Конспект речевого досуга "Покровские посиделки" для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Предлагаю Вашему вниманию конспект фольклорного речевого досуга для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dosuga_pokrovskie_posidelki.odt21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение

«Детский сад № 21»

Конспект  досуга для детей подготовительной

 к школе группы компенсирующей направленности

Тема: «Покровские посиделки»

Выполнила: учитель-логопед

Желяева Ю.А

г. Новомосковск 2016.г

Конспект речевого досуга для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по теме «Покровские посиделки» 

Автор: Желяева Ю.А. учитель-логопед

Тип: интегрированный.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- комммуникативное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие». 

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: Познакомить детей с народными традициями.

Задачи:

Образовательные: Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем; Знакомство с образцами устного народного творчества. Знакомство с традициями и обычаями своего народа. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Развивающие: Развитие звуковой и интонационной культуры речи.  Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания устного  народного творчества. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие внимания, памяти, логического мышления; Развитие воображения и творческой активности. Развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные: Воспитание у детей интереса к традициям и культурным обычаям своего народа. Становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

 

Предварительная работа: Проведение пальчиковых гимнастик, знакомство с образцами устного народного творчества, . 

 

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Покров», декорации «Русская изба», «Осенний лес», костюмы в русском народном стиле по количеству участников.

Ход досуга

1. Организационный момент

Хозяюшка: 
Здравствуйте, люди добрые. 
Гости, дорогие! 
Рады вас видеть у себя в гостях.
В нашей горнице, дома русского!
Здесь, для вас гостей дорогих
Будет праздник большой,
Праздник радостный.
По православному Покров называется.
Будем веселиться, да радоваться.

Под народную музыку  дети в русских народных костюмах заходят в зал 
и становятся полукругом перед Хозяюшкой.


Хозяюшка: Здравствуйте красны девицы, да добры молодцы!

Дети: Здравствуй, Хозяюшка!

Хозяюшка: Каких вы будете мастей? Из каких волостей?

2. Пальчиковая гимнастика «Мы ребята — туляки»

Мы ребята — туляки,

Очень любим пряники,

Мы ребята — сладкоежки,

Вам нащёлкаем орешки.

Соберём мы спелых слив,

Предварительно помыв.

Мы замесим круто тесто

И поставим в печь на место.

Пряник будет вкусный вот,

Угостим честной народ.

3. Хоровод «Во горенке»

Хозяюшка: В горницу мою заходите, хоровод вы заводите!

(Дети водят хоровод, поют, затем садятся на стульчики)

4.Беседа о народном празднике Покров с опорой на презентацию

Хозяюшка: Теперь сядем рядком, да поговорим ладком. Умной беседе быть — ума прикупить.

А поговорим про русский праздник Осеннего покрова.

Пришел к нам октябрь-батюшка

Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?

 Дети: Расскажи, Хозяюшка!

Давным-давно это было.

Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий.

И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров. 

С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами. 

5. Игра «Вспомни поговорку»
Хозяюшка: Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»

Теперь вы мудрость народную вспоминайте, да поговорки сазывайте. (Хозяюшка загадывает первую половину поговорки, дети вспоминают конец, затем проговаривают полностью)

Без труда – нет добра
Маленькое дело лучше любого безделья

Дело мастера боится.
Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
Гуляй, да время не теряй! 
Есть терпенье - будет и уменье! 
Умелые руки не знают скуки! 

6. Конкурс частушек.

Хозяюшка:С Покрова дня во всей России начинались регулярные  посиделки. Ребята да девчата не только рукодельем да ремёслами занимались, но ещё и веселились — пели, плясали.

Коли есть в лесу цветочки — будет и поляночка,

Коли есть тут молодёжь, будет и гуляночка.

Кто частушки знает? Выходите! Честной народ повеселите!

(дети выходят в центр зала, поют частушки, пляшут)

Настал батюшка-Покров, 
Настала нам гуляночка. 
Скоро – скоро нам сыграет 
Звонкая тальяночка.

Разрешите поплясать, 
Разрешите топнуть, 
Неужели в этом доме 
Половицы лопнут?

Девочки, вы девочки, 
Где берете денежки? 
Летом ягодки сдаем, 
А зимою все прядем.

Гармонисту – за игру, 
Ну, а мне – за пляску, 
Гармонисту – калачей, 
Мне – баранок связку!

Говорят, что я румянюсь, 
Говорят, что я белюсь, 
Я при всех в реке умоюсь – 
А лицом не изменюсь

7. Конкурс «Бой скороговорок».

Хозяюшка: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.

 Ребята пусть скороговорят,

 Остальных прошу молчать!

Слушайте, запоминайте,

 Да складно, быстро повторяйте!

