть здоровым, активным и, путешествуя изучать родной край, его богатую природу. Что подарить в этот день? Интересное путешествие - игру!

В нашем детском саду c детьми ведется активная познавательно-исследовательская работа: наблюдения и исследования на экологической тропе ДОУ, кружковая краеведческая деятельность (вариативная часть ООП ДОУ). День туризма помог нам разнообразить и обогатить досуг детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_no_83_pervyy_pohod.docx589.11 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-познавательный досуг

для детей подготовительных к школе групп МАДОУ № 83

посвященный ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ТУРИЗМА

«Первый поход»

Мероприятие подготовили и провели:

инструктор по физической культуре Цыганкова Мария Владимировна

воспитатели Витязева Анастасия Андреевна и Кузнецова Изабелла Олеговна

 

          Идея физкультурно-познавательного досуга «Первый поход» принадлежит, инструктору по физической культуре Цыганковой Марии Владимировне. Этот праздник отмечается 27 сентября, как и День дошкольного работника. В День туризма устраивают туристические слеты, фестивали, походы, поездки на природу. Но в дошкольных организациях данный праздник не находит широкого применения, а жаль. Быть туристом не просто модно, самое главное – это значит быть здоровым, активным и, путешествуя изучать родной край, его богатую природу. Что подарить в этот день? Интересное путешествие - игру!

В нашем детском саду c детьми ведется активная познавательно-исследовательская работа: наблюдения и исследования на экологической тропе ДОУ, кружковая краеведческая деятельность (вариативная часть ООП ДОУ). День туризма помог нам разнообразить и обогатить досуг детей. Идею данного воспитательного мероприятия активно поддержали воспитатели подготовительных к школе групп Витязева Анастасия Андреевна и Кузнецова Изабелла Олеговна. Совместно с инструктором по физической культуре они разработали план-конспект мероприятия, вместе с детьми и родителями в группах стали готовиться к походу:

- изучили правила поведения в походе;

- закрепили правила гуманного отношения к природе;

- собрали и изучили необходимые предметы для однодневного похода;

- закрепили знания о растениях дальневосточной тайги и рыбах Амура.

Физкультурно-оздоровительные «тренировки» перед походом проходили в атмосфере радостного ожидания.

         Планировалось мероприятие в соответствии с программным содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» подготовительных к школе групп. А также с ориентацией на годовые задачи учреждения:

1. Физическое воспитание с целью совершенствования физического развития и формирования культуры здоровья дошкольников;

2. Гражданско-патриотическое воспитание с целью формирования основ гражданской идентичности, патриотизма, нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста.        

Подготовка к походу длилась две недели. За это время нам педагогам удалось не только систематизировать знания детей, но и собрать все атрибуты, придумать совместно с детьми названия своих отрядов, девизы и изготовить эмблемы (помощь оказали родители). Подготовка к «Первому походу» настолько увлекла родителей и детей, что у многих дома появился компас, родители предоставили палатку, термосы, фляги, фонарики, рюкзаки и посоветовали взять в поход теплые носки и фотоаппараты. Воспитатели с детьми обсуждали необходимость в тех или иных предметах, это повысило уровень мотивации к предстоящему событию.

         Досуг прошел в сюжетно-игровой форме, что соответствует методическим требованиям. Выстроен он был по типу квеста, то есть дети выполняли задания на каждом этапе похода и помещали в «Дневник эко-туриста» наклейку соответствующего содержания. Данный прием помог педагогам мотивировать детей на выполнение правил и способствовал полноценной рефлексии на заключительном этапе: с помощью картинок-наклеек дети без труда вспомнили все задания, которые смогли выполнить и вечером, ориентируясь на «Дневник», рассказали подробно о прошедшем походе родителям.

          При подготовке к мероприятию много внимания было уделено безопасному поведению в природе и неожиданным явлением для нас, педагогов, стал отказ детей брать в поход спички, ни одна из команд не положила их в рюкзак. Ребята это объяснили тем, что у нас есть термосы, поход не долгий, значит спички не понадобятся. Конечно мы не собирались разжигать настоящий костер, а приготовили бутафорский, ведь предполагался привал!

