Конспект фронтального занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Белова Галина Васильевна

Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового слухового анализа слов. Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосопередачи, тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи). Развитие зрительного внимания мышления, творческого воображения, подражательности. Воспитание любви к домашним животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Рябинка»  _____________________________________________________________________________

НОД ОО «Речевое развитие»
для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Путешествие в сказку                                                            «Как щенок узнал, кто всех важнее»

Подготовила и провела:

 учитель-логопед Белова Г.В.

                                                                       

                                                                   г.  Южноуральск

     

Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»

Тема. Домашние животные.

Цели. Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового слухового анализа слов. Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосопередачи, тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи). Развитие зрительного внимания мышления, творческого воображения, подражательности. Воспитание любви к домашним животным.

Оборудование. Слайд презентация, ободки для инсценировки; алгоритм для пересказа, иллюстрации к сказке, игра «Пастушки», игра «Кого, чем угостим?», игра «Кто за забором?», карточки со словами, слогами, схемами слов.

Ход занятия

1. Организация начала занятия.

Логопед. Сегодня у нас с вами состоится новое путешествие — в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее». Если хотите туда попасть, помогите мне развести по загонам домашних животных.

2. Игра «Пастушки». Совершенствование навыка слогового анализа слов, развитие зрительного внимания, мышления.

На магнитной доске закреплены изображения животных: собаки, коровы, быка, лошади, козы, овцы, барана, кролика, свиньи, медведя, волка, лисы. Под ними — три загона.

Логопед. Выберите только домашних животных. Четко произнесите их названия, разделите на слоги и поместите: в первый загон, если в названии один слог, во второй загон — если в названии два слога, в третий загон — если в названии три слога.

1-й ребенок. Это ко-ро-ва. В названии три слога. Ставлю ее в третий загон.

2-й ребенок. Это бык. В названии один слог. Ставлю его в первый загон. И т. п.

Логопед. Вы были хорошими пастушками, помогли мне, и теперь мы можем отправиться в путешествие.

3. Рассказывание логопедом сказки. Развитие слухового внимания. Логопед ставит на наборное полотно иллюстрацию к сказке.

Логопед. Летом девочка поехала в деревню к бабушке. И вот что однажды утром она увидела и услышала, выглянув из окна.

Около будки у забора сидела собака Черника и говорила своему щенку:

— Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

— А какая у тебя работа? — спросил щенок.

— Самая важная, — ответила Черника. — Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я — самое нужное домашнее животное.

— Ничего подобного, — не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. — Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? Я — самое нужное домашнее животное.

— Как бы не так, — высунула голову из хлева корова. — Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если бы не молоко, сливки, творожок, сметанка? Я — самое нужное домашнее животное.

— Между прочим, мое молоко и полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух, — возмутилась коза. — Я самое нужное домашнее животное.

— Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, — засуетился кролик в вольере. — А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубки и шапочки. Я — самое нужное домашнее животное.

— Мы тоже даем и мясо, и шкуру, и много шерсти, — заблеяли овца и баран. — Мы — самые нужные домашние животные.

— Какое свинство! — послышалось хрюканье из глубины хлева. — Я даю больше всех мяса и сала. Я — самое нужное домашнее животное.

Из конюшни вышел красавец-конь.

— Ну что, скажешь, что ты — самое нужное домашнее животное? — спросила кошка.

— Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.

— И то верно, — согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, и щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала ее завтракать.

4. Игра «Кого чем угостим?». Совершенствование грамматического строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных). Развитие мышления, зрительного внимания.

Логопед. В сказке умный конь сказал, что человек ухаживает за домашними животными, кормит их. Я хочу проверить, знаете ли вы, чем нужно кормить домашних животных. Выберите угощение для животного, укрепите его рядом с животным, ответьте на вопрос«Кого и чем вы накормите?»

На фланелеграфе изображения домашних животных: собаки, кошки, коровы, лошади, кролика, свиньи. На наборном полотне карточки: молоко и рыба; морковь, капуста и трава; сено и овес; мясо и косточка; овощи; сено и клевер.

1-й ребенок. Я напою кота молоком и накормлю рыбой.

2-й ребенок. Я накормлю корову сеном и клевером.

3-й ребенок. Я угощу лошадь сеном и овсом.

И т. п.

Логопед. Теперь, когда вы накормили животных, мы можем поиграть.

5. «Игра в стадо». Совершенствование навыка правильной голосоподачи. Координация речи с движением. Развитие подражательности и творческого воображения.

Дети.

Мы вчера играли в стадо, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

И рычать нам было надо.

Мы рычали (Рычат.)

И мычали, (Мычат.)

По-собачьи лаяли. (лают)

Не слыхали замечаний Нины Николаевны. (Продолжают идти по кругу)

Логопед.

А она сказала строго(останавливаются)

— Что за шум такой у вас?

Я детей видала много,

Таких вижу в первый раз.

Дети.

Мы сказали ей в ответ:

— Никаких детей тут нет! (отрицательно качают головами)

Мы не Пети и не Вовы, (загибают пальцы на левой руке)

Мы собаки и коровы. (загибают пальцы на правой руке)

Логопед.

А она в ответ(дети идут по кругу друг за другом)

— Да что вы!

Ладно, если вы коровы,

Я тогда — пастух.

И прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.