(дети, участвующие в конкурсе, выходят в центр зала. Хозяюшка загадывает им скороговорку, дети стараются чётко повторить)

1. Сашка шапкой шишку сшиб.

2. Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок, сорок морок.

3. Саня с Сеней сено косят, сено в сени сами носят.

4. Тары — бары- растабары у Варвары куры стары.


Хозяюшка.      

А для  гостей (показывает в зал), званых, да почетных,

Я тоже  приготовила  скороговорки.

Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

Запоминайте скорей, да скажите веселей! (Загадывает скороговорки)

Ай да молодцы! Славно у вас получается!

8. Народная игра «Золотые ворота»

Хозяюшка. А вы, ребятушки, чего задумались?

                    И для вас игра-затея есть.


(Хозяюшка и дети играют в игру)

Хозяюшка: Эй, вы, гости, не скучайте, с нами в игру играйте!

(Хозяюшка приглашает гостей поиграть в игру)

9. Сказка - спектакль «Шарф-Покров».

Хозяюшка: Славно мы повеселились, запыхались да утомились. Теперь садитесь, отдохните, да сказку нашу ждите.

Будет сказка у нас занимательна.

Слушайте её внимательно!

Кто уши широко раскроет — много всячины усвоит.

А кто невзначай уснёт — тот ни с чем уйдёт.

 Сказку мы сейчас расскажем, в лицах вам её покажем.

(Действующие лица: Ведущая, Бабушка, Маша, Мышка, Зайчик, Ежик, Лиса.)

Ведущая 1:Жила-была бабушка, звали ее Глаша

 И была у нее любимая внучка – Маша.

Подарила ей бабушка на именины

Шарф-покров белый, красивый.

Маше шарф понравился очень

 Не снимает она его, носит с утра до ночи.

 То так покроет им голову, то вот так плечи

 Красавица наша Маша, просто нет речи.

 (Звучит музыка)

Бабушка:Ночь прошла, темноту унесла.

Выйди, Машенька, открой ставенки.

 Маша: Доброе утро, бабушка!

Бабушка: Доброе утро! Внученька! Поздравляю тебя

с праздником - Покрова Богородицы.

Маша: Бабушка! А как это Покрова?

Бабушка: Покров – это то, что укрывает нас от чего-нибудь. Вот шарф твой тоже покров – можно и от холода укрыться и от ветра.

Маша: А почему Божьей Матери покров?

 Бабушка: Тех, кто просит Богородицу о защите – покрывает Она своим невидимым шарфом от всех бед и несчастий, а еще и от врагов.

Маша: Бабушка! А можно я к празднику осенний букет из листьев  соберу?

Бабушка: Иди, уж, озорница, да далеко в лес не заходи.

 Маша: Хорошо, хорошо, бабушка, я в лес недалеко пойду и букет красивый соберу. (Уходят)

Ведущая: Прохладно уже в осеннем лесу. Накинула Маша на плечи подарок бабушкин – шарф-покров и побежала по тропинке.

Маша (с букетом из листьев)

Зашумела листьями осень золотая,

Закружила листьями, весело  играя.

Я на праздник, на Покров, по лесу гуляю

Я на праздник, на Покров, листья собираю.

Вот листок березы, вот листок рябины,

Вот листочек тополя, вот листок осины.

Ой, а где же тропинка? Я заблудилась…(Плачет)

 Побегу вон за ту березку, может там тропинка? (Убегает, а шарф остается на кустах).

Ведущая: Машенька тропинку за березкой нашла и домой поспешила. А шарф-покров – бабушкин подарок так и остался в лесу на кустике лежать… Да, вдруг…

Мышка: Я – мышка- норушка,

 Вот носик, два ушка,

Еще длинный хвостик

 И серый животик.   Пи-пи-пи                         

 Осень в гости к нам пришла

 А я домик не нашла. (Ищет)

Ой, тут шарф-покров лежит

Хочу под ним жить.

Мышка: (поет)

У меня теперь есть дом  Мне тепло, уютно в нем. (Заходит)

(Музыка)

Зайчик: (поет)

Я Зайка-трусишка,

      люблю грызть  морковку.

       Я бегаю быстро

       И прыгаю ловко.

       В лесу стало холодать  

       Надо домик поискать. (Ищет)

       Да тут шарф-покров лежит

      Хочу под ним жить.

Мышка: Я Мышка-норушка. А ты кто?

Зайчик: Я –Зайчик-побегайчик.

               Давай вместе будем жить

Мышка: Заходи.

Все (поют): Вот какой хороший дом

                      Нам тепло, уютно в  нем. (Заходят)

         (Музыка)

Ежик: Я колючий серый Еж

  Я на елочку похож

  Побегу – не видно ножек

  А зовут меня все – Ежик.