За походом, который проходил на территории детского сада, наблюдали дети разных возрастных групп и их воспитатели. Теперь все дошколята нашего ДОУ хотят отправиться в поход и спрашивают, что для этого надо знать и уметь. А значит мы смогли поддержать и распалить детское любопытство, природный познавательный интерес наших воспитанников.

Физкультурно-познавательный досуг

для детей подготовительных к школе групп МАДОУ № 83

посвященный ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ТУРИЗМА

Тема: «Первый поход»

Цель: создание условий, открывающих возможности для позитивной социализации детей на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками и окружающей природой через игровую туристическую деятельность.

Задачи:

  1. Формировать познавательный интерес к окружающей природе, своей малой Родине и родному краю.  
  2. Активизировать словарный запас у детей: туризм, туристы, туристические походы, маршрут.
  3. Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, сплоченность и дружелюбие.
  4. Способствовать формированию гуманного и безопасного поведения в природе.
  5. Объединить всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.  

Оборудование: музыкальная колонка, носитель с детскими песнями «У похода есть начало», «Вместе весело шагать по просторам»; эмблемы на каждого ребенка, «Дневник эко-туриста» с наклейками (рюкзачок, медвежий след, рыбка, компас, шишка, костер) в двух экземплярах, Рюкзак - 2 штуки, 2 термоса, 2 фляги, 2 компаса, походные спички – 2 коробка, тарелки, кружки, ложки, теплые носки – 2 пары, походные коврики – 2 штуки, 2 мотка веревки, по 10 игрушек для каждой команды, атрибуты к подвижной игре «Мы в тайгу пойдем» (маска медведя, бревно спортивное, корзина с грибами и ягодами), корзина с шишками, стойка-мишень вертикальная, рыбки на веревочках для игры-аттракциона «Рыбалка на Амуре», спортивный комплекс на развитие координационных способностей «Полоса препятствий», палатка, скамейки, бутафорский костер, костюм для Старичка Боровичка, корзина с листиками разных пород деревьев и плодами, памятные медали на каждого ребенка.

Методическое обеспечение: 

  1. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: методические рекомендации – М.: ЦДЮТ РФ, 1992 – 44 с.
  2. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 115 с.
  3. Шарманова С.Б.Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1, с. 50-54
  4. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. Прогулки в природу: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 111 с.
  5. Сайты интернета «Фестиваль педагогических идей» разделы: «Дошкольное воспитание», «Спорт и школа».

Разработанные в ходе подготовки к мероприятию материалы: дидактическая игра «Собери рюкзак», дидактическая игра «Назови знак и найди его место», буклет для родителей «Семейный досуг: с пользой для здоровья», памятка «Правила поведения в походе».

Ход мероприятия

1 часть вводная. Длительность 5 - 7 минут.

На спортивной площадке МАДОУ № 83 звучит бодрая, веселая песня «У похода есть начало» из кинофильма «Завтрак на траве», автор текста поэт М. Г. Львовский. Дети с воспитателями собираются на площадке, выстраиваются согласно разметке.

Инструктор по физической культуре обращается к детям: 

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, воспитатели!

Всемирный день туризма мы празднуем сегодня.
Туризм, как образ жизни — здоровье, радость, польза!
Сегодня нас ждет интересное событие. Мы отправляемся в первый поход. Предлагаю вам представить свои отряды.

Воспитатель Витязева Анастасия Андреевна: наш отряд…

Дети: «Лесные дети».

Опыт предков нам наука: мы природу бережем!

Смело мы идем вперед, знаем, нас удача ждет!

Воспитатель Кузнецова Изабелла Олеговна: наш отряд…

Дети: «Неутомимые следопыты».

Мы - ребята "Следопыты",
Все дороги нам открыты!
Дружно мир мы познаем, 
И природу бережем!
Инструктор по физической культуре: прежде чем отправиться в поход, дети, мы должны дать клятву туриста. Я буду перечислять правила, а вы, если согласны с ними, говорите: «Клянемся!»

Клятва юного туриста:

Не унывать, не ныть в походе! Клянемся!

Быть оптимистом на природе! Клянемся!

Есть кашу всем без лишних слов! Клянемся!

На всех делить один улов! Клянемся!

Зверей и птиц не обижать! Клянемся!

В природе мусор не бросать! Клянемся!

С соседом бой не начинать! Клянемся!

Знать, что погода – не беда!