(А. Барто)

6. Работа по воспитанию правильного физиологического дыхания и совершенствованию навыка голосоведения на мягкой атаке.

Логопед. Остановитесь, повернитесь лицом в круг. Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох (три раза). Теперь давайте расскажем нашу чистоговорку про щеночка колли. Вы сделаете глубокий вдох и будете говорить на выдохе две строчки чистоговорки. Помните, что говорить нужно плавно, ровно, не снижая голоса. Затем сделаете дополнительный вдох и договорите оставшиеся две строчки на выдохе.

Дети.

Дети Коля дочке Поле

Подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли

Убежал от Поли в поле.

(Ю. Могутин)

7. Беседа по сказке. Выборочный пересказ паролям. Развитие связной речи, творческого воображения, подражательности. Совершенствование навыка пересказа.

Логопед. Теперь садитесь на ковер и давайте побеседуем. Чей спор услышала девочка однажды утром?

Дети. Девочка услышала спор домашних животных.

Логопед. О чем спорили домашние животные?

Дети. Домашние животные спорили о том, кто из них нужнее человеку.

Логопед. Кто же оказался самым важным домашним животным?

Дети. Все домашние животные нужны человеку, потому что они приносят ему пользу.

Логопед. Давайте попробуем разыграть спор домашних животных по ролям. Старайтесь говорить правильно, выразительно.

Логопед распределяет роли. Дети разыгрывают сказку по ролям.

8. Игра «Кто спрятался?» Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных и употребление в речи предлогов ЗА, ИЗ-ЗА). Развитие навыка звукового анализа слов. Развитие зрительного внимания.

На магнитной доске укреплены изображения забора и куста, (из-под и из-за   которых видны разные части животных.

Логопед. Как вы думаете, какие домашние животные спрятались за забором и за кустом? Почему?

1-й ребенок. За кустом спрятался кот, потому что из-за куста торчит кошачий хвост.

2-й ребенок. Еще за кустом спрятался кролик, потому что из-за куста торчат кроличьи уши.

3-й ребенок. За забором спрятался бык, потому что из-за забора видна бычья голова и бычьи рога, а из-под забора видны бычьи копыта.

4-й ребенок. Еще за забором спрятался конь, потому что из-за забора торчит конский хвост, а из-под забора торчат конские копыта.

И т. д.

Логопед. Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы. (Достает из-за куста и из-за забора изображения кота, кролика, быка, коня и ставит их на наборное полотно). Произнесите еще раз названия этих животных и подумайте, каким из них соответствуют эти схемы.

- твёрдый согласный звук, - мягкий согласный звук, - гласный звук

Дети помещают первую схему под изображением кота, вторую — под изображением коня, третью — под изображением быка.

Логопед. Молодцы! А теперь скажите, сколько гласных звуков в слове кролик? Назовите их по порядку.

Дети. Два. Это звуки [о], [и].

Логопед. Очень хорошо.

9. Игра «Магнитные слова». Совершенствование навыка чтения, профилактика нарушений письма и чтения.

Логопед открывает магнитную доску, на которой закреплены карточки со слогами: кро, за, лик, ро, ко, ва, ко, ран, ба.

Логопед. Прочитайте слоги. Постарайтесь составить из них названия четырех домашних животных.

Дети составляют слова.

Логопед. Прочитайте слова.

Дети. коза, кролик, корова, баран.

10. Организация окончания занятия.

Логопед. В какой сказке мы сегодня побывали?

Дети. Мы побывали в сказке «Как щенок узнал, кто всех важнее». Логопед. Чем мы сегодня занимались?

Дети. Мы делили названия домашних животных на слоги, играли в игру «Кого чем угостим?», разыгрывали сказку по ролям, составляли и читали слова.

Логопед. Дома расскажите сказку маме и папе и сделайте рисунок к ней для нашей выставки.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Рябинка» __________________________________________________________________________________ НОД ОО «речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее» Цели: Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи ( образование форм винительного и творительного падежа имён существительных, образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосопередачи , тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи). Развитие зрительного внимания, мышления, творческого воображения, подражательности. Воспитание любви к домашним животным. Подготовила и провела учитель –логопед: Белова Г.В. (февраль)

Слайд 2

Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»

Слайд 3

Игра «Пастушки»

Слайд 4

Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»

Слайд 6

Все животные картинка

Слайд 7

«Кого чем угостим?»

Слайд 8

Игра « Кони »

Слайд 9

Спор домашних животных

Слайд 10

«Кто спрятался?»

Слайд 11

1 2 3

Слайд 12

ЗА КО ВА КО РО ЛИК КРО РАН БА СОСТАВТЕ ИЗ СЛОГОВ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ

Слайд 13

Все животные картинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Путешествие в сказку"

Образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности...

ОС по развитию речи в старшей группе по теме «Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»

Данное занятие прдусмотрено для детей старшего дошкольного возраст....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в сказку. Как щенок узнал ,кто всех важнее»

Конспект.  Коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе .Тема: "Путешествие в сказку. Как щенок узнал, кто всех важнее"Цель. Актуализация словаря п...

НОД ОО «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности - Путешествие в сказку "Как зверята подружились"

Цели: Актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи с использов...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»

Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»Цель:развитие связной речи.Задачи:Закрепление знаний о праздновании Масленицы.Закрепление словаря по лексической теме.Развитие функции с...