Дождь и холод, ветер дует

Где же Ежик заночует? (Ищет)

   Ой, тут шарф-покров лежит

   Буду под ним жить.

- Кто там живет?

Мышка: Это я Мышка-норушка. (Выглядывает и прячется)

Зайчик: Это я - Зайчик-Побегайчик. А ты кто?

Ежик: Я колючий серый Еж.

             Я на елочку похож.

             Давайте вместе будем жить

             Я смогу вас защитить.

Зайчик и Ежик: (поют) Вот какой хороший дом

                                         Нам тепло, уютно в нем. (Уходят)

(Музыка)

Лиса: Такой Лисы, такой красы

            Не видел белый  свет

            Умней меня, кумы-Лисы

            Во всей округе  нет.

   Там зверушки могут жить. (Нюхает)

Зайчик: (выглядывает и прячется): Ой, боюсь, боюсь. Лиса!

Мышка: (выглядывает и прячется): Ох, утащит нас в леса.

Лиса:   Эй, трусишка, выходи, ну и мышку захвати.

   Поспешите. Я тут жду, не сердите вы Лису.

Ежик: Я колючий серый Еж

             Ты друзей моих не трож.

              Уходи-ка, прочь, плутовка,

              Уколю тебя иголкой. (Идет на Лису)

Лиса: Ой, спасите, помогите. Красу-Лиску защитите-е-е!

Зайчик, Мышка: Догоняй! Держи! Лови!

Лиса: А-а-а-а-а-ай-яй. Ой-Помогите! Ой-ой-ой! Меня спасите! (Все гоняются за Лисой, она убегает)

Ежик: Мы Лису прогнали ловко,

            Не вернется к нам плутовка.

             А хотела съесть зайчишку

             И мою подружку-мышку.

Мышка: Пи-пи-пи мы испугались! В доме прятались, боялись!

Зайчик: Всех укрыл нас дом-покров, от коварных, злых врагов.

Ежик: А еще укрыл покров от осенних холодов.

Зайчик: Кто-то к нам спешит сюда. Вдруг опять это Лиса?

Все: Ой-ой-ой-ой. (Прячутся)

Выходят бабушка и Маша:

Бабушка: Машенька, да вот же твой шарф-покров.

Маша: А тут кто-то под шарфом сидит. Кто там? (Ответы)

- Это я, Мышка,

- Это я, Зайчишка.

- Это я, колючий Ёж.

Бабушка: Вот, Машенька и твой шарф оказался покровом, защитой для зверей.

Маша: А что же делать теперь, бабушка?

Бабушка:Не забирай Шарф-покров, звери замерзнут – зима  впереди.

Маша: Пусть зверушки живут под  шарфом.  

                                                           

Мышка, Зайчик, Ежик: Спасибо!

Бабушка: Выходи, честной народ, праздник – Покрова идет!

Все: Нынче праздник у нас – Покрова

        Веселится и поет детвора

        Выйди, мышка, да топни ногой,

       А ты, Зайка, спляши, дорогой,

       А теперь будем все мы дружить

        И под шарфиком весело жить

        И работать, и петь, и плясать.

         И друг другу во всем помогать.

           Нынче праздник у нас Покрова

           Веселится и поет детвора.


Вот так чудо-чудеса…
Пожелтели все леса!
Время сказочных даров-
Будем праздновать Покров!

Осень землю покрывает
Пёстрым, праздничным ковром.
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом!

Ведущая: Тут и сказке нашей конец, а кто слушал — молодец!

10. Завершение праздника: (ведущий выносит поднос с пирогом, угощает детей)
Хозяюшка:
Вам басни да сказки, а нам  - пироги да   сласти.

Что ж вы гости всё сидите?

К самовару подходите.

Приглашаем вас к чаю, да к сдобному караваю!

Спасибо за внимание, до новых встреч, до свидания!







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями направленная на профилактику речевых нарушений у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Работа с родителями направленная на профилактику речевых нарушений у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на 2015 – 2016 учебный год. Проведение родительских собра...

Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Дарите людям доброту"

Представляю Вашему вниманию конспект речевого досуга в котором затрагиваются нравственные вопросы: "Что такое доброта?", "Что значит быть добрым человеком?", "Какие добрые пос...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Хочу быть актером»

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.Тема: «Хочу быть актером»...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР «Путешествие в страну знаний»

Конспект НОД разработан для детей подготовительной группы с ТНР  с целью систематизировать и закрепить знания дошкольников по лексической теме "Одежда"....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

НОД ОО «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности - Путешествие в сказку "Как зверята подружились"

Цели: Актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи с использов...