И помнить "Ты - турист" всегда! Клянемся!

Инструктор по физической культуре выдает воспитателям «Дневник эко-туриста» /Приложение № 1/: Мои юные туристы, в дневниках записаны ваши маршруты. Если вы будете им следовать и выполнять задания старательно, то сможете разместить в дневниках наклейки. У каждого отряда свой маршрут, но в конце похода мы встретимся на привале и посмотрим, сколько у кого наклеек. Дети, вы готовы?! Тогда пришло время собрать ваши походные рюкзаки.

2 часть основная. Длительность 25 минут.

Инструктор по физической культуре с воспитателями проводит эстафету «Собери рюкзак в поход»: предлагаю каждому отряду разбиться на пары и построиться на разметке. Каждая пара выбирает 1 предмет в рюкзак для похода и один в корзину для игрушек, то что мы с собой не возьмем.

Дети собирают рюкзаки и берут их собой. Проверка содержимого состоится на этапе рефлексии.

Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам» музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского.    Дети с воспитателями отправляются по заданным маршрутам, согласно своего дневника.  

 Подвижная игра «Мы в тайгу пойдем!» описание игры в приложении № 2.

«Попади шишкой в цель» метание шишки в вертикальную цель – обруч, закрепленный в стойках на высоте 1 м, с расстояния 4 м, левой и правой рукой поочередно.

«Рыбалка на Амуре» аттракцион. Дети поочередно, по 6 человек выходят «на берег», берут в две руки хватом сверху «удочку» - укороченную гимнастическую палку. По команде «Лови» накручивают на палочку-удочку веревку. Самый ловкий первым докручивает до рыбки. Пойманная рыба рассматривается и определяется по виду: сом, щука, карась, горбуша.

Игра-аттракцион способствует развитию мелкой моторики, поднимает настроение.

Воспитатель: Дети, как называется наш дальневосточный лес. Верно, тайга. Сейчас мы дружно пройдем полосу препятствий «Таежный бурелом». Будьте внимательны, соблюдайте дистанцию, помогайте тем, кому трудно.

Воспитатель и инструктор страхуют детей на сложных участках

Дети с воспитателями собираются на полянке, рассаживаются на скамейки. В центре поляны расположен бутафорский костер, сбоку стоит палатка.

Инструктор по физической культуре: Дети, вам понравился наш поход? Покажите свои туристические дневники, давайте посчитаем наклейки!

Пока ребята рассматривают дневники открывается палатка, выходит Старичок Боровичок.

Старичок Боровичок: Здравствуйте, дети! Здравствуйте взрослые!

Инструктор по физической культуре: Здравствуйте! А вы кто?

Старичок Боровичок: Я-то – Старичок Боровичок, это все на моей любимой полянке знают, а вот вы кто такие? Пришли, расшумелись!

Воспитатель Витязева Анастасия Андреевна: Мы – два отряда из детского сада! Хотим стать настоящими туристами. Сегодня у нас первый поход. Мы разные препятствия преодолели, испытания прошли!

Старичок Боровичок: Понятно! Ну раз вы такие умелые, может и со мной поиграете?

Дети: ДА-А-А!!!

Старичок Боровичок: У меня в корзинке есть ветки и листики с разных деревьев. Смотрите внимательно и угадайте, с какой ветки эти детки?!

Старичок проводит дидактическую игру «С какой ветки эти детки?»:

показывает детям листики разных пород деревьев, некоторые с плодами, дети отгадывают названия: клен, осина, тополь, береза, дуб, рябина, орех маньчжурский, калина.

Старичок Боровичок: Справились с заданием, молодцы!

3 часть заключительная /рефлексия/5 - 7 минут

Воспитатель Кузнецова Изабелла Олеговна: Старичок Боровичок, посмотри сколько еще заданий выполнили наши дети сегодня (показывают «Дневники эко-туриста», Старичок спрашивает у разных детей о заданиях, обозначенных наклейками, дети рассказывают). А еще у нас настоящие рюкзаки есть. Хочешь мы тебе покажем, что там лежит?!

Старичок Боровичок: Да, конечно, покажите.

Воспитатели с детьми вынимают поочередно предметы из рюкзака и называют их. Отвечают на вопросы: для чего это нужно в походе? Почему кружка именно металлическая, а не стеклянная? У кого в походном рюкзаке могут быть спички? Как турист должен затушить костер?

Старичок Боровичок: Какие вы молодцы, за ваши старания, умения и знания угощу всех чаем витаминным с шиповником, прямо из термоса!

Детям наливают теплый чай из термоса, заранее заваренный на кухне ДОУ.

Инструктор по физической культуре: Дети, сегодня мы ходили в наш первый поход. В память о нем вручаем вам медальки.

Воспитатели, Старичок Боровичок, инструктор по физической культуре вручают детям памятные медали.

Инструктор по физической культуре:

Всем, кто любит рюкзак и походы и рассветы в палатках встречать,
Мы сегодня хорошей погоды и удачи хотим пожелать!

До свидания, мои юные туристы!

Снова звучит бодрая, веселая песня «У похода есть начало» из кинофильма «Завтрак на траве», дети с воспитателями расходятся на свои игровые прогулочные площадки.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Описание модифицированного варианта игры «У медведя во бору»

Подвижная игра «Мы в тайгу пойдем»

Возраст детей: 5-7 лет

Цель: закрепление умения двигаться (ходить, бегать) врассыпную в соответствии с текстом, имитировать игровые движения.

Оборудование: маска-шапочка гималайского мишки, предметные картинки с изображением ягод и грибов, мягкий модуль «бревнышко».

Правила игры:  медведя назначает инструктор (воспитатель) или выбирают считалкой дети; передвигаясь по площадке, игроки произносят текст и изображают собирателей дикоросов (наклоняются, приседают, тянутся вверх); медведь может догонять игроков только после слова «Мишка!»

Ход игры (инструкции педагога, действия игроков).

Инструктор (воспитатель) произносит закличку: «Собирайся, детвора, нам в тайгу идти пора». Игроки становятся за разметку, это может быть черта. Взрослый предлагает выбрать считалкой медведя. Дети старшего дошкольного возраста знают достаточное количество считалок. Выбранному ребенку одевают маску-шапочку гималайского мишки. Он идет в противоположную зону игровой площадки и прячется за бревно. Игроки произносят слова и выполняют движения собирателей дикоросов: наклоняются, приседают, тянутся вверх (ягоды лимонника растут на лианах):

Мы в тайгу пойдем, грибов, ягод наберем:

Подосиновик, сморчок, груздь улегся на бочок,

Сыроежка и лисичка,

Вот лимонник, там брусничка.

А на кедре шишка,

А за кедром – мишка!

После слова «мишка» медведь перебирается через бревно, дети бегут к разметке (за черту). Ребенок, до которого дотронулся мишка, выходит из игры на 1 кон, медведь уводит его за бревнышко.  Игра повторяется 2-4 раза, в зависимости от возраста детей, размера площадки или зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга по математике для детей подготовительной к школе группы «В гостях у веселых человечков»

Математический досуг для детей старшего дошкольного возраста с логическими заданиями....

Физкультурный досуг «Здравствуй, осень!» для детей подготовительной к школе группы

Прививать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, выносливость. Закреплять знания детей о сезонных явления в природе....

Конспект речевого досуга "Покровские посиделки" для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Предлагаю Вашему вниманию конспект фольклорного речевого досуга для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

Конспект спортивного досуга на воде для детей подготовительной к школе группы «Поможем Водяному спасти пруд»

Цель:Способствовать формированию экологического сознания детей дошкольного возраста через двигательную активность, используя элементы плавания.Задачи:Оздоровительные:1).Способствовать закаливанию орга...

Конспект спортивного досуга «Веселые старты» для детей подготовительной к школе группы

Спортивное мероприятие  «Веселые старты !» проводятся с целью приобщения детей к здоровому образу жизни, где у воспитанников формируются двигательные умения и навыки, а также...

Конспект досуга "Космический квест" для детей подготовительной к школе группы

Досуг ко дню космонавтики для детей подготовительной к школе группы....

непосредственно образовательная деятельность по физической культуре и туризму «Большой поход» для детей подготовительной к школе группе.

Аннотация: «Оздоровительная тропа» представлена в виде образовательной деятельности, где мы закрепляем ранее пройденный материал. Прохождение этапов — это взаимопомощь товарищам, зак...